Урок русского языка в 5 классе "Диалог"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лисовенко Светлана Сергеевна

Урок русского языка в 5 классе "Диалог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dialog_itog.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: Формирование умения вести диалог, совершенствование коммуникативных способностей учащихся.

Задачи:

Предметные: формирование первичного представления  о диалоге, совершенствование умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой  речи.

Метапредметные: совершенствование умения владеть различными видами диалога,  правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка общения  с помощью диалога.

Личностные: способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о диалоге.

Авторы учебника: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.

Ход урока

1 .Мотивационный этап (Проблемная ситуация)

1.Приветствие.

2. Инсценирование

Учитель просит двух учениц поговорить об уроке русского языка, а сам выступает в роли автора (портит разговор).

Говорит учитель: «Здравствуйте! Садитесь».

Мы не садимся, а сразу выходим к доске

- Привет, Ксюша!

- Привет.

- А что у нас сейчас будет? Почему так много народу?

- Как это что! Открытый урок русского языка.

- Что это значит, открытый?

- А это значит, что кроме нас с учителем могут быть наши мамы и папы, братья и сестры, дяди и тети, а также и другие учителя.

- Теперь понятно. Тогда пойдем готовиться.

- Пойдем.

- Кто в этом разговоре был лишним? (Автор).

- Автор не всегда нужен. Для этого существует ещё одна форма передачи чужой речи – диалог.

2. Объяснение новой темы

  1. Цель: 
  2. Сегодня нам нужно будет
  3. - вспомнить все, что мы знаем о прямой речи;
  4. - узнать:
  5. 1)Что такое диалог?
  6. 2)Из каких частей он состоит?
  7. 3)Где он встречается в речи?
  8. - научиться оформлять диалог на письме.

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

- Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока.

- Ребята, предлагаю обратить внимание на листочек  на ваших на столах.  На нем записан один из разговоров друзей.

Кто-нибудь догадался, из какого произведения взят этот отрывок? Виктор Драгунский «Он живой и светится»

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

- Удобно ли читать такой текст?

-Как быть?

Попробуем оформить разговор ребят, пользуясь правилами расстановки знаков препинания при прямой речи.

3. Повторение изученного о прямой речи

(регул: демонстрируют навыки работы с прямой речью; познават: повторение сведений о прямой речи; коммун: вступают в беседу, отвечая на вопросы)

- Давайте сначала вспомним, как оформляется прямая речь?

- Вспомнили, как оформляется прямая речь. Предлагаю в парах  оформить разговор ребят как прямую речь. Подсказка на доске.

- Сколько предложений с прямой речью у вас получилось?  ( 4) Давайте проверим, как оформили.

- У кого нет ни одной ошибки?  У кого 1-2?

-Легко ли воспринимать такую беседу? Почему?

-Что делать?

4. Изучение нового материала

(регул: осуществляют самоконтроль; познав: умение анализировать, доказывать; коммун: осмысленно читают, извлекая нужную информацию)

- На помощь нам материал, который я приготовила.

- Ваша задача прочитать материал и ставить маркировку, с помощью специальных знаков.

  1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
  2. Что оказалось новым?
  3. Какие возникли вопросы?
  4. Что вызвало сомнение?
  5.  Закрепление. Ответы на вопросы к “Информационному тексту”
  1. Что такое диалог?
  2. Как пишется каждая реплика диалога?
  3. Как пишется речь героев в диалоге? А как слова автора?
  4. Могут ли диалог и прямая речь быть в тексте одновременно?
  5. Для какого стиля речи характерен диалог?

А теперь, оформите разговор ребят в форме диалога ( в тетради), начиная каждую новую фразу с новой строки и ставя перед ней тире.

-Проверим.

- Удобно ли читать? Понятно ли, кому принадлежат слова?

-Итак, самый удобный способ оформления беседы – это диалог.

6. Инсценирование отрывков из  рассказа.

Попробуем составить диалоги, пользуясь готовыми репликами героев рассказа. Каждой группе я предлагаю разные наборы реплик. Ваша задача – прочитать их, расположить в удачной, с вашей точки зрения, последовательности и подготовить выразительное чтение диалогов. Распределите роли,  кто читает за автора, кто за героев. Пронумеруйте реплики.

Группа 1.

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!
– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?
– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

Группа 2.

А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
– Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
– Я, мама, променял его.
Мама сказала:
– Интересно! А на что?
– На светлячка! – ответил я.

Группа 3.

Тут Мишка говорит:
– Не дашь самосвал?
Я говорю:
– Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.
Я говорю:
– Сравнил Барбадос с самосвалом.

Группа 4.

А Мишка:
– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю: 
– Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
– Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
– А плавать где? В ванной? По вторникам?

Группа 5.

Потом мама зажгла свет.
– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
– А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Выступление представителей групп.

– Так о чем же нужно помнить, составляя диалог?

Реплики должны быть связаны между собой по смыслу, последовательность их должна быть продумана.

– Как записывается диалог?

Физкультминутка «Диалог».

-Как живёшь?

- Вот так! (поднимают вверх большой палец).

- Как идёшь?

- Вот так! (маршируют).

- Ночью спишь?

- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

- Как плывёшь?

- Вот так! (руками разводят)

- Как шалишь?

- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

- Как грозишь?

- Вот так! (пальцем указательным машут)

- Как садишься?

- Вот так! (Садятся)

7. Работа с терминами «диалог» и «монолог».

- А теперь давайте поближе познакомимся с термином «диалог» и запишем наши словарные слова в тетрадях.

Диалог диа – два

логос – говорить (греч.)

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

- Кроме диалогической речи есть и монологическая речь.

Монолог моно – один

логос – говорить (греч.)

- Монолог – это речь одного лица.

Реплика – это речь каждого лица

8. Определите, в каком отрывке из мультфильма диалог, а в каком монолог)

9.Работа с учебником.

Упражнение 253

К первому и последнему предложениям составим схемы. Схема диалога точно такая же, как и в предложениях с прямой речью.

Отличие: нет кавычек, и каждая реплика диалога начинается с новой строчки со знака тире.

10. Наблюдение над языком.

- Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).

-Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»

Серёжа вернулся из кино.

- Что, хорошая была картина?- спросил я.

-Ух, и здорово!- ответил он.- Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?

Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

Вывод.

- Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.

- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

11. Дополнительные задания. Устное наблюдение.

Задания выполняются по вариантам.

1.Упр.253 – вставить подходящие по смыслу слова, избегая повтора одного и того же слова.

2.Упр.255 – составить по картинке в учебнике диалог (5 – 6 предложений).

12. Рефлексия

А сейчас ребята, я попрошу вас заполнить еще одну карточку, которая поможет мне сориентироваться в дальнейшей с вами работой. Заполните ее и отдайте мне.

1. Сегодня на уроке я

а) узнал много нового;
б) повторил уже известное мне;
в) ничего не узнал.

2. Сегодня на уроке

а) мне все было понятно;
б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;
в) я ничего не понял.

3. Сегодня на уроке я

а) очень хорошо работал;
б) старался, но не все получалось;
в) мне было очень трудно.

4. Знания, полученные сегодня,

а) мне очень нужны;
б) может быть, когда-нибудь и пригодятся;
в) вряд ли мне понадобятся.

Домашнее задание вы можете выбрать сами: Это или упр. 254 или выписать небольшой диалог из учебника по литературе.

Диалог.

Информационный текст.

„ ! " - Я это знал.

„ + " — новое для меня.

„ - " - вызывает у меня сомнение.

„ ? " - вопрос.

  1. .Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

  1. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица.

  1. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.

  1. Каждая реплика пишется с новой строки.

  1. Перед каждой репликой ставится тире.

-Р!

-Р?

-Р.

6. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек.

7. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.

8. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места.

1.        А:
-Р.

2.        - Р, - а.
3.-Р! -а.
4. - Р? - а.

9. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.

10.Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте одновременно.

В будний день и выходной

Раздается за стеной:

- Алик, дедушке поможешь

На восьмой дойти этаж?

- Алексей, отца уважь!

А в ответ одно и то же:

«Что ты мне за это дашь?»

(А. Барто).

10. Диалог характерен для разговорного стиля

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал?

Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

Группа 1.

И он протянул мне коробочку от спичек.

Я взял ее в руки.
– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!
– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?
– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

Группа 2.

А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
– Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
– Я, мама, променял его.
Мама сказала:
– Интересно! А на что?
– На светлячка! – ответил я.

Группа 3.

Тут Мишка говорит:
– Не дашь самосвал?


Я говорю:
– Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.
Я говорю:
– Сравнил Барбадос с самосвалом.

Группа 4.

А Мишка:
– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю: 
– Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
– Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
– А плавать где? В ванной? По вторникам?

Группа 5.

Потом мама зажгла свет.
– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
– А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...