Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Комплексный анализ рассказа К.Д. Ушинского «История одной яблоньки» "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Игнатьева Татьяна Ефимовна

Урок предназначен для учащихся 6 класса. Урок внеклассного чтения. Урок посвящен комплексному анализу рассказа «История одной яблоньки» К.Д. Ушинского - русского педагога, детского писателя, основоположника научной педагогики в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_kompleksnyy_analiz_rasskaza_ushinskogo.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Урок посвящен комплексному анализу рассказа «История одной яблоньки» К.Д. Ушинского-русского педагога, детского писателя, основоположника научной педагогики в России.

Тема урока: Комплексный анализ рассказа К.Д.Ушинского «История одной яблоньки»

Класс: 6

Деятельностная цель: развитие устной и письменной речи учащихся на основе комплексного анализа рассказа К.Д.Ушинского «История одной яблоньки»

Перспективная цель: подготовка учащихся к ВПР, итоговой аттестации по русскому языку при анализе текста.

Формируемые УУД

Личностные УУД

•формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе; содействовать нравственному воспитанию;

•рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Регулятивные УУД:

•создать условия для развития у учащихся умений анализировать текст: аргументированно и связно формулировать ответы; развивать творческое воображение учащихся;

•высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (рабочая тетрадь);

•определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

• организовать деятельность учащихся по работе с текстом; актуализировать знания по теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности;

•перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

•донести свою позицию до других; слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни;

Ресурсы: 

1)Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация (портрет К.Д.Ушинского, иллюстрации к рассказу)

2)На рабочих столах учащихся экземпляры текста произведения К.Д.Ушинского «История одной яблони» (Приложение 2)

3) рабочие тетради, план анализа текста (у каждого на парте и на презентации)

Тип урока: урок развития речи

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная..


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Этап / Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

I

Самоопределение к деятельности. Мотивация к учебной деятельности

5 мин

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.         

  1. Введение в тему урока. Приводит пословицы: 

Яблоко от яблони недалеко падает.

От доброго дерева и добрый плод.

 Повторенье – мать ученья.

Добрый пример лучше ста слов.

Что посеешь — то и пожнешь.

Каков привет — таков ответ.

Человек без воспитания – тело без души

- Есть ли общая тема у этих пословиц? (Да, воспитание, учеба)

- Значит, это текст? (Нет).

- Докажите это. Вспомните, что можно назвать текстом, какие условия должны обязательно выполняться.

- Посмотрите, возможно ли из данных предложений составить текст?

- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (о тексте)

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Наблюдают за содержанием пословиц.

Делают вывод об их тематике. Отвечают на вопросы учителя

Личностные УУД

Самоопределение, смыслообразование

Познавательные УУД

Целеполагание

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества

II Целеполагание

3 мин

Предлагает определить термины по их значениям (презентация 1)

Тема - это то, о чем в нем говорится, что положено в его основу.

Основная мысль - это  его вывод, жизненный урок.

Заголовок - это название произведения или отдельных его частей.

Тип речи - это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли.

Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

 и сформулировать вопросы, на которые  будем сегодня искать ответы на уроке.

- Что нужно для этого сделать?

 - Сформулируйте тему урока.

Отвечают на вопросы, ставят цель урока.

Под руководством учителя формулируют тему урока  (Комплексный анализ текста)

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

Личностные УУД

Стремиться к речевому самосовершенствованию

III.      Актуализация знаний и фиксация проблемы.

5 мин

1. Работа с текстом 

Предлагает прочитать текст (приложение 1)             

1.Докажите, что это текст.

2.Определите стиль  данного текста. Докажите. Можете воспользоваться таблицей (приложение 4)

3.Каким типом речи является данный текст?

2. Работа с эпиграфом.

Самая важная часть воспитания — образование характера.                                                                К.Д.Ушинский

Предлагает обсудить смысл эпиграфа.

«Ребята, как вы понимаете слова К.Д. Ушинского?

О чем мы будем разговаривать? Что такое воспитание?      Отчего и от кого зависит ваше будущее?»

4. Составление кластера.

Какие ассоциации возникают у вас при слове «воспитание»?

Читают текст.

Работа с таблицей «Стили речи»

Высказывают своё понимание эпиграфа.

Озвучивают свои ассоциации (обучение, дети, воспитатель, родители, хорошее, плохое, учитель, мама, вежливость, нравственность, порядочность, дисциплина)

Познавательные УУД

1.Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Регулятивные УУД

1. Выполнение пробного учебного действия;

 фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные УУД

1. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные УУД

1.Воспитание нравственного чувства.

2. Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста

IV. Комплексный анализ текста К.Д. Ушинского

30 мин

  1. Читает текст (приложение 2 )
  2. Словарная работа (приложение 3)

- Какие слова вам непонятны? (учитель обращает внимание учащихся на  выделенные слова)

1. ЗАВЯЗЬ, женский род

2. ЗАСТУП, мужской род

3. ПОБЕГ, мужской род

4. ПОЧКА, женский род

5. ПРИЩЕП мужской род

6. РАСЩЕПИЛ, пишь; плённый (ён, ена);

3. Коллективная беседа (фронтально).

Задаёт вопросы по тексту:

- О чём говорится в рассказе?

- Назовите главных героев рассказа (яблонька, что выросла в лесу из семечек упавшего яблока; садовник, что выкопал дерево в лесу и принес к себе; Также упоминается мама - дикая яблоня; птицы, что склевали упавшее яблоко)  

-Определите тему, основную мысль текста, докажите.

- Чему учит этот рассказ?

- Каким надо быть?

- Определите стиль текста, докажите, используя таблицу «Стили речи» принадлежность к данному стилю.

- Составьте план текста, придумайте другое название.

4. Обобщение

- Чему хотел научить читателей Ушинский своим рассказами? (Обучение, воспитание).

5. Работа в группах.

Организует работу в группах, инструктирует учащихся (приложение 5), организует проверку выполненных заданий, подводит к выводу, инструктирует заполнение рабочей тетради

      - Итак, первый этап исследования мы закончили

Задание группам: записать в рабочую тетрадь (Приложение 5).

 Сейчас вам предстоит исследовать следующий вопрос «Какие художественные средства использует автор?» 

Задание 1.

1 группа: выписать эпитеты 

2 группа: выписать метафоры

3 группа: выписать олицетворения

4 группа: выписать слово, относящееся к разговорному стилю

 Проверка:

Задание всем: занесите результат исследования в рабочую тетрадь.

Слушают, следят по тексту

В рассказе показано как листик за листиком росла дикая яблонька, как год за годом она превратилась сначала в дикое дерево, а затем и в культурную яблоню. Ушинский таким образом показывает, что все в природе происходит и развивается постепенно. Чтобы получить хороший результат, придется запасаться терпением

Главная мысль рассказа в том, чтобы вырастить хорошее дерево нужно время, умение и терпение. Мало просто из семечек вырастить дикую кислую яблоню - такая яблоня никому не понравится, но если на нее прищепить правильную веточку, тогда плоды будут сладкими.

Яблоню можно сравнить с ребенком. Если его не воспитывать, то он вырастет, как сорняк у дороги. А если с ним работать, помогать, то все будут его уважать.

Обсуждают заглавие, приводят доказательства, вспоминают признаки текста

Работают в группе по заданию

Читают на слайде

1 представитель от группы зачитывает ответ.

Формулируют вывод.

Все заполняют рабочую тетрадь

2-й представитель от группы зачитывает ответ.

Все заполняют информационную карту

Высказывают предположения

Слушают объяснение учителя

Записывают новую информацию в тетради для опорных конспектов

Формулируют вывод: (мы исследовали текст с точки зрения наличия художественных средств, и тем самым доказали его принадлежность к художественному стилю).

Познавательные УУД

1. Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться приёмами изучающего чтения.

2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию.

3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы, план, текст).

4. Давать определения понятиям, обобщать, группировать, строить логические рассуждения.

Коммуникативные УУД

1.  Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2.  Стремиться к речевому взаимодействию, работать в группах.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Создавать  тексты заданного стиля и жанра.

2.  Свободно   излагать  свои  мысли,  соблюдая нормы построения текста.

Познавательные УУД

1. Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться приёмами изучающего чтения.

2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию.

3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы,  текст).

4. Давать определения понятиям, обобщать, группировать, строить логические рассуждения.

Коммуникативные УУД

1.  Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2.  Стремиться к речевому взаимодействию, работать в группах.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

  Исследуем орфографию текста

3. Работа в группах.

1 группа – корни с чередованиями

2 группа – приставки пре-  - при-

3 группа – безударные гласные в корне слова

4 группа – приставки на З, С

Исследуем синтаксические конструкции текста

1 группа: выпишите предложение с прямой речью

2 группа: выпишите предложение с однородными членами предложения

3 группа: выпишите простое предложение

4 группа: выпишите сложное предложение

- Заполните рабочую тетрадь.

Вывод: Подведём итог нашему исследованию.

5. Работа над проблемным вопросом.

Завершив работу с текстом, вернёмся к началу урока. (Возвращаюсь к эпиграфу урока): «Посмотрите на яблоню. В каких условиях яблоня будет давать здоровые плоды. Согласны ли вы с утверждением, что часть воспитания – образование характера»

Как связаны текст и эпиграф? Почему надо воспитывать характер?

Выписывают слова с заявленными орфограммами, объясняют, формулируют правило,приводят пример.

Проверка: (1 – объясняет орфограммы, 2 – вспоминает правило, 3 – приводит пример)

Все заполняют информационную карту

Зачитают результат  исследования – информационную карту – комплексный анализ текста (индивидуальное высказывание)

Выполняют индивидуальную самостоятельную работу на оценку

Отвечают на вопросы учителя

(характер человека меняется всю жизнь, зависит от воспитания и окружающей среды, так же наша яблоня поменялась, когда поменяла место обитания)

Коммуникативные УУД

1.  Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2.  Стремиться к речевому взаимодействию, работать в группах.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Регулятивные УУД

1.Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

2.Волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные УУД

Самоопределение  

Регулятивные УУД

1.Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

2.Волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные УУД

Самоопределение  

VI. Рефлексия - 1 мин

- Урок подходит к концу. С чем вы уходите сегодня с урока?

Ответы детей.

V. Домашнее задание - 1 мин

Написать сочинение-миниатюру  на тему «Что такое воспитанность?»

Записывают д/з, задают вопросы

Приложение 1.

Научная статья «Яблоня»

Я́блоня— род листопадных деревьев и кустарников семейства Розовые с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Происходит из зон умеренного климата Северного полушария.

        Род относится к подсемейству Сливовые. Насчитывает 62 вида. Наиболее распространены: яблоня домашняя, или культурная, к которой относится большинство возделываемых в мире сортов.

        Многие виды яблони выращивают в качестве декоративных растений в садах и парках, используют в полезащитном лесоразведении. Все виды — хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется.

Приложение 2.

Рассказ К.Д. Ушинского «История одной яблоньки»

1

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зернышко под снегом, а весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-промеж листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки, наверху, вышли зеленые листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко.

Пришел в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит:

– Вот хорошее деревцо; оно мне пригодится.

Задрожала яблонька, когда садовник стал ее выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю.

2

Загордилась яблонька в саду. «Должно быть, я редкое дерево, – думает она, – когда меня из лесу в сад перенесли», и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками: не знала она, что попала в школу.

На другой год пришел садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать. Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».

Срезал садовник всю зеленую верхушку деревца, оставил один пенек, да и тот еще расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепу колышками и ушел.

3

Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой. Пьет веточка соки сильной яблоньки и растет быстро: выкидывает почку за почкой, листок за листком; выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми, душистыми цветами. Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зеленая завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые. И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от нее побеги для прищеп.

Приложение 3.

Словарная работа

1. ЗАВЯЗЬ, женский род

Нижняя расширенная часть пестика в цветке, по опылении образующая плод.

2. ЗАСТУП, мужской род

Большая металлическая лопата для земляных работ. | прил. заступный, ая, ое.

3. ПОБЕГ, мужской род

1. Новый росток, молодая ветка, стебель с листьями и почками.

2. перен. разг. Новое поколение; молодежь.

4. ПОЧКА, женский род

1. Не развившийся ещё побег растения; зачаток цветка, листа. Почки на деревьях. Набухают, лопаются, распускаются почки.

5. ПРИЩЕП мужской род

(сельское хозяйство.).

1. только ед. Действие по гл. прищепить-прищеплять.

2. Расщепленное место в растении, куда вставлен черенок для прививки.

3. Привитое дерево.

6. РАСЩЕПИЛ, пишь; плённый (ён, ена);

1. Щепая, разделить на части. Р. дощечку 

Приложение 4

Стили речи

Сфера применения

Цели общения

Основные виды высказываний

Основные стилевые черты

Разговорный

Быт, семейные, дружеские отношения

Обмен информацией, мыслями с окружающими людьми

Беседы (диалоги), записки, письма близким людям

Непринужденность, эмоциональность, отсутствие строгой логичности, оценочный характер речи

Научный

Наука и техника, учебный процесс

Сообщение различного рода общественно-значимой информации

Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи  и книги (на научные темы), учебники

Точность, логичность, доказательность, отвлеченность, некоторая сухость речи

Официально-деловой

Официальные отношения

Воздействие для создания нужного представления о мире

Договоры, законы, деловые бумаги (справки, отчеты, приказы, заявления, протоколы и др.)

Официальность, строгая точность, сухость речи

Публицистический

Общественная жизнь, политика

Регулирование общественно-политической жизни, издание указов и предписаний

Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи, брошюры (на общественные темы)

Призывность, страстность, оценочный характер речи

Художественный

Искусство слова

Воздействие словом для создания художественного образа окружающего мира

Рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения, поэмы и др., отдельные зарисовки

Образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи

Приложение 5.

Рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «История одной яблоньки».

Заглавие

1.

2.

Тема

Основная мысль

Тип тескта

Стиль

Сфера применения

Изобразительно-выразительные средства

1 группа: Эпитеты

2 группа: Метафоры

3 группа: Олицетворения

4 группа:

Слово, относящееся к разговорному стилю

Какие орфограммы есть в тексте

1 группа – корни с чередованиями

2 группа – приставки пре-  - при-

3 группа – безударные гласные в корне слова

4 группа – приставки на З, С

Синтаксические конструкции

1 группа: Выписать предложение с прямой речью

2 группа: Группа выписать предложение с однородными членами предложения

3 группа: выпишите простое предложение

4 группа: выпишите сложное предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных" содержит также приложения к уроку....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 6 классе по теме «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста».

Технологическая карта составлена на основе личностно-ориентированного подхода в соответсвие с федеральным  государственным образовательным стандартом втрого покоелния....

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...