Как писать сочинение ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс)

Лощева Валентина Александровна

сочинение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 15.1

Структура

План

Шаблоны, клише

Вступление

Цитата

Комментарий

Я прочитал(а) слова __________________________(автор высказывания): «_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».Я понимаю эти слова так: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная часть

Раскрытие основных компонентов высказывания (терминов)

_________________________(термин) - _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(термин) - ____________________________________________

________________________________________________________________________________

Переход на текст

(основная мысль текста)!

Пример№1

*грамматические особенности;

*смысловая функция;

*роль в тексте

В прочитанном тексте ____________________________(автор текста) говорится ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В предложении _____ хочу рассмотреть ____________________________________________.

Это ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________,

Оно позволяет понять _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В тексте это __________________________ очень заметно, придаёт предложению более точный (понятный, выразительный, эмоциональный …) смысл.

Пример№2

*грамматические особенности;

*смысловая функция;

*роль в тексте

____________________________ (предложение _______) является _______________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В нём говорится _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

Это ___________________________ очень важно в тексте, оно __________________________

_____________________________________________, несёт серьёзную смысловую нагрузку.

Заключение

Работа с текстом ____________________________ (автор текста) убедила меня в правильности слов _____________________________________ (автор высказывания).

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 15.1 ШАБЛОН 2.

Структура

План

Шаблоны, клише

Вступление

Цитата

Комментарий

Я прочитал(а) слова __________________________(автор высказывания): «_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».Я понимаю эти слова так: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная часть

Раскрытие основных компонентов высказывания (терминов)

_________________________(термин) - _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(термин) - ____________________________________________

________________________________________________________________________________

Переход на текст

(основная мысль текста)!

Пример№1

*грамматические особенности;

*смысловая функция;

*роль в тексте

В прочитанном тексте ____________________________(автор текста) говорится ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В предложении _____ хочу рассмотреть ____________________________________________.

Это ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________,

Оно позволяет понять _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В тексте это __________________________ очень заметно, придаёт предложению более точный (понятный, выразительный, эмоциональный …) смысл.

Пример№2

*грамматические особенности;

*смысловая функция;

*роль в тексте

____________________________ (предложение _______) является _______________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В нём говорится _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

Это ___________________________ очень важно в тексте, оно __________________________

_____________________________________________, несёт серьёзную смысловую нагрузку.

Заключение

Работа с текстом ____________________________ (автор текста) убедила меня в правильности слов _____________________________________ (автор высказывания).



Предварительный просмотр:

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 15.2

Структура

План

Шаблоны, клише

Вступление

Комментарий к отрывку (финалу)

АНАЛИЗ, (не пересказ!)

Отрывок (финал) = Основная мысль

Переход к примерам

По моему мнению, мысль ______________________________________(автор), выраженная в ___________________________________(нужный фрагмент текста), заключается в том, что ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведу примеры из текста, доказывающие мои размышления.

Основная часть

Аргумент №1

Пример №1

(из указанного текста!)

Во-первых, ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение _____  подтверждает эту мысль: « ______________________________________

________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».

Аргумент№2

(ДРУГОЙ)

Пример №2

(из указанного текста!)

Во-вторых, ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это доказывает предложение _____  : « ______________________________________________

________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».

Заключение

Вывод

Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что __________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 15.2

Структура

План

Шаблоны, клише

Вступление

Комментарий к отрывку (финалу)

АНАЛИЗ, (не пересказ!)

Отрывок (финал) = Основная мысль

Переход к примерам

По моему мнению, мысль ______________________________________(автор), выраженная в ___________________________________(нужный фрагмент текста), заключается в том, что ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведу примеры из текста, доказывающие мои размышления.

Основная часть

Аргумент №1

Пример №1

(из указанного текста!)

Во-первых, ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение _____  подтверждает эту мысль: « ______________________________________

________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».

Аргумент№2

(ДРУГОЙ)

Пример №2

(из указанного текста!)

Во-вторых, ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это доказывает предложение _____  : « ______________________________________________

________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».

Заключение

Вывод

Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что __________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Пишем сочинение-рассуждение 15.2

Структура сочинения-рассуждения 15.2

      1. Тезис.

      2. Аргумент - пример 1 + комментарий.

      3. Аргумент - пример 2 + комментарий.

      4. Заключение (по тезису).

 

      1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

      Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.

      При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  •   Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  •   Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что…
  •  Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
  • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

     Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.

 

      2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.

      В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны

  • соответствовать тезису;
  • иллюстрировать мнение о смысле цитаты.

       Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

  • Попробую доказать справедливость своего суждения.
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям ...
  • Это подтверждают предложения …
  • Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что…
  • Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.

        Возможно использование вводных слов во-первых, во-вторых.

     3. Вывод. 

      Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию

       В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.



Предварительный просмотр:

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 15.3

Структура

План

Шаблоны, клише

Вступление

Раскрытие термина

(определение = родовое понятие + видовые признаки)

Комментарий

(2-3 предложения)

_____________________________(термин) - __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная часть

Переход на текст

(Основная мысль)

Пример №1

из указанного текста!!!

(раскрытие в нем основного термина)

Доказательства

(анализ ситуации)

В тексте  _________________(автор) говорится (рассказывается, повествуется, раскрывается)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример №2

из жизненного опыта или из другого художественного произведения!!!

(раскрытие в нем основного термина)

Доказательства

(анализ ситуации)

Существует немало примеров проявления ____________________ (термин) и в нашей жизни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключе-ние

Вывод

Таким образом, ______________________ (термин) ____________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 15.3

Структура

План

Шаблоны, клише

Вступление

Раскрытие термина

(определение = родовое понятие + видовые признаки)

Комментарий

(2-3 предложения)

_____________________________(термин) - __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная часть

Переход на текст

(Основная мысль)

Пример №1

из указанного текста!!!

(раскрытие в нем основного термина)

Доказательства

(анализ ситуации)

В тексте  _________________(автор) говорится (рассказывается, повествуется, раскрывается)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример №2

из жизненного опыта или из другого художественного произведения!!!

(раскрытие в нем основного термина)

Доказательства

(анализ ситуации)

Существует немало примеров проявления ____________________ (термин) и в нашей жизни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключе-ние

Вывод

Таким образом, ______________________ (термин) ____________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

Сочинение-рассуждение на тему №3.

1 абзац. Тезис.

Дать определение понятию и комментарий ( должно быть 2-3 предложения)

Любовь – это…

Закончить абзац фразой:

Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

2 абзац. 1 аргумент.

Обратимся к тексту ( пишем фамилию и инициалы автора текста ). В нем…

Пишем пересказ отрывка текста ( 2-5 предложений), доказывающий ваше определение, с указанием в скобках номеров предложений. Самая главная здесь часть: комментарий понятия. Желательно использовать цитату или цитаты ( небольшие и не более двух ), помогающие доказать вашу мысль.

3 абзац. 2 аргумент.

У меня мало жизненного опыта, поэтому обращусь к литературному произведению ( пишем фамилию автора и название произведения ).

Затем приводим из произведения пример, доказывающий ваш тезис.

4 абзац. Вывод.

Таким образом, … ( вывод – это ваш тезис, но другими словами ).

Внимание!

Нельзя давать определение в такой форме:

Драгоценные книги – это когда…

Выделяйте четкo абзацы.

Вывод не должен копировать тезис.

Удачи в подготовке к ОГЭ по русскому языку!

У вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ...

Учимся писать сочинение.

План занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  Рассматривается строение сочинения-рассуждения, прилагается презентация....

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...