Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах
рабочая программа по русскому языку

Нэля Майзуровна Аскарова

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkij_yazy_k.docx458.6 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Asus\Desktop\тит АС\Рисунок (201).jpg

Оглавление

 Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………………………………….……………………3

Содержание  учебного предмета ……………………………………….…                                                                8

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………   14                                                                                

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыковв повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на урокахиностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка;
  • создавать устные монологические и диалогические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка (стилю);
  • проводить фонетический, орфоэпический, звуко-буквенный анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • отличать слова от других единиц языка; опознавать самостоятельные и служебные части речи и их формы;
  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • находить грамматическую основу предложения;
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры, распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • проводить синтаксический анализ;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать основные выразительные средства языка;
  • извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и справочников;
  • писать доклады, рефераты, тезисы, статьи, рецензии, интервью, очерки, доверенности, резюме;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • устанавливать смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ(ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила норматив-

ного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового ибуквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в CMC-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательнаяпара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского

языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№п/п

Содержание

Количество часов

Язык и общение

3 часа

1

Язык и человек. Язык и речь.

2

Язык и его единицы.

3

Р.Р.Композиционные и языковые признаки стиля речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

26

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

5

Орфограмма.

6

Правописание  проверяемых безударных гласных в корне слова.

7

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

10

Буквы и, у, а после шипящих.

11

Разделительные Ъ и Ь.

12

Раздельное написание предлогов с другими словами.

13

Р.Р.Текст.

14

Р.Р.  Обучающее изложение

15

Р.Р.  Обучающее изложение

16

Части речи.

17

Глагол.

18

Правописание тся и ться в глаголах.

19

Личные окончания глаголов.

20

Р.Р. Тема текста.

21

Имя существительное как часть речи.

22

Падежные окончания существительных.

23

Имя прилагательное как часть речи.

24

Местоимение как часть речи.

25

Р.Р. Основная мысль текста.

26

Р.Р. Обучающее сочинение- описание  по картине А.А. Пластова «Летом».

27

Повторение изученного в начальных классах.

28

К.Р.Контрольная работа №1  по  теме «Повторение изученного в начальных классах».

29

Анализ ошибок, допущенных  в контрольном диктанте.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

32

30

Синтаксис. Пунктуация.

31

Словосочетание.

32

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

33

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

34

Разбор словосочетания.

35

Р.Р.  Сжатое изложение. (Упр.127)

36

Виды предложений по цели высказывания.

37

Виды предложений по цели высказывания.

38

Виды предложений по интонации.

39

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

40

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

41

Сказуемое

42

Тире между подлежащим и сказуемым.

43

Тире между подлежащим и сказуемым.

44

Дополнение.

45

Определение.

46

Обстоятельство.

47

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

48

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

49

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения.

50

Предложения с обращениями.

51

Р.Р. Письмо.

52

Р.Р. Сочинение- описание по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

53

К.Р. Контрольная работа  №2  по теме «Синтаксис простого предложения»

54

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

55

Знаки препинания в сложном предложении.

56

Синтаксический разбор сложного предложения.

57

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

58

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

59

Диалог.

60

К.Р. Контрольная работа №3  по теме «Синтаксис и пунктуация».

61

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография Культура речи.

23

62

Фонетика. Гласные звуки.

63

Согласные звуки. Согласные  твёрдые и мягкие.

64

Позиционные чередования гласных и согласных.

65

Позиционные чередования гласных и согласных.

66

Р.Р. Повествование.

67

Р.Р.  Обучающее изложение  с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка».)

68

Р.Р.  Обучающее изложение  с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка».)

69

Согласные звонкие и глухие.

70

Согласные звонкие и глухие.

71

Графика. Алфавит.

72

Графика. Алфавит.

73

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

74

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

75

Двойная роль букв   е,ё,ю,я.

76

Двойная роль букв   е,ё,ю,я.

77

Орфоэпия.

78

Орфоэпия.

79

Фонетический разбор слова.

80

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

81

К.Р.Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

82

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

83

Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине  Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

84

Р.Р. Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине  Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Лексика. Культура речи.

17

85

Слово и его значение.

86

Слово и его значение.

87

Однозначные и многозначные слова.

88

Однозначные и многозначные слова.

89

Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова.

90

Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова.

91

Омонимы.

92

Роль омонимов  в речи.

93

Синонимы. Роль синонимов в речи.

94

Антонимы. Роль антонимов в речи.

95

Р.Р. Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

96

Р.Р. Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

97

Р.Р. Подготовка к подробному изложению ( К.Г.Паустовский «Первый снег»)

98

Р.Р.Написание подробного изложения (К.Г.Паустовский «Первый снег»)

99

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

100

К.Р. Контрольный тест  по теме «Лексика. Культура речи».

101

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

33

102

Морфема. Изменение  и образование слов.

103

Морфема. Изменение  и образование слов.

104

Окончание. Основа слова.

105

Окончание. Основа слова.

106

Корень слова.

107

Корень слова. Однокоренные слова.

108

Приставка.

109

Приставка.

110

Р.Р. Сочинение-рассуждение  «Секрет названия»

111

Суффикс.

112

Суффикс

113

Чередование звуков.

114

Чередование звуков.

115

Беглые гласные.

116

Беглые гласные.

117

Варианты морфем.

118

Морфемный разбор слова.

119

Правописание гласных и согласных в приставках.

120

Правописание гласных и согласных в приставках.

121

Буквы З и С на конце приставок.

122

Буквы З и С на конце приставок.

123

Буквы о –а в корне лаг –лож .

124

Буквы о –а в корне лаг –лож .

125

Буквы О –А в корне раст –рос .

126

Буквы О –А в корне раст –рос .

127

Буквы ё –е после шипящих.

128

Буквы ё –е после шипящих.

129

Буквы  И –Ы  после Ц.

130

Буквы  И –Ы  после Ц.

131

Повторение по теме «Морфемика».

132

К.Р. Контрольная работа №4   по теме  «Морфемика».

133

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

134

Р.Р. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского  «Сирень в корзине» с последующим анализом работы.

Морфология. Орфография. Культура речи.

62

Имя существительное

23

135

Имя существительное как часть речи.

136

Р.Р.Доказательства в рассуждении.

137

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

138

Имена существительные собственные и нарицательные.

139

Имена существительные собственные и нарицательные.

140

Р.Р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение. (Упр. 513.)

141

Род  имён существительных.

142

Род  имён существительных.

143

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

144

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

145

Три склонения имён существительных.

146

Три склонения имён существительных.

147

Падеж имён существительных.

148

Падеж имён существительных.

149

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе.

150

Множественное число имён существительных.

151

Правописание О –Е после шипящих и Ц  в окончаниях существительных.

152

Правописание О –Е после шипящих и Ц  в окончаниях существительных.

153

Морфологический разбор имени существительного.

154

К.Р. Контрольная работа № 5  по теме «Имя существительное»

155

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

156

Р.Р.Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

157

Р.Р. Сочинение –описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Имя прилагательное

14

158

Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.

159

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

160

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

161

Гласная в падежных окончаниях имён прилагательных.

162

Р.Р. Описание животного.

163

Р.Р. Подробное  изложение.(А.И.Куприн « Ю-ю»).

164

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

165

Прилагательные полные и краткие.

166

Прилагательные полные и краткие.

167

Р.Р. Устное сочинение по картине  А.Н.Комарова. «Наводнение».

168

Морфологический разбор имени прилагательного.

169

Повторение по теме «Имя прилагательное».

170

К.Р. Контрольная работа №6 по теме «Имя прилагательное».

171

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Глагол

26

172

Глагол как часть речи.

173

Не с глаголами.

174

Не с глаголами.

175

Неопределённая форма глагола.

176

Неопределённая форма глагола.

177

Виды глагола.

178

Виды глагола.

179

Буквы Е –И в корне с чередованием.

180

Буквы Е –И в корне с чередованием.

181

Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

182

Прошедшее время глагола.

183

Настоящее время глагола.

184

Будущее время глагола.

185

Будущее время глагола.

186

Правописание безударных личных окончаний глагола.

187

Правописание безударных личных окончаний глагола.

188

Морфологический разбор глагола.

189

Р.Р. Сжатое изложение с изменением  формы лица. (Упр.688)

190

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.

191

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.

192

Употребление времени.

193

Р.Р. Употребление «живописного настоящего» в речи. (Упр.696, 697)

194

Повторение по теме «Глагол».

195

К.Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол»

196

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

197

Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку.(Упр.701)

Повторение и систематизация изученного

7

198

Орфограммы в корне.

199

Орфограммы в приставках.

200

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов.

201

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов.

202

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

203

К.Р. Итоговый контрольный диктант.

204

Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте.

6 класс

№п/п

Содержание

Количество часов

                                         ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (3)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

2

Язык, речь, общение.

1              

3

Р.Р. Ситуация общения.

1

                                             ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (9)

                     9

4

Фонетика. Орфоэпия.

1

5

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Контрольный словарный диктант.

1

6

Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

1

7

Р.Р.Сочинение на тему «Интересная встреча»

1

8

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания.

1

9

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1

10

Прямая речь,  диалог.

1

11

Р. Р. Составление диалога на тему по выбору.

1

12

Входной контроль (контрольный тест).

1

                                             ТЕКСТ (5)

                     5

13

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1

14

Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста.

1

15

Р.Р.Составление продолжения текста по данному началу.

1

16

Р.Р. Сочинение-рассказ.

1

17

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

1

                                          ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12)

                   12

18

Слово и его лексическое значение.

1

19

Р. Р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»).

1

20

Общеупотребительные слова.

1

21

Профессионализмы.

1

22

Диалектизмы.

1

23

Р.Р. Сжатое изложение

1

24

Исконно русские и заимствованные слова.

1

25

Новые слова (неологизмы)

1

26

Устаревшие слова.

1

27

Словари.

1

28

Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи».

1

29

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

                                           ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4ч)

                     4

30

Фразеологизмы.

1

31

Источники фразеологизмов.

1

32

Р.Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор).

1

33

Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи». Контрольный тест «Лексика. Фразеология»

1

                                  СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (35)

                   35

34

35

36

Морфемика и словообразование.

3

37

Р.Р. Описание помещения.

1

38

39

40

Основные способы образования слов в русском языке

3

41

42

Этимология слов.

2

43

44

Р.Р. Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план. сочинение-описание (описание помещения)

2

45

46

Буквы а и о в корнях –кос- - - кас-.

2

47

48

Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-.

2

49

50

Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-.

2

51

52

Буквы ы и и после приставок

2

53

54

55

56

Гласные в приставках пре- и при-. Подготовка к к/р

4

57

58

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками

2

59

60

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

2

61

62

Сложносокращённые слова.

2

63

64

Р. Р. Контрольное сочинение – описание изображённого на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро»)

2

65

66

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Контрольный словарный диктант

2

67

Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи».

1

68

Контрольный  тест

1

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (25ч)

                   25

69

70

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

2

71

Р.Р. Составление письма другу.

1

72

73

Разносклоняемые имена существительные.

2

74.

Буква е в суффиксе  -ен- существительных на       -мя.

2

75

Р. Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён.

1

76

Несклоняемые имена существительные.

1

77

 78

Род несклоняемых имён существительных.

2

79

Имена существительные общего рода.

1

80

Морфологический разбор имени существительного.

1

81

Р.Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям.

1

82

 83

Не с именами существительными.

2

84

85

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

2

86

87

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

2

88

89

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

2

90

 91

Повторение изученного в разделе «Имя существительное». Контрольный тест «Имя существительное».

2

92

93

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (25ч)

                  25

94

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

1

95

96

Р.Р. Описание природы.

2

97

 98

Степени сравнения имён прилагательных.

2

99

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1

100

Относительные прилагательные.

1

101  102

Р.Р. Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский»)

2

103

Притяжательные прилагательные.

1

104

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

105

106

Не с прилагательными.

2

107

Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

1

108

109

Р.Р. Сочинение-описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер»).

2

110

111

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Контрольный словарный диктант.

2

112

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

1

113

114

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2

115

116

Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное».

Контрольный тест «Имя прилагательное».

2

117

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

118

Р.Р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла.

1

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (18ч)

                 18

119

120

Имя числительное как часть речи.

2

121

Простые и составные числительные.

1

122

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

123

124

Порядковые числительные.

2

125

Разряды количественных числительных.

1

126

127

128

Числительные, обозначающие целые числа.

3

129

Дробные числительные.

1

130

Р.Р. Составление юмористического рассказа по рисунку.

1

131

Собирательные числительные.

1

132

Морфологический разбор имени числительного.

1

133

134

Повторение изученного в разделе «Имя числительное».

Контрольный тест «Имя числительное».

2

135

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

136

Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!»

1

МЕСТОИМЕНИЕ (26ч)

                  26

137

Местоимение как часть речи.

1

138

139

Личные местоимения.

2

140

Возвратное местоимение себя.

1

141

Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме»

1

142

143

Вопросительные и относительные местоимения.

2

144

145

Неопределенные местоимения.

2

146

147

Отрицательные местоимения.

2

148

149

Притяжательные местоимения.

2

150

151

Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

2

152

Указательные местоимения.

1

153

154

Определительные местоимения.

2

155

Местоимения и другие части речи.

1

156

Морфологический разбор местоимения.

1

157

158

Р.Р. Контрольное сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители»)

2

159

160

Повторение изученного в разделе «Местоимение».

Контрольный тест «Местоимение».

2

161

162

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

ГЛАГОЛ (35ч)

                35

163

164

165

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

3

166

167

Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему « Стёпа колет дрова» с включением части готового текста.

2

168

169

Разноспрягаемые глаголы.

2

170

171

172

Глаголы переходные и непереходные

3

173

174

175

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

3

176

177

Р.Р. Контрольное сжатое изложение.

2

178

179

Условное наклонение.

2

180

181

182

Повелительное наклонение.

3

183

Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам.

1

184

185

186

Употребление наклонений.

Контрольный словарный диктант.

3

187

188

Безличные глаголы.

2

189

Морфологический разбор глагола.

1

190

191

Р.Р. Рассказ на основе услышанного.

2

192

193

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

2

194

195

Повторение изученного в разделе «Глагол».

Контрольный тест «Глагол».

2

196

197

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ (7ч)

                  7

198

Разделы науки о языке

1

199

200

Орфография.

2

201

Пунктуация.

1

202

203

Р.Р. Контрольное сочинение на тему по выбору

2

204

Лексика и фразеология.

1

7 класс

№п/п

Содержание

Количество часов

Язык и общение

1 час

1

Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5-6 классах (12 часов)

12

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

4

Лексика и фразеология

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

8

Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью»

9

Развитие речи. Текст

10

Развитие речи. Диалог как текст. Виды диалога

11

Развитие речи. Стили литературного языка. Публицистический стиль

12

Входной тест по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

13

Работа над ошибками

«Повторение изученного в 5-6 классах»

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (28 часов)

14

Причастие как часть речи

15

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

16

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

17

Закрепление темы «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»

18

Развитие речи. Описание внешности человека

19

Действительные и страдательные причастия

20

Краткие и полные страдательные причастия

21

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

22

Образование действительных причастий настоящего времени

23

Действительные причастия прошедшего времени

24

Страдательные причастия настоящего времени

25

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

26

Страдательные причастия прошедшего времени

27

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

28

Контрольный диктант по теме «Действительные и страдательные причастия»

29

Работа над ошибками. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

30

Одна буква Н в отглагольных прилагательных

31

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

32

Работа с текстом по различению кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных

33

Развитие речи. Сочинение по фотографии. Морфологический разбор причастия

34

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

35

Правописание НЕ с причастиями, прилагательными, существительными

36

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

37

Развитие речи. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»

38

Развитие речи. Анализ сочинений

39

Повторение по теме «Причастие»

40

Контрольный диктант по теме «Причастие»

41

Работа над ошибками

Повторение по теме «Причастие»

Деепричастие (13 часов)

42

Деепричастие как часть речи

43

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

44

Запятые при деепричастном обороте. Работа с текстом

45

 Нахождение деепричастных

 оборотов в тексте

46

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

47

Деепричастия несовершенного вида

48

Деепричастия совершенного вида

49

Замена глаголов и причастий деепричастиями совершенного и несовершенного вида

50

Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц

51

Развитие речи. Анализ сочинений. Морфологический разбор деепричастия

52

Повторение по теме «Деепричастие»

53

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

54

Работа над ошибками

Повторение по теме «Деепричастие»

Наречие (26 часов)

55

Наречие как часть речи

56

Разряды наречий

57

Определение лексико-семантических значений наречий

58

Степени сравнения наречий

59

Морфологический разбор наречия

60

Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»

61

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и -е

62

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

63

Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е

64

Развитие речи. Описание действий

65

Развитие речи. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям

66

Работа над ошибками. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

67

Буквы О и А на конце наречий

68

Условия выбора букв О и А на конце наречий

69

Развитие речи. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья»

70

Развитие речи. Анализ сочинений

71

Дефис между частями слова в наречиях

72

Различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний

73

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

74

Роль ударения в написании наречий

75

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

76

Повторение по теме «Наречие»

77

Контрольный диктант по теме «Наречие»

78

Работа над ошибками

Повторение по теме «Наречие»

79

Развитие речи. Учебно-научная речь. Отзыв

80

Развитие речи. Учебный доклад

Категория состояния (6 часов)

81

Категория состояния как часть речи

82

Синтаксическая роль слов категории состояния в предложении

83

Морфологический разбор категории состояния

84

Развитие речи. Сжатое изложение

85

Повторение по теме «Категория состояния»

86

Самостоятельная работа по теме «Категория состояния»

Служебные части речи  (40 часов)

87

Самостоятельные и служебные части речи

Предлог (11 часов)

88

Предлог как часть речи

89

Употребление предлогов

90

Непроизводные и производные предлоги

91

Простые и составные предлоги

92

Морфологический разбор предлога

93

Развитие речи. Рассказ-репортаж по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

94

Развитие речи. Анализ сочинений. Слитное и раздельное написание производных предлогов

95

Различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов с существительными

96

Повторение по теме «Предлог»

97

Контрольный диктант по теме «Предлог»

98

Работа над ошибками

Повторение по теме «Предлог»

Союз  ( 15 часов)

99

Союз как часть речи

100

Простые и составные союзы

101

Союзы сочинительные

102

Союзы подчинительные

103

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

104

Сочинительные союзы

105

Подчинительные союзы

106

Морфологический разбор союза

107

Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик

108

Развитие речи. Анализ сочинений

109

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

110

Различение на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимений с частицами

111

Повторение по теме «Предлоги и союзы»

112

Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы»

113

Работа над ошибками

Повторение по теме «Предлоги и союзы»

Частицы   (13 часов)

114

Частица как часть речи

115

Разряды частиц. Формообразующие частицы

116

Смыслоразличительные частицы

117

Раздельное и дефисное написание частиц

118

Полдень Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине К.Ф. Юона «Конец зимы.»

119

Развитие речи. Анализ сочинений. Морфологический разбор частицы

120

Отрицательные частицы не и ни

121

Функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни

122

Различение частицы не и приставки не-

123

Частиица ни, приставка ни-, союз ни…ни

124

Повторение по теме «Частица»

125

Контрольный диктант по теме "Частица"

126

Работа над ошибками

Повторение по теме «Частица»

Междометия (3 часа)

127

Междометие как часть речи

128

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

129

Итоговая диагностическая работа

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (7 часов)

130

Работа над ошибками. Разделы науки о русском языке

131

Развитие речи. Текст и стили речи. Учебно-научная речь

132

Фонетика. Графика

133

Лексика и фразеология

134

Морфемика. Словообразование

135

Морфология. Орфография

136

Синтаксис. Пунктуация

8 класс

Язык и общение

3 часа

1

Русский        язык        в современном мире

Повторение изученного в V – VI1 классах (8 часов)

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения,

выделения

3

Знаки препинания в сложном предложении

4

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

5

Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

6

Р/р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко

7

Слитное и раздельное написание не с разными частями.

8

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 7 классе»

9

Анализ контрольной работы. Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (5 часов)

10

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

11

Синтаксические связи слов        в словосочетаниях.

12

Синтаксический разбор словосочетаний.

13

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

14

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Простое предложение

4

15

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

16

Порядок слов в предложении. Интонация.

17

Р/р. Описание памятника культуры.

Главные члены предложения

18

Главные члены предложения. Подлежащее.

19

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

20

Составное глагольное сказуемое.

21

Составное именное сказуемое.

22

Тире между подлежащим и сказуемым.

23

Повторение материала по теме «Главные члены предложения»

24

Контрольный диктант с грамматическим задание по теме «Главные  члены предложения»

25

Повторение по теме «Главные члены предложения» Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

26

Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения «Язык – самая большая ценность народа»

Второстепенные члены предложения.

27

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

28

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

29

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

30

Приложение. Знаки препинания при нём.

31

Обстоятельство.

32

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

33

Р/Р «Характеристика человека»

34

Повторение по теме «Второстепенные члены предложения»

35

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

Односоставные предложения (9 часов+2Р/р)

36

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.

37

Определённо-личные предложения.

38

Неопределённо-личные предложения.

39

Р/Р Инструкция

40

Безличные предложения.

41

Р/Р Рассуждение

42

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

43

Синтаксический разбор односоставного предложения.

44

Повторение по теме «Односоставные предложения»

45

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

Однородные члены предложения (13часов +2 Р/р)

46

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Понятие об осложненном предложении.

47

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

48

Однородные и неоднородные определения.

49

Однородные и неоднородные определения.

50

Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 263)

51

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

52

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

53

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

54

Р/р. Сочинение-описание по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр. 281)

55

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

56

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

57

Синтаксический  разбор предложений с однородными членами.

58

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

59

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

60

Обособление определений. Выделительные знаки при них.

61

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Обособленные члены предложения

62

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

63

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

64

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений.

65

Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.

66

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

67

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

68

Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

69

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

70

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

71

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов

72

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

73

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов

74

Обособление дополнений с предлогами

75

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

76

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

77

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

78

Работа над ошибками. Р/Р Контрольное сжатое изложение

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

79

Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания.

80

Употребление обращений.

81

Р/р. Эпистолярный жанр. Составление делового письма.

82

Контрольное тестирование по теме «Обращение»

Вводные и вставные конструкции

83

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

84

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.

85

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях и вводных предложениях.

86

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях и вводных предложениях.

87

Р/р. Сжатое изложение.

88

Вставные слова, словосочетания и предложения.

89

Междометия в предложении.

90

Повторение по теме «Вводные и вставные конструкции»

91

Контрольный тест по теме «Вводные и вставные конструкции»

Чужая речь

92

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

93

Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

94

Р/р. Диалог.

95

Р/р. Рассказ

96

Цитата и знаки препинания при ней.

97

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью. Повторение по теме «Чужая речь»

98

Контрольная работа по теме «Чужая речь»

99

Анализ контрольной работы. Повторение в конце года. Синтаксис и морфология.

100

Синтаксис и пунктуация.

101

Синтаксис и культура речи.

102

Синтаксис и орфография.

                                                                                   9 класс

№п/п

Содержание

Количество часов

                                                Введение (1ч.)                                                                                                                                                                                                                                                

                                         

1

Международное значение русского языка

1

Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч.)

              6

2

  Фонетика. Графика. Орфография.

1

3

  Лексика и фразеология. Орфография.

1

4

  Морфемика.   Словообразование.    

1

 5

  Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Орфография.

1

6

Синтаксис словосочетания и простого предложения.  РР Текст.

1

7

  Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

1

   

Сложное предложение. Сложносочинённое предложение.  (7 ч.)

            7

8

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

1

9

Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

1

10

 Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения.

1

11-12

 Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

2

13

РР Рецензия

1

14

 Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».

1

Сложноподчинённое предложение (29ч.).

             29

15

Строение сложноподчинённого предложения. Средства связи частей СПП.

1

16

Указательные слова в сложноподчинённом предложении.

1

17

Место придаточных предложений в СПП.

1

18-19

Основные группы СПП по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительными.

2

20

РР Изложение  (по упр. 126).

1

21-22

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

2

23

Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными  определительными и изъяснительными».

1

24

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1

25

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

1

26

Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

1

27

РР Сжатое изложение. (Упр. 180).

1

28

РР Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181).

1

29

Сложноподчинённые предложения с придаточными условными.

1

30

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели.

1

31

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

1

32-33

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения и уступки

2

34

РР Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216)

1

35

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.

1

36-37

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.

2

38

Р/р. Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА). Написание сжатого изложения (с сайта ФИПИ)

1

39-40

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными

2

41

. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244)..

1

42

  Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение».  Р/р. Деловые бумаги.

1

43

Контрольная работа по теме: «Сложноподчинённое предложение»

1

Бессоюзные сложные предложения (9ч.)

             9

44

 Бессоюзные сложные предложения.

1

45

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

46-47

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

2

48-49

Тире  в бессоюзном сложном предложении.

2

50

РР Проект  «Синтаксические синонимы ССП, СПП, бессоюзных сложных предложений».

1

51

Контрольная  работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

52

РР Реферат

1

Сложные предложения с разными видами связи (5 ч)

                 5

53-54

 Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

2

55

Р/р. Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?»  (Упр. 295, 296)

1

56

РР Сжатое изложение (Упр. 301)

1

57

Авторские знаки препинания.

1

Общие сведения о языке (4  ч)

                   4

58-59

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

2

60

Русский литературный язык и его стили.

1

61

Р/р. Сжатое изложение Упр.330

1

Систематизация изученного в 9 классе (7 ч.)

                    7

62

Фонетика. Графика. Орфография.  Лексикология. Фразеология. Орфография.

1

63

РР Сжатое изложение. (Упр. 360)

1

64

Морфемика. Словообразование. Орфография

1

65

Морфология. Орфография.  Имя существительное, имя прилагательное,  имя числительное , местоимение

1

66

Синтаксис. Пунктуация.

1

67

Наречие. Слова категории состояния.   Предлог. Союз. Частица

1

68

Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.  Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.  Скобки, кавычки.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой

Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...