Комплексный анализ рассказа К. Хромова "Лебединая верность"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Комплексный анализ рассказа К. Хромова "Лебединая верность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

25.01.2020 г.                   Урок развития речи по русскому языку

Комплексный анализ рассказа К. Ю. Хромова «Лебединая верность»

Цели: -- развивать навыки анализа художественного текста;

-- повторить и закрепить знания учащихся по разделам языкознания;

-- развивать творческие способности детей, устную и письменную связную речь учащихся;

-- воспитывать морально-нравственные качества учащихся.

Методы и средства, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся:

-- информационные технологии;

-- технология развития критического мышления через чтения и письмо;

-- технология проблемного обучения.

Оборудование и материалы:

тексты с заданиями для групп, презентация материалов к уроку, компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки для прослушивания записи песни Е. Мартынова «Лебединая верность».

Форма урока: творческая лаборатория с использованием межпредметных связей (русский язык, литература русская и тувинская, музыка и живопись).

ХОД УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ. Определение цели урока:

-- Скажите, ребята, что такое анализ текста?

-- Правильно, сегодня на уроке мы будем анализировать художественный текст, и, значит, вспомним все основные разделы языкознания. И попробуйте сформулировать цель урока.

(проверяем, повторяем и закрепляем знания по разделам языкознания, развиваем наши умения работы над текстом, так как в следующем году вам предстоит сдать ОГЭ, где навык построения связного текста пригодится)

  1. Стадия вызова. 1) Показ на экране репродукции картины Аркадия Александровича Рылова «На голубом просторе»

-- Посмотрите на картину и расскажите, кого вы видите?

(На голубом небе летят над темно-синей поверхностью моря лебеди, где вдали виднеются белые пушистые облака и земля).

-- Какие ассоциации возникают у вас при слове ЛЕБЕДЬ?

(Красота, грация, величественность, царственность, чистота и верность).

III. Тема урока. 1) Вступительная часть

-- И в фольклоре, и в произведениях искусства не только русского народа, но и всех народов мира, в частности и тувинского народа, часто встречаются лебеди. Вспомните, в каких произведениях?

(Из русской  литературы в «Сказке о царе Салтане, о его сыне князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина, сказка «Лебедь» Л.Н. Толстого, произведение Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и сказка датского писателя Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди», танец «Умирающий лебедь» балетной постановки, песня Е. Антонова «Лебединая верность» и  «Оскус куунун ыызы» ).

 

2) -- На тетрадях пишите число и тему урока: Комплексный анализ рассказа К. Ю. Хромова «Лебединая верность».

 -- Для более успешной работы будем работать группами: 1-ая группа «Литературоведы», 2-ая группа «Языковеды», 3-я группа «Искусствоведы» и 4-ая группа «Журналисты».

     Каждой группе приготовлены тексты рассказа с заданиями, для выполнения которых отводится 10 минут. Каждая группа распределяете  между собой задания, выполняете, проверяете правильность выполненного задания, когда всё сделаете, представьте свои ответы, на защиту которых отводится 5 минут. Можете устно отвечать, когда один из вашей группы устно отвечает на какое-то задание, другие могут выполнить на доске разборы, которых мы быстро проверим. И в течение урока слушаем и проверяем ответы товарищей, записываем на тетрадях.

3) Чтение рассказа вслух учащимися.

4) Выполнение заданий группами.

«Литературоведы». Задание:

  1. Прочитайте текст, определите тему, идею рассказа.

(Тема о лебединой верности, идея – осуждение бессмысленного убийства прекрасных птиц)

  1. Докажите, что это текст. (Это текст, так как имеет одну общую тему, и предложения связаны по смыслу и грамматически).
  2. Укажите стиль и тип речи (художественный стиль, повествование)
  3. Найдите и выпишите из текста изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры).
  4. По картине А. Рылова «На голубом просторе» устно составьте рассказ-миниатюру.

«Языковеды». Задание:

  1. Найдите из текста 1 простое и 1 сложное предложения, проанализируйте их с точки зрения синтаксиса и пунктуации.
  2.  Сделайте синтаксический анализ 30 предложения.
  3. Какие орфографические и пунктуационные правила вы сможете проиллюстрировать примерами из текста? Приведите по 2 примера орфографии и пунктуации.
  4. Какой тип связи используется в словосочетаниях: выше поднималось, белоснежный лебедь, лишил птицу.
  5. По картине А. Рылова «На голубом просторе» устно составьте рассказ-миниатюру.

«Искусствоведы». Задание:

  1. Переделайте деформированные тексты в связные и выразительно прочитайте вслух. Придумайте названия текстам.
  2. Подберите однокоренные слова к слову ЛЕБЕДЬ и определите способ образования этих слов.
  3. Как вы понимаете значение слова ВЕРНОСТЬ?
  4. Приведите пример фразеологизма со словом ЛЕБЕДИНЫЙ.
  5. По картине А. Рылова «На голубом просторе» устно составьте рассказ-миниатюру.

«Журналисты». Задание: 

  1. определите по словарю значение следующих слов и составьте с ними словосочетание или предложение: егерь, браконьер. Сделайте транскрипцию слова: егерь
  2. Составьте описательные обороты к слову ЛЕБЕДЬ. Все ли определения однородны?
  3. К какому роду относится слово ЛЕБЕДЬ?
  4. Что во внешнем облике этой птицы сразу бросается в глаза?
  5. По картине А. Рылова «На голубом просторе» устно составьте рассказ-миниатюру.

Словарная работа:  Егерь, - я, мн. число Егери, Егерей и егерЯ, -Ей, м. 1. Охотник-профессионал 2. Охотовед – специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны. 3. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков // прил. егерский, -ая, -ое.

БраконьЕр, -а, м. Человек, который занимается браконьерством // прил. браконьерский, -ая,-ое.

БраконьЕрство – охота и ловля птиц, рыб, зверей в запрещённых местах в запрещённое время.

  1. Защита работ творческих групп. В ходе выступления «искусствоведов» прослушивание записи песни Е. Мартынова «Лебединая верность».

V. Итоги урока. Рефлексия.

-- Что мы узнали на этом уроке?

-- Что вспомнили?

-- Что объединяет рассказ «Лебединая верность» К. Ю. Хромова, картину А.А. Рылова «На голубом просторе» и песню Е. Мартынова «Лебединая верность»? И чем отличается? Мы не должны допустить такого трагического конца как в песне «Лебединая верность».

-- Составьте синквейн на темы: ЛЕБЕДИ, ВЕРНОСТЬ

              ЛЕБЕДИ

ПАРЯЩИЕ, ПРЕКРАСНЫЕ,

ЛЕТЯТ, ПЛЫВУТ, КАЧАЮТСЯ,

КАК БЕЛОСНЕЖНЫЕ ОБЛАКА,

     ХРУПКАЯ КРАСОТА

-- Спасибо, ребята, за урок, хочу закончить наш урок отрывком из стихотворения нашего тувинского поэта Александра Даржая:

И в глубине веков

Охотники – тувинцы

На парных птиц

Не выпускали стрел

VI. Домашнее задание: Сочинение-размышление «Что такое верность?» с опорой на прочитанный текст.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Литературоведы». Задание:

  1. Прочитайте текст, определите тему, идею рассказа.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Укажите стиль и тип речи.
  4. Найдите и выпишите из текста изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры).
  5. По картине А. Рылова «На голубом просторе» устно составьте рассказ-миниатюру.

«Языковеды». Задание:

  1. Найдите из текста 1 простое и 1 сложное предложения, проанализируйте их с точки зрения синтаксиса и пунктуации.
  2. Сделайте синтаксический анализ 30 предложения.
  3. Какие орфографические и пунктуационные правила вы сможете проиллюстрировать примерами из текста? Приведите по 2 примера орфографии и пунктуации.
  4. Какой тип связи используется в словосочетаниях: выше поднималось, белоснежный лебедь, лишил птицу.
  5. По картине А. Рылова «На голубом просторе» устно составьте рассказ-миниатюру.

«Журналисты». Задание: 

  1. Определите по словарю значение следующих слов и составьте с ними словосочетание или предложение: егерь, браконьер. Сделайте транскрипцию слова: егерь
  2. Составьте описательные обороты к слову ЛЕБЕДЬ. Все определения однородны?
  3. К какому роду относится слово ЛЕБЕДЬ?
  4. Что во внешнем облике этой птицы сразу бросается в глаза?
  5. По картине А. Рылова «На голубом просторе» устно составьте рассказ-миниатюру.

«Искусствоведы». Задание:

  1. Переделайте деформированные тексты в связные тексты и выразительно прочитайте вслух. Придумайте названия текстам.
  2. Подберите однокоренные слова к слову ЛЕБЕДЬ и определите способ образования этих слов.
  3. Как вы понимаете значение слова ВЕРНОСТЬ?
  4. Приведите пример фразеологизма со словом ЛЕБЕДИНЫЙ.
  5. По картине А. Рылова «На голубом просторе» устно составьте рассказ-миниатюру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Деформированные тексты

 

___________________________

  1. про лебедей написали, композитор Евгений Мартынов, в нашей стране, поэт Андрей Дементьев, и, популярную песню. 2)  «Лебединая верность», в 1975 году, София Ротару, она так и называется, первой исполнила её. 3) до сих пор является, песня сразу стала хитом, проникновенных и душевных песней, и одной из самых, российской эстрады.

(Из Интернета)

_______________________

       1) «В голубом просторе» — картина русского художника Аркадия Рылова (1870—1939), написанная в 1918 году. 2)Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее. 

       3) голубого неба и белых кучевых облаков, летящие над тёмно-синей волнистой поверхностью моря, на картине на фоне, изображены лебеди,. 4)символизирующие суровую северную природу, На горизонте,  видны скалистые острова,. 5) подчёркивает морского пейзажа, романтизм, парусник, плывущий вдали.

        6) птиц, лёгок, Полёт, и, свободен — в прозрачном, они, будто купаются, воздухе, светом, наполненном, ярким. 7) их, Горизонтальное, подчёркивается, направление, движения расположением, находящихся вдали и изображённых под птицами, линии перистых облаков.

 (Из Интернета)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Песня «Лебединая верность»

Слова А. Дементьева                                  Музыка Е. Мартынова

Над землёй летели лебеди

Солнечным днём,

Было им светло и радостно

В небе вдвоём.

И земля казалась ласковой

И в этот миг,

Вдруг по птицам кто-то выстрелил

И вырвался крик:

«Что с тобой, моя любимая?

Отзовись скорей, Без любви твоей

Небо всё грустней.

Где же ты, моя любимая?

Возвратись скорей,

Красотой своею нежной

Сердце мне согрей»

В небесах искал подругу он,

Звал из гнезда,

Но молчанием ответила

Птице беда.

Улететь в края далёкие

Лебедь не мог,

Потеряв подругу верную,

Он стал одинок.

«Ты прости меня, любимая,

За чужое зло,

Что моё крыло

Счастье не спасло.

Ты прости меня, любимая,

Что весенним днём

В небе голубом, как прежде,

Нам не быть вдвоём».

И была непоправимою

Эта беда,

Что с любимою не встретится

Он никогда.

Лебедь вновь поднялся к облаку,

Песню прервал.

И, сложив бесстрашно крылья,

На землю упал…

Я хочу, чтоб жили лебеди,

И от белых стай,

И от белых стай

Мир добрее стал.

Пусть летят по небу лебеди

Над землёй моей,

Над судьбой моей летите

В светлый мир людей»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Лебединая верность

          1) Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. 2) Егерь рассказывал. 3) «Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. 4) Его правое крыло безжизненно повисло. 5) Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. 6) Лебедь неподвижно лежал в камышах. 7) Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. 8)Птица издавала тревожный, гортанный крик. 9) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север.  10) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. 11) И тогда она, приблизившись, стала заботливо обирать его пёрышки.

              12) Я приплыл в залив рано утром. 13) Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. 14) Решил обследовать камыши. 15) Тут и нашёл подбитую птицу. 16) Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. 17) На другой день я снова появился на маленьком островке.18) Обошёл его, убедился – хищников нет. 19) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь будет Лотосом, а лебёдушка – Лилия»

        20) Весь месяц плавал к лебединому острову. 21) Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. 22) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. 23) Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. 24) Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать, - крыло было перебито.

        25) Пришла осень. 26) Вместе с Лотосом и Лилией плавала ещё два молодых лебедя. 27) А в это время начался отлёт птиц. 28) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. 29) Лилия тревожно прислушивалась к ним. 30) На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. 31) Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. 32) Весь вид ее говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края, а нам и здесь неплохо».

        33) А вскоре до меня донеслась лебединая песня. 34) Её пел красавец Лотос.35) Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!».

(По К. Ю. Хромову)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Песня «Лебединая верность»

       1)В нашей стране популярную песню про лебедей написали поэт Андрей Дементьев и композитор Евгений Мартынов. 2)Она так и называется «Лебединая верность», первой исполнила её София Ротару в 1975 году. 3)Песня сразу стала хитом и до сих пор является одной из самых проникновенных и душевных песней российской эстрады.

(Из Интернета)

«В голубом просторе»

       1) «В голубом просторе» — картина русского художника Аркадия Рылова (1870—1939), написанная в 1918 году. 2)Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее. 3)На картине на фоне голубого неба и белых кучевых облаков изображены лебеди, летящие над тёмно-синей волнистой поверхностью моря. 4)На горизонте видны скалистые острова, символизирующие суровую северную природу. 5)Плывущий вдали парусник подчёркивает романтизм морского пейзажа.

       6) Полёт птиц лёгок и свободен — они будто купаются в прозрачном, наполненном ярким светом воздухе. 7)Горизонтальное направление их движения подчёркивается расположением линии перистых облаков, находящихся вдали и изображённых под птицами.

(Из Интернета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ рассказа В. Астафьева "Приветное слово". Урок по развитию речи в 8 классе

Автор материала подробно анализирует рассказ-миниатюру В.Астафьева, а также прилагает конспект урока по развитию речи...

Урок русского языка в 10 классе Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие» (по Сингапурской системе)

2016 г.Тема: Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие».Цель: воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти.Задачи: показать, как языковые средств...

Комплексный анализ текста. Рассказ В.П. Астафьева «Мёртвый таймень»

Урок развития речи в 9 классе Тема: Комплексный анализ текста. Рассказ В.П. Астафьева «Мёртвый таймень» Цель урока: Используя различные виды чтения, отработать навык анализа худо...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Комплексный анализ рассказа К.Д. Ушинского «История одной яблоньки» "

Урок предназначен для учащихся 6 класса. Урок внеклассного чтения. Урок посвящен комплексному анализу рассказа «История одной яблоньки» К.Д. Ушинского - русского педагога, детского писател...

Конспект урока по обучению комплексному анализу текста (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»).

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы....