Конспект урока "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Митрофанова Ирина Александровна

Конспект урока в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Род имен существительных»

Цель:  -формировать представление о грамматической категории рода существительных;

-уметь определять род имен существительных;

-согласовывать имена прилагательные и глаголы с именами существительными общего рода.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Актуализация опорных знаний.

Устный опрос

Что изучает морфология?

Что такое имя существительное?

Как изменяются имена существительные?

Каким членом предложения может быть?

Собственные имена существительные…

4.Орфографический практикум.

 Мета(л,лл)олом, кла(с,сс), т..традь, с..лома, св..тофор, экспедиц..я, к..питан, ле(?)тенант, корабль «(В,в)осток», кафе «(П,п)арус»

Объяснить орфограммы.  

5.Сообщение темы урока.

Какое слово попало не в свой ряд? Почему?

1.Дочь, ночь, мышь, ткач.

2.Дело сало, окно, поле.

3.Лак, мак, шалаш, плащ.

Запишите тему в тетрадь – «Род имён существительных»

Все  существительные  делятся  на  3  большие  группы:  мужской,

женский, средний род.

Как определить род?  

Какие слова -  помощники применяем, определяя род?  (он мой, она моя, оно моё)          

Имена существительные имеют род, но не изменяется по родам. Категория рода - это постоянный признак.
Но  есть слова в русском языке, в которых мы можем сомневаться при определении рода.

К некоторым существительным можно подобрать слово-определение и мужского, и женского рода в зависимости от того, лицо какого пола они обозначают(Петя у нас такой умница(м.р.)!)

Эти слова обычно употребляются в разговорной речи для оценки людей: зануда, непоседа, умница, неряха, сладкоежка, зубрила. К ним относятся краткие личные имена: Саша, Женя, Валера. Вне текста такие существительные относятся к общему роду, в конкретном тексте они отностятся или к мужскому, или женскому роду.

Упр. 281

Как определить род у существительных во множественном числе?

Как определить род существительных, которые имеют форму только  множественного числа? (сутки, ножницы, грабли, очки, сумерки) 

 6.Физкультминутка

 7.Закрепление изученного материала

 Распределить существительные на три группы: м.р, ср.р, ж.р.

Очки, рожь, сторож, луж, кривляка, молодежь, багаж, упряжь, тишь, сумерки,  шалаш, груш,карандаш,  разиня, роскошь, мяч, речь, ножницы, туч, ключ, дач, круч, училищ, пастбищ, рощ.

Какие слова не вошли ни в одну из трех групп? Почему?

Устранить ошибки в употреблении существительных. Работа в парах.        

Маленький мышь, вкусный яблоко, трудное фамилия, мокрый полотенце, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый, печеная картофель, огромная рояль, белый сирень, раскидистая тополь, горячее кофе.

8.Итоги урока.

9.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...

Конспект занятия «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе».

Конспект разработан для 1-2 класса коррекционной школы для детей с ЗПР, по лексической теме "Защитники отечества"...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме  "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс, 2018г.,для обучающихся с интел...