Имя существительное. Нормы употребления.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Лавринович Ирина Владимировна

Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Блок I

Задания и вопросы на первичные наблюдения и анализ

Задание 1

Ответьте на вопросы.

1. Что обозначает имя существительное?

2. Какие существительные называются одушевленными, а какие — неодушевленными?

3. В чем заключаются графические отличия имен существительных собственных от нарицательных?

Задание 2

Выпишите существительные, которые не имеют формы единственного числа.

Макароны, будни, горы, щипцы, перила, ворота, карандаши, плоскогубцы, пассатижи, враги, крестьяне, уши, деньги, сутки, двери, колени, чулки, сучья.

Задание 3

Определите род имен существительных.

Старшина, городишко, подмастерье, галерея, дитя, смельчак, домишко.

Задание 4

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение существительных.

Идти по алле... , находиться в здани... , испытывать чувство груст… , написать конспект в тетрад... , недалеко от деревн... , свидетельствовать о смелост... , остановиться в недоумени... , быть в отпуск…  более недел... , бежать вдоль дорог... .

Блок II

Тренинг

Задание 5

Составьте и запишите словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном роде, числе и падеже.

Авеню (ср.р.), туфля (ж.р.), шампунь (м.р.), жюри (ср.р.), моль (ж.р.), кенгуру (м.р.), фасоль (ж.р.), бандероль (ж.р.), какаду (м.р.), староста (м.р.), бра (ср.р.), пюре (ср.р.) вуаль (ж.р.), толь (м.р.), тюль (м.р.), резюме (ср.р.), лосось (м.р.), имбирь (м.р.), камикадзе (м.р.), каратэ (ср.р.), кашне (ср.р.), кашпо (ср.р.), кепи (ср.р.), кладезь (м.р.), кутюрье (м.р.), абрикос (м.р.), лассо (ср.р.), манжета (ж.р.), щебень (м.р.), штемпель (м.р.), боржоми (ср.р.), бутыль (ж.р.).

Для справки: разноцветный, черный, широкий, вкусный, прозрачный, крупный, рассудительный, яркий, подробный, плетеный, ажурный, быстрый, строгий, универсальный, белый, заказной, лакированный, длинный, теплый, настоящий, белоснежный, модный, бесстрашный, мелкий, душистый.

Задание 6

Составьте словосочетания с существительными общего рода.

Зазнайка, капризуля, транжира, молодчина, умница, тезка, лакомка, левша, кроха.

Задание 7

Найдите и исправьте ошибки в определении рода имен существительных.

Центральное авеню, кружевной манжет, настенная бра, дальневосточная лосось, зеленый имбирь, говорящий какаду, вместительная бутыль, четкий штемпель, женский туфель.

Задание 8

Определите род имен существительных-аббревиатур, составьте с ними словосочетания.

НАТО, СНГ, ООН, ЮНЕСКО, ФСБ, МИД, МВД.

Задание 9

Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль, выберите 4—5 примеров существительных, которые в данном тексте являются предметом обсуждения.

Даже слово «поэт» имеет форму женского рода — «поэтесса». Правда, Анна Ахматова и особенно резко Марина Цветаева требовали, чтобы их именовали поэтами, подчеркивая этим мужественность и значимость поэтического дара. И все же без женского рода этого слова не обойтись. Поэтессу тоже можно именовать поэтом, как и русских поэтесс прошлых столетий, начиная с государыни Елизаветы Петровны, сочинявшей премиленькие песенки, и продолжая значительный список именами Зубовой, Ростопчиной и других, создававших настоящую поэзию.

А вот у слова «библиотекарь» женского рода нет. Расхожее, достаточно пренебрежительное «библиотекарша», равно как «генеральша», «казначейша» — наименование жены генерала, казначея и библиотекаря, говорит об их семейном положении и о социальном статусе, но не о роде занятий самой носительницы этого имени. Почему так?

Мы редко задумываемся о том, что в нашем глубоком по смыслу, удивительно тонком в нюансах русском языке нет ничего случайного. Каждое слово наполнено огромным понятийным содержанием и в том числе исторической памятью. Женского рода нет и в новом, появившемся после петровских реформ слове «губернатор», и в старинном, чуть ли не из Киевской Руси, слове «казначей», нет и ни в одном воинском звании, потому что все эти слова, включая слово «библиотекарь», несут державное, государство образующее начало.

Библиотекарь — человек государственный. Если бы его задачи не ограничивались только накоплением и сбережением книг, тогда бы он именовался «хранителем» или «хранительницей». Это призвание таит в себе нечто большее, что и запечатлелось в языке с тех времен, когда приобретение книг считалось государственной задачей наравне с привлечением на российскую службу иностранных специалистов из всех областей науки, техники, промышленности и военного дела.

(Б. Алмазов — «Литературная газета», 3 — 9 сент. 2003 г.)

Задание 10

Подберите, где это возможно, к данным существительным, обозначающим профессию, пару, относящуюся к женскому роду.

Машинист, повар, инженер, писатель, строитель, официант, певец.

Задание 11

Образуйте множественное число имен существительных; поставьте в словах ударение.

Блю'до (ед.ч.) - блю'да (мн.ч.): благо, кондуктор (работник транспорта),   конструктор (автор конструкций).

Архите'ктор (ед.ч.) - архите'кторы (мн.ч.): ярус, конус, месяц, примус.

Доми'ще (ед.ч.) — доми'щи: глазище, заводище, волчище.

Задание 12

Образуйте форму родительного падежа множественного числа имен существительных.

Яблоко (ед.ч.) — яблок (род.п. мн.ч): ведерко, дорожка, притча.

Басня (ед.ч.) — басен (род.п. мн.ч.): кухня, болото, пуговица, свадьба, неделя.

Апельсин (ед.ч.) — апельсинов (род.п. мн.ч.): верблюд, мандарин, возраст, герб, гектар, джинсы, пульт.

Груша (ед.ч.) — груш (род.п. мн.ч.): задача, свеча.

Задание 13

Распределите по группам существительные, которые имеют форму только множественного числа, и существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Качели, ворота, кулуары, шоколад, тиранство, брюки, детство, бигуди, молодежь, белила, выборы, терроризм, супружество, содружество, чернила, гусли.

Задание 14

Запишите только правильный вариант существительных во множественном числе.

Штемпеля', ште'мпели; скатерте'й, ска'тертей; тро'стей, тросте'й; по ще'лям, по щеля'м.

Задание 15

Прочитайте текст. Найдите устаревшую форму существительного, имеющего в современном русском языке только форму множественного числа.

Один остался; несколько мгновений

Он был объят глубокой думой; вдруг –

Как будто что напомнилось ему —

Пошел поспешным шагом

К потоку, где могучий Гром

Под деревом привязанный стоял.

Была недалеко оттуда

Утесистая дебрь. И много лет

Прошло с тех пор, как в этой дебри

Имел Рустам свиданье с горным духом.

(В. Жуковский)

Задание 16

Прочитайте текст. Найдите: а) устаревшую форму существительного, имеющего в современном русском языке другие падежные окончания, б) имена существительные, которые в современном русском языке не имеют формы множественного числа.

1. Прогуливаясь третьего дни по берегу, встретился я с одним из тех почтенных человеков, которые превосходительство поставляют не в пышности названия, но в доброте сердца (Н. Новиков). 2. Сокрылися навек мои прекрасны дни, За ними скрылися и смехи, и забавы, И нежные мечты, и обещанья славы... (Ю. Нелединский-Мелецкий).

Задание 17

Допишите окончания имен существительных.

Тарелка суп... , ложка сахар... , один литр керосин... .

Обед без суп... , чай без сахар... , работает без керосин... .

Задание 18

Образуйте форму предложного падежа единственного числа существительных с предлогами о (об) и в.

Год, сад, край, отпуск, пир, мир, бор, порт, цех, шкаф, песок, дым, бал, мед, бред, холод, порт.

Задание 19

Прочитайте тест. Найдите устаревшие падежные формы имен существительных.

Или, когда являя месяц роги

Туманный свет на рощи наводил,

Он, грустен, вдоль большой дороги

До полночи бродил.

(В. Жуковский)

Задание 20

Прочитайте текст известного русского лингвиста К. С. Горбачевича. Сделайте вывод, какие разряды имен существительных при склонении в современном русском языке могут иметь варианты окончаний.

Принято считать, что постепенно устаревающую форму на -у(-ю) в современном языке сохраняют следующие разряды имен: 1) вещественные существительные при обозначении части целого (кружка квасу, кусок cахаpy); 2) некоторые собирательные и отвлеченные существительные (много народу, мало жару); 3) некоторые существительные в предложных сочетаниях (из лесу, с испугу) и в составе устойчивых фразеологических оборотов (с миру по нитке, нашего полку прибыло, сбиться с панталыку). В остальных случаях рекомендуется употреблять форму на -а(-я): вкус чая, производство сахара, среди народа и т.п.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Блок I

Задания и вопросы на первичные наблюдения и анализ

Задание 118

Ответьте на вопросы.

1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2. Как определить род имени прилагательного?

3. Как образуются степени сравнения имен прилагательных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол, причастие, деепричастие. Нормы употребления.

Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления глаголов и глагольных форм....

Имя прилагательное. Нормы употребления.

Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления имён прилагательных в речи....

Имя числительное. Нормы употребления.

Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления имён числительных....

Урок" Лексические нормы употребления глаголов"

Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...

Презентация"Лексические нормы употребления глаголов"

Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...

Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.

Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку....

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголовЦели урока: 1) сформировать умение учащихся правильно использовать в своей речи основные лексические понятия; 2) совер...