«Занимательная грамматика»
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Лариса Николаевна Шестакова

Рабочая программа.  Реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zanimatelnyy_russkiy.docx61.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3 имени М.Ф.Панькова»

                 

       Утверждаю                                                      Согласовано                                              Принято на МС                                  

    Директор МАОУ «Гимназия № 3»           МО учителей русского языка               25 сентября 2019 г.

                                                                                  и литературы    пр.№ 1

      _____________ (И.Н.Глухова)            _________ (Е.Н.Петухова)                  протокол №    

     «____»    сентября   2019  г.                      «____»   сентября  2019  г.                    от «___» сентября 2019              

Рабочая программа

внеурочной деятельности

Занимательная грамматика

  • Общеинтеллектуальное направление
  • ООО
  • Количество часов:  68 часов

на 2019-2020 учебный год

Учитель: Шестакова Лариса Николаевна

Пояснительная записка

В основе программы лежит материал  базового курса русского языка. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Содержание курса способствует закреплению и углублению знаний, содержит теоретический материал из области лингвистики, фонетики, лексики и фразеологии, этимологии  русского литературного языка. На занятиях кружка широко используется наблюдение над особенностями языка в целом и  каждого раздела языкознания в частности. Занимательный материал способствует развитию интереса к предмету «Русский язык».

Цель курса: активизация познавательной деятельности обучающихся, формирование языковой и коммуникативной компетенции.

Задачи:

  • формировать положительную мотивацию  к изучению русского языка;
  • расширить представление о русском языке;
  • развивать  познавательный интерес и исследовательские навыки школьников;
  • формировать социальную компетентность учащихся;
  • повышать грамотность учащихся.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  •    выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале );
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, одноклассниками.

Познавательные УУД:

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Регулятивные УУД:

  •  способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Основные принципы организации работы кружка:

  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • организация учебного процесса на оптимальном уровне развития детей;
  • использование компьютерных технологий.

Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся:  индивидуальная, групповая,  коллективная работа; путешествие, учебно-познавательная игра, презентация, КВН, творческая мастерская.

Используются Интернет-ресурсы, презентации, иллюстрации, словари: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова, «Школьный словарь иностранных слов» В.В.Одинцова, «Школьный словарь синонимов русского языка» , «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова, «Школьный этимологический  словарь. Происхождение слов. русского языка» Н.М.Шанского.

Основные формы организации кружковых занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • анализ и просмотр текстов;
  • беседы;
  • творческие задания (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов);
  • исследования;
  • конкурсы;
  • игры;
  • проекты.
  • В каждом занятии прослеживаются три части:
  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.
  • Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Место курса в плане внеурочной деятельности

       Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.

Данная программа рассчитана на  учащихся 7-х классов, на 1 год обучения.

На ее реализацию отводится 68 чесов (2 часа в неделю).

Содержание курса

Учитывая возрастные особенности и содержание программы кружка, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.

В начале изучения курса занятия  историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим и морфологическим богатством нашего языка, с фразеологизмами, ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость.

На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется работа с различными видами словарей.

Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов.

Некоторые формулировки тем занятий носят характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся.

На занятиях кружка важным моментом является наглядность.

Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при решении лингвистических задач,  кроссвордов, загадок, а также при выполнении творческих заданий.

Учебный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий во внеурочное время. Классная и внеклассная работа по предмету дополняют друг друга, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые требует современная школа.

Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету.

Связь теории с практикой также является характерной чертой изучения языка.

Учесть эти преимущества изучения языка – это значит привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир слов  интересен, увлекателен, сложен, разнообразен.

Содержание программы внеурочной деятельности, 7 класс

Тема 1.  Возникновение письменности.

 Пиктография. Клинопись.  Иероглифы.  

Задания:

1.Придумайте название своего племени. Изобразите его с помощью рисунка.

2.Нарисуйте пиктограммы, рассказывающие о сегодняшнем дне; о нашей школе.

3.Напишите методом клинописи фразу: «Я иду с другом к реке», «Я отличник».

Тема 2.  Старославянский и русский языки. Древнее начертание букв. Старославянизмы в  современном русском языке.  

Задания:1.Найди к старославянскому слову пару.

2.Объясни лексическое  значение слова, используя словарь.

Тема 3. Русский язык в современном мире. Значение и распространение русского языка.

Тема 4. Звук и буква. Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы.  Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация.

Лингвистические задачи по фонетике.

Тема 5. Историзмы и архаизмы. Виды архаизмов. Причины архаизации слов.

Тема 6. Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Общеупотребительные и новые слова.  Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.).

Тема 7.  Ономастика. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения.

Тема 8. Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов». Образование слов различными способами от данных корней.  Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

Тема 9. Словари – наши добрые спутники.

Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари).  Новое в языке. (словари неологизмов).

Тема 10. «Тезки наоборот». Понятие антонимов. «Анти» - против, «нома» – имя. Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.

Тема 11. Этимология и орфография. Как происхождение слова поможет его грамотно написать. Работа с этимологическим словарем.

Задания:

1.Докажите, что данные слова являются этимологически  родственными: дискотека, аптека, библиотека.

2.Используя словарь, докажите, что «Орфография слова есть его биография».

Тема 12. Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

Проект Расскажи о фразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль и др.).

Тема 13. КВН

Тема 14. Выпуск стенной газеты «Секреты языка» с рубриками: «Говорим правильно», «Этимология и орфография», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом»,«Это интересно!».

Тема 1. Фонетика и орфоэпия. Что такое  орфоэпия? Что такое фонография или звукопись?

Знакомство с термином «фонография». Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с орфоэпическим словарем русского языка, с особенностями словарной статьи. Обучение умению пользоваться различными словарями. Звукопись — интересное фонетическое явление.

Тема 2. Звуки не буквы! Звучащая строка!

Занятие — игра по разделу «Фонетика».

Тема 3. Банты и шарфы.  Орфоэпия.

Правильное ударение. Составляем  орфоэпический словарик. По тому, как мы говорим, можно судить о нашем уровне образованности и культуры.

Тема 4. Звукоподражания.

Знакомство с термином «звукоподражание». Своим рождением многие слова обязаны именно звукоподражанию.  

Тема 5. Лексикология. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.

Из чего же состоит слово? Как получается, что мы узнаём слова, знаем их значение? Рассматривается понятие «лексикология». Работа с различными энциклопедическими и лингвистическими словарями.

Тема 6. В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова. Об одном и том же - разными словами.

Многозначные слова. Омонимы. Отличие  многозначности  слова от омонимии. Неологизмы.  Синонимы. Лексическое богатство русского языка.

Тема 7. Об одном и том же разными словами. Как возникают названия?

Назвать и сообщить –  главные, взаимосвязанные функции языка, которые современная наука определяет как «номинативную» и «коммуникативную».Всё в окружающем нас мире имеет название. Всё, что человек (человечество) знает о природе и обществе, вся «картина мира» отражается в языке. Язык фиксирует, закрепляет разные виды отношений в обществе, отражает развитие науки и культуры, общественно-политическую жизнь. Понятие «номинация» включает в себя и процесс (называние), и результат (название, имя). Как возникло название «соловей».

  Тема 8. Словари «чужих» слов. Слова-иностранцы.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. В чем сходство слов «капитан» и «капуста».

Тема 9. «Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами.

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина.

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А.С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 10. Слова, придуманные писателем.

 Понятие об индивидуально-авторских неологизмах. Роль писателей в пополнении словарного запаса русского языка.

Тема 11. Слова уходящие и слова – новички.

Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 12. Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка.

История русских имён тесно связана с историей русского народа и его языка. Родственные связи славянских языков.  История русских имён. Каковы  были самые первые имена?

Тема 13. Паронимы или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья» переводчика.

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Паронимы можно назвать «ошибкоопасными» словами.

Ошибка Колумба: многие школьники не различают слова индейцы и индийцы.

«Ложные друзья переводчика». Паронимами могут быть слова разных языков. Такие паронимы называются межъязыковыми. Слова разных языков могут случайно совпасть в произношении.

Тема 14. Научная этимология.

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 15. Древнерусские имена. Отчества и фамилии.

Знакомство с наукой «ономастика». Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 16. Прекрасное разнообразие. Мы –собеседники. Искусство вести беседу.

Русский язык насчитывает огромное количество слов. Количество слов, которое мы используем в речи, – самый первый критерий её богатства или бедности. О богатстве языка судят ещё и по тому, сколько значений может быть у каждого слова. Важная составляющая хорошей речи - информативная насыщенность. 

Тема 17. Культура речи. Признаки грамотной речи.

Важно говорить не только правильно, но и уместно, красиво, выразительно, в соответствии с целями и задачами общения.  Знакомство с разделом «Культура речи». «Засорение» нашей речи неуместными  словами. Понятность речи.

Тема 22. Орфография. Главный принцип русской орфографии. «А всё-таки она хорошая…»

 Морфологический принцип  русской орфографии. Основные правила русской орфографии. «А всё-таки она хорошая…» - значение орфографии.

Тема 23.  Кощей или Кащей? «Сказочные злодеи». Происхождение имен героев сказок. Их характеристика.

Тема 24. Не с глаголами в стране невыученных уроков.

Частица НЕ и приставка НЕ. НЕ с другими словами: слитно или раздельно?  
Стихотворение Яны Клюшниковой «Не с глаголами».  Сочиняем сказку «Не с глаголами в стране невыученных уроков».

Тема 25. Синтаксис и пунктуация. Еще раз о знаках препинания.

История русской пунктуации. Сколько всего знаков препинания? Абзац (красная строка), и сноска (1,2), и одиночная скобка (например, при цифровой или буквенной нумерации: 1) … 2) … или а) … б) …), и знак параграфа (§) и др. Если учитывать все эти знаки, пунктуационный «алфавит» окажется значительно длиннее, чем принято думать.

С появлением компьютеров и Интернета рождаются и новые знаки препинания. В электронных текстах встречаются, например, #, / (косая черта), жирная точка посредине, треугольник, квадрат, используемые при рубрикации текста, и др. Многие учёные также относят их к знакам препинания.

Тема 26. Внимание:обращение.

Функции обращения. Звательный падеж в  древнерусском языке. Риторическое обращение.

Тема 27. Какое варенье вкуснее, или что такое синтаксические синонимы?

Словосочетание. Синонимичные словосочетания. Вишневое варенье — варенье из вишни.

Тема 28. Стилистика. «Заманчивые тропы» (о средствах художественной выразительности).

Понятие «тропы». Изобразительно-выразительные средства языка. С их помощью художники слова рисуют запоминающиеся образы, передают тонкие грани смысла, оживляют и украшают человеческую речь. Виды тропов: сравнение, эпитет, метафора,  олицетворение, гипербол  и литота, аллегория и ирония.

Тема 29. Ищем тропы. Работа с текстом.

Практическая работа с художественным текстом.

Тема 30. КВН

Тема 31. Итоговое занятие. Проект «Русский язык -это интересно!»

Выступления учащихся – защита проектов.

Материально-техническое обеспечение

  • компьютер
  • телевизор
  • аудио и видео записи;
  • СД– диски;
  • Электронные презентации
  • лингвистические словари;
  • печатные пособия;
  • демонстрационные пособия;
  • цифровые и электронные образовательные ресурсы;
  • карточки с играми и заданиями.

Тематическое планирование

внеурочной деятельности «Занимательная грамматика», 7 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Возникновение письменности.  Пиктография. Клинопись.  Иероглифы.  

1

 Старославянский и русский языки.

1

Древнее начертание букв. Старинные книги.

1

Старославянизмы в  современном русском языке.  

1

 Русский язык в современном мире.

1

 Значение и распространение русского языка.

1

Звук и буква.

1

Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы.  Ударение в русском языке.

1

Историзмы и архаизмы.

1

Виды архаизмов. Причины архаизации слов.

1

Практическая работа с использованием словарей.

1

Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова.

1

Общеупотребительные и новые слова.

1

Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.).

1

Ономастика. Происхождение имен и фамилий.

1

Названия улиц. Названия городов и сел. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор.

1

Исследовательские сообщения.

1

Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов.  Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

1

Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов».

1

Сложносокращенные слова. Аббревиатура.

1

Словари – наши добрые спутники. Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля).  

1

Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари).  Новое в языке. (словари неологизмов).

1

Язык и история народа (фразеологические словари).

1

«Тезки наоборот»Понятие антонимов. «Анти» - против, «нома» – имя. Названия известных произведений, где есть антонимы.

1

Антонимы в пословицах и поговорках. Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов.

1

Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.

1

Этимология и орфография. Как происхождение слова поможет его грамотно написать.

1

Работа с этимологическим словарем.

1

Решение лингвистических задач.

1

Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…».

1

 Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

1

Проект Расскажи о фразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль и др.).

1

КВН

1

Выпуск стенной газеты

1

Фонетика и орфоэпия.Что такое  орфоэпия? Что такое фонография или звукопись? Знакомство с термином «фонография».

1

Звуки не буквы! Звучащая строка!

Занятие — игра по разделу «Фонетика».

1

Банты и шарфы.  Орфоэпия.

Правильное ударение. Составляем  орфоэпический словарик.

1

Звукоподражания. Своим рождением многие слова обязаны именно звукоподражанию.  

1

Лексикология. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

41-42

В царстве смыслов много дорог.

Многозначные слова. Омонимы. Отличие  многозначности  слова от омонимии. Неологизмы.  Синонимы. Лексическое богатство русского языка.

2

43

Об одном и том же разными словами. Как возникают названия?

1

44

Словари «чужих» слов. Слова-иностранцы.

1

4546

«Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами.

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина.

2

47

Слова, придуманные писателем.

 Понятие об индивидуально-авторских неологизмах. Роль писателей в пополнении словарного запаса русского языка.

1

48

 Слова уходящие и слова – новички.

1

49

Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка.

1

50

История русских имён.

1

51

Паронимы или «ошибкоопасные слова». Виды паронимов и способы их образования.

1

  52

Межъязыковые паронимы.

1

53

Научная этимология.

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря.

1

54

Древнерусские имена. Отчества и фамилии.

Знакомство с наукой «ономастика». Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».

1

55

Культура речи. Признаки грамотной речи.

1

56

 Искусство вести беседу.«Засорение» нашей речи неуместными  словами.

1

57

Орфография. Главный принцип русской орфографии.

1

58

Кощей или Кащей? «Сказочные злодеи». Происхождение имен героев сказок. Их характеристика.

1

59

Частица НЕ и приставка НЕ.

1

60

Сочиняем сказку «Не с глаголами в стране невыученных уроков».

1

61

Синтаксис и пунктуация. История русской пунктуации.

1

62

 Внимание: обращение.

Функции обращения. Звательный падеж в  древнерусском языке. Риторическое обращение.

1

63

Какое варенье вкуснее, или что такое синтаксические синонимы?

Словосочетание. Синонимичные словосочетания.

1

64

Стилистика. Средства художественной выразительности. Понятие «тропы».

1

65

Виды тропов: сравнение, эпитет, метафора,  олицетворение, гипербол  и литота, аллегория и ирония.

2

66

КВН

1

67-68

Проект «Русский язык -это интересно!»

Выступления учащихся – защита проектов.

2

Литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
  2. Электронный журнал. Вестник Олимпиады "Светозар".
  3. «Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008.
  4. Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.
  7. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  8. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.
  9. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-6 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
  10. Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: 5 кл. / Н.А. Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.
  11. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  12. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003.
  13. Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В. Долбилова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  14. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 кл.: Кн. Для учителя / Т.А. Костяева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006.
  16. Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. 5кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  17. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка / А. Т. Арсирий. – М.: Просвещение, 1967.
  18. Войнова, Л. А. Фразеологический словарь русского языка / Л. А. Войнова, В. П. Жуков , А. И. Молотов. –М.: Русский  язык, 1986.
  19. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. – М.: Новая школа,  1994.
  20. Григорян, Л. Т. Язык мой – друг мой / Л. Т. Григорян. – М.: Просвещение, 1976.
  21. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р.  Львов. – М.: Просвещение, 1980.
  22. Успенский, Л. Слово о словах. (Очерки о языке) / Л. Успенский. – 5-е изд. – Л.: 1971.

Словари русского языка:

  1. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Шанского Н.М. - М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.
  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
  3. Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
  4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.
  5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
  6. Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
  7. Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
  8. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.
  9. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
  10. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
  11. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
  12. Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с.
  13. Горяев Н.В. Сравнительный этимологический словарь русского языка.- Тифлис, 1896. - 443 с.
  14. Грамматическая правильность русской речи / Л.К. Граудина, В.А.
    Ицкович, Л. Пкатлинская; Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко,
    Л.И. Скворцова. – М.: Просвещение, 1976. – 395с.
  15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
  16. Допалчев В. Опыт словаря неправильностей в русской разговорной речи. – М., 1886. – 364с.
  17. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
  18. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
  19. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448 с.
  20. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. – М., 1977. – 405с.
  21. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.
  22. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.
  23. Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.
  24. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.
  25. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.
  26. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
  27. Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.
  28. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
  29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012. – 1376 с.
  30. Орфографический словарь русского языка: 106.000 / АН СССР, Ин-т
    русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. - 15-е изд. - М.: Рус.
    яз., 1978.-480 с.
  31. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с.
  32. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с.
  33. Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. – М.: Просвещение, 1961. – 259с.
  34. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. – М., 1910 -1914.
  35. Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с.
  36. Рохманова Л.И. Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.
  37. Русское литературное произношение и ударение: 52.000 слов / АН
    СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. Р.И. Аванесова и СИ. Ожегова. – М.,
    1955. – 708 с.
  38. Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.
  39. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Энциклопедия, 1941. – 784с.
  40. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. /АН
    СССР. М., 1950-1965.
  41. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
  42. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978. – 365с.
  43. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. - 250с.
  44. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы.- 38-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
  45. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
  46. Фасмер И.Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – М., 1970.
  47. Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Сов. Энциклопедия,
    1968.-543 с.
  48. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
  49. Электронный словарь сокращений (виртуальное издание содержит более 130 000 сокращений и аббревиатур).http://sokr.ru.
  50. Этимологический словарь славянских языков, вып. 1-А. Под ред. Трубачева О.Н. - М., 1974. - 316 с.
  51. Этимологический словарь русского языка / В.В. Виноградов, О.С.
    Ахманова, Р.А. Будагов, Э.В. Севортян, Н.С. Челоданов; Под ред. Н.М.
    Шанского. - М., 1972. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная грамматика"

Актуальность работы в школе кружка "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени...

Факультативный курс "Занимательная грамматика"

Предлагаемый курс поможет учащимся расширить свои знания по истории русского языка, повысить уровень грамотности, культуры речи, расширить общий и лингвистический кругозор....

Путешествие в страну "Занимательной грамматики"

обобщение по изученным ранее буквам, умение делать звукобуквенный анализ слов....

Занимательная грамматика (изучение настоящего простого времени)

разнообразные задания на закрепление настоящего простого времени...

Тема внеклассного мероприятия: Час занимательной грамматики

 На нашем занятии мы проверим своё языковое здоровье. В этом нам поможет «Лингвопункт», в котором работают прекрасные специалисты: врач-окулист, лор-врач, логопед, психолог. Их задач...

Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...

Внеклассное мероприятие "Занимательная грамматика"

https://docs.google.com/document/edit?id=1Fz0H_hsPIwRonvrwwPhL61gYlWQmA3r8W6neyzRbXEU&hl=ru&pli=1...