Конспект урока "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кошелева Снежана Викторовна

Конспект урока русского языка на тему "О чём рассказывают фразеологизмы?" (учебник М.Разумовской)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока по русскому языку в 5 классе 

 Тема:

О чём рассказывают фразеологизмы

Методы обучения: диалогический, эвристический, критического мышления и исследовательский.

Оборудование:

- презентация

- карточки

- фразеологические словари

- сигнальные карточки

Цели образовательные:

 - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках

- формирование знаний о фразеологизмах;

- развитие орфографических навыков;

цели развивающие:

- развитие навыков монологической речи,

- развитие навыков парной и групповой работы,

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

-           формирование желания выполнять учебные действия;

-           использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

-           самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-           поиск и выделение необходимой информации;

-           выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

-          способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

Коммуникативные УУД

-           планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-          сотрудничество в поиске и сборе информации;

-           умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-           формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-           формирование умения работать в  малых группах.

Регулятивные УУД

-           целеполагание;

-           планирование;

-           прогнозирование;

-           контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-           оценка.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте , садитесь. Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на уроке русского языка.   Ребята, запишите сегодняшнее число, классная работа.

А девиз нашего урока сегодня такой: лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.


2. Повторение

Орфографический практикум 

Начнём урок с повторения изученного раньше. Для этого мы проведем «немой» диктант. Задание состоит в следующем: на доске будут изображены разные предметы или действия, ваша задача молча записать словами то, что вы будете видеть, выделить орфограммы, подобрать проверочные слова, если это возможно. Начинаем с новой строки, с большой буквы, остальные слова с маленькой буквы через запятую.

Проверьте свою работу, поставьте себе оценку. Правильное написание и выделение орфограмм дано на доске. У кого нет ни одной ошибки? У кого 1 ошибка? У кого две?

Слова на какие правила вам встретились? (безударные гласные в корне слова, Ь на конце слов после шипящих, О – Ё после шипящих в корне слов, написание сочетаний РЩ, НЩ)

  1. Актуализация знаний

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Для этого разгадайте загадку.

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)

Запишите к себе в тетрадь это слово, это и будет тема нашего урока: «Фразеологизмы».

  1. Целеполагание.

А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цели нашего урока:

Запись на доске:

  1. Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию.
  2. Выяснить, где узнать лексическое значение........
  3. Выяснить роль .......... в речи.
  4. Учиться употреблять ................... в своей речи.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.В.Кунина – специалиста по русской и английской фразеологии: «ФРАЗЕОЛОГИЯ – ЭТО СОКРОВИЩНИЦА ЯЗЫКА»

 Как вы понимаете это высказывание?

Фразеология – это раздел, изучающий фразеологизмы, а фразеологизмы можно назвать сокровищами нашего языка, так как они делают нашу речь образной, выразительной, яркой.

Сегодня наша общая задача – продолжить получать знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.   

4. Открытие новых знаний.

Ребята, а что вы уже знаете о фразеологизмах?

(Дети рассказывают правило и приводят примеры)

  Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о фразеологизмах.

  Работа в группах

Учитель: Ребята, на карточках вам предлагаются 2 задания, сначала они обсуждается в группе, затем озвучиваются для всех присутствующих каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Время выполнения -    7-10 минут.

  Группа №1

Цель: выяснить, где можно узнать значение фразеологизмов: в учебнике, в толковом словаре, во фразеологических словарях.

Задание. Найдите во фразеологическом словаре, объясните и запишите значение следующих фразеологизмов:

Яблоко раздора – (предмет вражды или причина спора)

Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за это-го вспыхнула Троянская война.

Белая ворона – (не такой, как все)

Сидеть сложа руки – (ничего не делать)

Проливать свет – (втолковать, растолковать, объяснить, изъяснить, разъяснить, пояснить)

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний.

Задание. В данных предложениях найдите фразеологизмы, подчеркните их, объясните, чем они отличаются от одинаково звучащих слов в других предложениях.

  1. На глаз больного наложили повязку. - Расстояние мы определили на глаз.
  2.  Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. - Ребята работали засучив рукава.
  3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. - Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Группа №2

 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Задание. Найди нужное слово, чтобы получился фразеологизм, подчеркни его.  Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал;

(медвежья, собачья, волчья) услуга;

бить (мух, баклуши, ящики);

Цель: Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

Задание. Найдите фразеологизмы. Определите и подчеркните, какими членами предложения они являются.

  1. Петя на уроке труда бездельничал. - Петя на уроке труда бил баклуши.
  2. Первого сентября Света проснулась рано. - Первого сентября Света проснулась ни свет ни заря.

После выполнения работы отчитывается 1 человек от группы.

  1. Физкультминутка

  1. Закрепление

Выполнение упражнений.

А) А теперь поработаем в парах

  1. Работа в парах. Задание: подберите к каждому слову из первого столбика фразеологизм из второго столбика.

Метко

Неожиданно

Тесно

Темно

Опытный

Молчать

Обманывать

Бить

Исчезать

Рассеиваться как дым

Держать язык за зубами

Намять бока

Как снег на голову

Хоть глаз выколи

Не в бровь, а в глаз

Яблоку негде упасть

Стреляный воробей

Обводить вокруг пальца

Б) Следующее задание каждый выполняет сам. Посмотрим, кто быстрее справится. Распределить данные на доске фразеологизмы в три колонки. В первую колонку нужно записать фразеологизмы со значением «бездельничать», во вторую со значением «обманывать», в третью со значением «быстро». Фразеологизмы даны на доске.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

Проверьте!

Бездельничать

Обманывать

Быстро

Сидеть сложа руки

Лодыря гонять

Бить баклуши

Собак гонять

Втирать очки

Водить за нос

Вводить в заблуждение

Сломя голову

Во все лопатки

Во весь дух

Высунув язык

Со всех ног

В) А теперь попробуйте по рисункам на слайде отгадать фразеологизм

Ни рыба ни мясо - ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств, заурядный человек

Чесать язык – болтать попусту

Сесть в лужу - оказаться в неловком, глупом и смешном положении, потерпеть неудачу

Зарубить себе на носу - запомнить крепко-накрепко, раз навсегда

Медвежья услуга — неумелая услуга, приносящая вред вместо пользы.

Купить кота в мешке – приобретать что-то, о чём заранее не знаешь.

            Г) Следующее задание – работа с текстом.

Прочитайте задание на карточке. Прочитайте текст про себя, затем вслух.

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.

  1. Подведение итогов.

- Ребята, как вы думаете, для чего нужны фразеологизмы? Какую роль играют фразеологизмы в речи?

Фразеологизмы нужно для того, чтобы сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной.

-Что вы делали для того, чтобы узнать новое о фразеологизмах?

Этапы:

(узнавали значение во фразеологическом словаре;

выясняли, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний;

выясняли, можно ли заменить слова во фразеологизмах;

определяли, являются ли фразеологизмы членами предложения;

выполняли упражнения для ознакомления с новыми фразеологизмами)

- Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться? Нужно ли изучать данную тему?

  1. Домашнее задание.

Учебник стр. 111, параграф 45

Упр. 342 или 343 на выбор

  1. Оцени свою работу (используются сигнальные карточки)

Поднимите зеленую карточку, если вы считаете, что вы работали в поте лица и не покладая рук. Поднимите жёлтую карточку, если вы считаете, что работали ни шатко ни валко. И поднимите красную карточку, если вы работали тяп да ляп и через пень колоду.

  1. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...