Урок русского языка в 7 классе по теме "Степени сравнения наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Базылева Алла Николаевна

Урок в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

 по теме «Степени сравнения наречий».

Ц е л и: дать представление о степенях сравнения наречий; соотнести степени сравнения наречий с подобным лингвистическим явлением у прилагательных; учиться видеть в тексте наречия в сравнительной степени.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Структурирование знаний. Установление диалога культур. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход урока

I.        Проверка домашнего задания.

Упр. 230 (по цепочке).

Фронтальный опрос:

  • Какие разряды наречий вам известны?
  • К какому разряду относятся наречия спокойно, в насмешку, изредка, вдалеке, удивительно, смолоду?
  • Приведите примеры местоименных наречий.

—        Какими членами предложения являются наречия? 1) Дверь напротив была открыта. 2) Утром все с радостью побежали к речке. 3) Ваше письмо кстати.

Некоторые ученики получают дополнительные задания, зачитывают выписанные пословицы и афоризмы, включающие наречия разных разрядов, определяют разряды наречий.

II.        Освоение нового материала.

1.        Беседа по вопросам по прочтении § 36

  • Какие наречия могут образовывать степени сравнения?
  • Как образуется простая сравнительная степень наречий?
  • Как образуется превосходная степень сравнения наречий?

2.        Наблюдение над лингвистическим материалом. Учащиеся записывают в тетради два предложения, под руководством учителя подчёркивают члены предложения. Учитель обращает внимание на правильное произношение
и форму слова
красивее.

Это платье красивее прежнего. Она танцует красивее других.

3. Слово учителя. В первом предложении слово красивее обозначает признак предмета, потому что относится к существительному платье, отвечает на вопрос каково? (платье каково? красивее). Начальная форма слова — красивый. Оно изменяется по падежам (красивое платье, красивого платья), по числам (платье красивое, платья красивые) и по родам (платье красивое, костюм красивый). В предложении является сказуемым. Следовательно, это слово — имя прилагательное, употреблённое в простой сравнительной степени.

Во втором предложении слово красивее обозначает признак действия, потому что относится к глаголу танцует, отвечает на вопрос к а к? (танцует к а к? красивее). Начальная форма слова — красиво. Слово не изменяется. В предложении является обстоятельством. Следовательно, это наречие, употреблённое в простой сравнительной степени.

III. Активизация и закрепление изученного.

1.        Работа с текстом. Ученики находят в тексте наречия и прилагательные в сравнительной степени. Выписывают указанные прилагательные и наречия вместе со словами, к которым они относятся, указывая также и задаваемый вопрос.

Ветер и солнце

Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто заставит путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий завернулся в свой плащ. Ветер задул ещё порывистее. Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее. Наконец, ветер устал и предоставил солнцу показать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял верхнюю одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник разделся совсем и выкупался в реке.

(А. М. Пешковский)

■ Дополнительный вопрос:

— Какая из выписанных синтаксических конструкций не является словосочетанием? (Кто из них сильней — это подлежащее и сказуемое, словосочетанием не является.)

2.        Распределительный диктант. Записываются в разные колонки сочетания, содержащие наречия в сравнительной степени, и сочетания с прилагательными в сравнительной степени. Один ученик работает на доске.

Бульон был вкуснее; приготовить вкуснее; день становился короче; это платье короче; говорить короче; он казался всех выше и стройнее; спортсмен делался выносливее.

Учителю следует обратить внимание учеников, что после глаголов делаться, являться, становиться, казаться следуют прилагательные в сравнительной степени, входящие в состав сказуемого.

3. Работа с учебником. Упр. 235. Ученики читают текст; определяют его тему; выписывают словосочетания с наречиями. Затем под руководством учителя составляется план, который может выглядеть так:

  1. Старинный праздник Сабантуй.
  2. Подготовка к празднику.
  3. День торжества: а) официальное открытие; б) развлекательная часть.
  4. Наиболее интересная часть празднования: а) национальная борьба; б) шуточные состязания.

В заключение задаётся вопрос:

—        Вспомнились ли вам русские национальные праздники, похожие на Сабантуй? (Масленица, Рождественские Святки.)

IV.        Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

  • Как различить прилагательные и наречия в сравнительной степени? (Нужно определить синтаксическую роль в предложении и найти слово, к которому относится проблемное слово. Если относится к существительному и является сказуемым, то это прилагательное. Если относится к глаголу и является второстепенным членом, например обстоятельством, то это наречие.)
  • Для чего нужно уметь различать в предложении прилагательные и наречия в сравнительной степени?

 (Чтобы правильно определять их синтаксическую роль.)

V.        Домашнее задание.

§ 36. Упр. 236.

Дополнительно: подготовить сообщение о русских национальных праздниках. Рекомендуется пользоваться записанным в тетради планом, где указана логика сообщения: истоки праздника, подготовка, празднование, самое интересное из происходящего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Урок русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку  русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой....

Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.

Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....

Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....

Урок русского языка 6 класс по теме "Дефис в наречиях"

Тема "Дефис в наречиях"  Тип урока: комбинированный  Вид урока: изучение нового Цели: познакомить с условиями написания дефисного написания наречий, уметь находить наречия в тексте, формиров...