Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кошелева Снежана Викторовна

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС на тему "Сложное предложение" (по учебнику М.М. Разумовской)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_slozhnoe_predlozhenie.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока
в 5 классе
по русскому языку в соответствии с ФГОС по теме:
«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

ФИО (полностью)

Кошелева Снежана Викторовна

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс

Базовый учебник

    «Русский язык 5 класс» под редакцией М.М.Разумовской

Тип урока:
урок открытия нового знания

Цели урока

Деятельностные:  создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные:

-закрепить знания о структурных различиях между простыми и сложными предложениями,  видах сложных предложений  по способу связи простых в составе сложных;

-продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения;

-развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;

 -развивать навыки составление и чтения схем;

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • - ценностное отношение к процессу определения сложного предложения;
  • - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения  сложного предложения;
  • - осознание практической важности определения вида сложного предложения;
  • - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • -умение обозначать тему урока, ставить цель урока и сохранять её;
  • -умение находить способы решения поставленной цели по определению вида сложного предложения;
  •  -умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  •  -умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  • -умение провести рефлексию своих действий на уроке

Предметные:

-восстановить в памяти учащихся прием распознавания простых и сложных предложений, основные признаки сложного предложения;   - познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное

- совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения, умение применять знания в жизненных ситуациях;

Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер учителя, проектор, учебник.

Структура и ход урока:

I.Мотивация к деятельности

Доброе утро, ребята и уважаемые взрослые. Я рада вас сегодня видеть на нашем уроке. Желаю всем вам успешного дня, а вам, ребята, успешной работы на уроке и хороших отметок. Не расстраивайтесь, если сегодня у кого-то что-то не получится, помните слова героя сказки «Золушка»: «Я не волшебник, я ещё только учусь». Не получится сегодня, обязательно получится завтра. Главное – верьте в себя, и все у вас будет хорошо!

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям,

К уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам!

II. Актуализация и пробное учебное действие

Что изучает синтаксис?

Чем отличается словосочетание от предложения?

Какие предложения являются простыми?

Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.

Взять существительное, выступающее в роли дополнения с предлогом на, из предложения      В лесу на тропинках показались лисички

Из предложения  Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое

Из предложения  Вдруг послышались легкие шаги взять определение

Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки

На тропинки опустились лёгкие снежинки.(Сделать синтаксический разбор простого предложения)

III. Постановка учебной задачи

Итак, вы уже знаете, что простые предложения состоят из одной грамматической основы. А как же называются предложения, в которых не одна, а несколько грамматических основ? Откройте, пожалуйста, учебники и найдите ответ на этот вопрос.

Запишите тему урока «Сложное предложение». Исходя из темы, сформулируйте цели урока.

Прочитайте и запишите эпиграф. Как вы его понимаете?

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

IV.Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения

Запишем под диктовку несколько предложений.

  1. Море глухо роптало и билось о берег.
  2. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.
  3. Я попросил его, чтобы он принёс мне книгу.
  4. Луна вышла из-за туч, её свет отразился на поверхности.

- Выделим грамматические основы и определим, какие перед нами предложения - сложные или простые?

- Итак, у нас есть три сложных предложения. Чем они отличаются друг от друга? Что есть такое во 2 и 3 предложениях, чего нет в 4 предложении? (союзы)

- Значит, на какие 2 группы можно разделить все сложные предложения? (союзные и бессоюзные)

А союзные сложные предложения делятся ещё на 2 группы.

- Сколько частей во 2 и 3 сложных предложениях?

- Можно ли в каждом из этих предложений задать вопрос от одной части к другой?

Найдите в учебнике ответы на вопросы: как называются предложения, в которых части равнозначны и не зависят друг от друга и как называются предложения, в которых одна часть зависит от другой (стр. 162-163).

Давайте составим схему «Сложные предложения» в справочниках.

А теперь рассмотрим и сравним схемы простого и сложного предложений (стр.160-

161).

V.Первичное закрепление

Выполним упражнения 503 и 504, которые даны в учебнике (два человека работают у доски).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа. По рядам выписать из текста

1 ряд – ССП;

2 ряд – СПП

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Больше всех полюбился мне щур. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он сам прилетал в клетку, где лежал приготовленный для него корм. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой и любовался, как радостно купается щур. Он часто присаживался на мой стол, и каждый раз я угощал его сладким орешком.

Когда лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и запел свою тихую песенку. На прощание я помахал ему рукою, и он скрылся в вершинах густого темного леса.

VII.Рефлексия деятельности

Отвечают на вопросы:

  •  Какую цель ставили?
  •  Удалось достичь цели?
  •  Каким способом?
  •  Какие получили результаты?
  • Что вызвало особые затруднения?
  • Где можно применить новые знания?
  • Называют ключевые слова темы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...