Имя прилагательное. Нормы употребления.
методическая разработка (русский язык, 10 класс) по теме

Лавринович Ирина Владимировна

Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления имён прилагательных в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное

Задание 1.

Прочитайте текст. Определите род, число, падеж прилагательных. Какую роль играют прилагательные в описании портрета И.С. Тургенева?

Посмотрите на портрет Тургенева. Вот лицо коренного русского человека. Глаза с тонким умом и нежною, русскою печалью, добрые, мудрые и грустные морщины — это лицо старого русского крестьянина, только облагороженное и утонченное высокою культурой. Тургенев был и по своему духу коренной русский человек. Разве с безукоризненным совершенством, доступным кроме него, может быть, одному только Пушкину, он не владел гением русского языка? Разве смех его не самобытный, неподражаемый, народный смех? Разве он не знал всех наших глубоко скрытых недостатков и не любил и не понимал той русской красоты, которая доступна только людям, связанным с народом плотью и кровью, сердцем и духом?

(Д. Мережковский)

Задание 2.

Образуйте простую и сложную форму сравнительной степени сравнения данных прилагательных.

Крупный, популярный, ценный, интересный, морозный, искусный, укромный, честный, сдержанный, решительный, оживленный, одаренный, утонченный.

Задание 3.

Образуйте сравнительную степень имен прилагательных.

Богатый — богаче: вязкий — …,   горький — ..., мягкий — ... .

Буйный — буйнее: вкусный — …,   влажный —…,    грубый — ... .

Гладкий — глаже: глубокий —…,    густой —…,    твердый — ... .

Высокий — выше: большой — ..., глухой — ... .

Сладкий — слаще: простой — ... .

Плохой — хуже: хороший — ... .

Задание 4.

Учитывая значение прилагательных-омонимов, образуйте от них, если это возможно, форму сравнительной степени.

Изнуренный (дошедший до полного истощения) — изнуренный (выражающий изнурение).

Изумленный (испытывающий изумление, изумившийся) — изумленный (выражающий изумление).

Испуганный (пребывающий в состоянии испуга, испугавшийся) — испуганный (выражающий испуг).

Известный (такой, о котором имеются сведения) — известный (пользующийся известностью, знаменитый).

Задание 5.

Прочитайте текст, найдите в нем полные и краткие прилагательные. Определите, какую функцию они выполняют в тексте.

1. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда... (И. Тургенев).

2. День был жаркий, тихий. Он шел в сквозной тени аллеи и далеко видел вокруг себя кудрявые белоснежные ветви. Особенно силен, густ был цвет на грушах, и смесь этой белизны и яркой синевы неба давала фиолетовый оттенок (И. Бунин).

Задание 6.

Образуйте, если это возможно, краткую форму прилагательных.

Деревянный, молодой, гибкий, похожий, осенний, информационный, удрученный, книжный, проверенный, смышленый, шерстяной, сестрицын.

Задание 7.

Образуйте варианты краткой формы прилагательных на -енный.

Безнравственный, дружественный, воинственный, безответственный, мужественный, чувственный, торжественный, невежественный, естественный, действенный, таинственный, царственный, существенный, гражданственный, ответственный.

Задание 8.

Выберите из скобок и запишите правильный вариант.

Предложенный вариант окажется более (естествен, естественен); его костюм (безукоризнен, безукоризненен); конфликт (бессмыслен, бессмысленен); момент (торжествен, торжественен); жребий (благословен, благословенен); успех (несомнен, несомненен); ответ (откровен, откровенен); шаг (неуверен, неуверенен); цветок (изыскан, изысканен).

Задание 9.

Выберите нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.

Певец был (известен, известный), это выступление было (непродуманное, не продумано), аппетит был (отменный, отменен), пропуск лекций (нежелателен, нежелательный).

Задание 10.

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Решение одобрено, одобренное решение; болезнь неизлечима, неизлечимая болезнь; утро туманно, утро туманное; взгляд безжизнен, безжизненный взгляд; вечер незабываем, незабываемый вечер; опыт бесценный, опыт бесценен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол, причастие, деепричастие. Нормы употребления.

Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления глаголов и глагольных форм....

Имя существительное. Нормы употребления.

Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления существительных....

Имя числительное. Нормы употребления.

Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления имён числительных....

Урок" Лексические нормы употребления глаголов"

Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...

Презентация"Лексические нормы употребления глаголов"

Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...

Нормы употребления причастий в речи (6 КЛАСС, программа С.И. Львова)

Урок по теме "Нормы употребления причастий в речи"...

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголовЦели урока: 1) сформировать умение учащихся правильно использовать в своей речи основные лексические понятия; 2) совер...