Технологическая карта урока русского языка в 10 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

Новоселова Ольга Александровна

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) по теме "Слова, противоположные по смыслу".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Технологическая карта урока.
  2. Приложение 1. Описание технологических приёмов работы с презентацией (ПО   SMART Notebook).
  3. Приложение 2. Раздаточный материал: пословицы.
  4. Приложение 3. Раздаточный материал: карточки с заданиями.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема

«Слова, противоположные по значению»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Целевая аудитория

Учащиеся 10 класса

Дидактическая задача

 Создание условий для восприятия и усвоения нового материала

Задачи на урок:

1. Воспитательные

Воспитывать потребность в формировании положительных качеств.

Воспитывать аккуратность, прилежность, эстетический вкус, чувство любви к русскому языку.

Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.

2. Коррекционно-развивающие:

- познавательные

Формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев.

Формировать умение использовать различные  источники информации для решения учебной задачи.

Учить умению  актуализировать собственные знания.

 Проводить сравнение по заданным основаниям.

- регулятивные

Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Учить умению соотносить  планируемый  и полученный  результат деятельности.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

- коммуникативные

Формировать умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Учить умению формулировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других. 

3. Образовательные

Формировать знания учащихся о словах противоположных по смыслу.

Формировать умение применять их в речи.

Методы и приёмы

По способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические.

По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Приёмы:

Работа с источниками информации, самостоятельное получение информации.

Фиксация выборочной информации.

Сравнение изображений.

Анализ и классификация объектов.

Формы работы

Фронтальная,  парная, индивидуальная

Система средств

Учебник  «Деловое и творческое письмо. 10-11 классы» / авт.-сост. И. А. Крестинина, ИРО Кировской области.

Раздаточный материал: пословицы, тексты.

Моноблоки.

Презентация в программе  SMART Notebook  (Приложение № 1. Описание технологических приёмов работы с презентацией).

ХОД УРОКА

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

познавательные

коммуникативные

регулятивные

  1. ОРГМОМЕНТ

Организация диалога.

 

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учеников к уроку.

- Здравствуйте!

- Ребята, прошу занять свои рабочие места. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Но вы не волнуйтесь и постарайтесь работать так, как будто идёт обычный урок. Попробуйте показать свои знания.

- Каждый человек должен стремиться жить не просто так, а должен стремиться научиться быть лучшим.

- Ребята, какими вы бы хотели быть в будущем?

- А какими не хотели?

Проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются на восприятие учебной информации.

Отвечают на вопросы учителя

Умение оценить готовность рабочего места к уроку.

 

Умение слушать вопрос  в диалоге.

Умение настраиваться на восприятие учебного материала.

  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

Мотивация к выполнению упражнения

«Группировка»

Работа со слайдом № 1.

Определение темы и целей урока.

Организует работу с презентацией.

Предлагает выполнить упражнение «Группировка». Работа со слайдом 1.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки.

- Что вы видите?

- Под чертой предложены слова.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, слова.

- Спасибо.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Сейчас попробуйте к каждому изображению подобрать слово и вставить его в рамочку.

- Справились?

- Молодцы!

- Что у вас получилось, ребята?

- Правильно, всё это качества человека.

- Какими качествами может обладать человек?

(Предлагает продолжить работу с презентацией) (слайд 1)

- Распределите качества парами: положительные - отрицательные.

- Что у вас получилось, прочитайте, пожалуйста.

- Какие по значению слова у вас получились?

- Правильно, у вас получились противоположные по значению слова.

- Они называются антонимы.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упражнение «Группировка».

Подбирают слова под каждое изображение и вставляют в рамочки.

Выполняют задание.

(Распределяют картинки друг против друга: грустный – радостный и т.д.)

Сопоставляют качества.

Читают.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных критериев.

Умение актуализировать собственные знания.

Умение вступать в диалог.

Проводить сравнение по заданным основаниям.

Умение выражать свои мысли.

Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение формировать собственное мнение и позицию.

Умение принимать и сохранять задачу учебной деятельности.

Умение соотносить планируемый и полученный результат.

  1.  АКТУАЛИЗАЦИЯ

Работа в тетрадях.

Работа со слайдом № 2.

Мотивация к выполнению упражнения «Расположи правильно»

- Сегодня мы продолжаем изучать нашу большую тему «Слово».

- Какие слова будем изучать на уроке?

(Ответы)

- Тема нашего урока «Антонимы - слова, противоположные по значению».

(На доске написана тема урока «Слова, противоположные по значению»)

- Чему будем учиться?

- Будем учиться подбирать антонимы, находить их в тексте и правильно употреблять их в речи.

- А для чего? (Ответы)

- Для того, чтобы наша речь была яркой, образной.

(Организует работу в тетради).

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока.

- Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

- Совершенно верно, на прошлом уроке мы с вами познакомились со словами, близкими по значению – синонимами.

- Приведите, пожалуйста, примеры синонимов.

(Вежливый – воспитанный, весёлый – радостный, чистый – аккуратный)

Продолжаем работать с презентацией (слайд 2)

Упражнение «Расположи правильно»

- Ребята, вы со всем согласны, что видите перед собой?

- А почему не согласны?

- Соедините части определений в нужном порядке.

Слушают учителя.

Уясняют для себя цель и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Открывают тетради, записывают число и тему урока.

Отвечают.

Приводят примеры синонимов.

Отвечают на вопросы.

Аргументируют свои ответы.

Выполняют упражнение: располагают части определений в нужном порядке.

Умение актуализировать собственные знания.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев.

Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение выслушивать мнение других.

Умение формировать собственную позицию.

Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Умение соотносить планируемый и полученный результат деятельности.

  1.  ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Двигательная активность.

Работа в группе.

Мотивация к выполнению упражнения с пословицами.

Работа в тетради.

Организует групповую работу.

- Ребята, на партах лежат листочки с началом пословицы, а листочки с окончанием пословицы у меня на столе.

- Что такое пословица?

(Ответы)

- Ваша задача – найти окончание пословицы, то есть правильно составить её.

- Подойдите, пожалуйста, к столу и начинайте работать.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

В большом горе и маленькая радость велика.

Друг лучше старый, а платье новое.

Где робкий потеряет, смелый там найдёт.

Трусливый славит себя языком, а смелый штыком.

Хорошая слава в лукошке лежит, а плохая по дорожке бежит.

Язык длинный, а мысли короткие.

Мужественный пеняет на себя, трусливый – на товарища.

Маленькое дело лучше большого безделья.

- Кто уже справился с поставленной задачей, прошу занять своё рабочее место.

- Прочитайте, пожалуйста, получившиеся пословицы, комментируя их, как вы понимаете данные пословицы.

- Запишите, пожалуйста, получившиеся пословицы в тетрадь и подчеркните антонимы.

(Учитель обращает внимание на орфограммы).

Слушают учителя.

Выполняют упражнение.

Занимают рабочие места.

Читают по очереди пословицы, комментируя их понимание.

Записывают пословицы в тетрадь, подчёркивают антонимы.

Умение актуализировать собственные знания.

Умение работать в группе.

Умение аргументировать собственную точку зрения.

Умение договариваться.

Умение выслушивать мнение других.

Умение слушать и понимать задачу, поставленную учителем.

Умение оценивать результат собственной деятельности.

  1. ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Работа со слайдом № 3.

Работа с толковым словарём.

Мотивация к выполнению упражнения

(работа со слайдом № 3)

Продолжаем работу с презентацией (слайд 3)

(упражнение из учебника)

- Ребята, на слайде вы видите текст.

- Прочитайте задание, что мы должны сделать.

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение.

- Спасибо.

- Ребята, какое непонятное слово вам встретилось?

- Прозаик.

- Найдите, пожалуйста, значение слова «прозаик» в толковом словаре (несколько ребят отыскивают значение слова в словаре, с остальными продолжается устная работа).

- Давайте, ребята, мы с вами попробуем предположить, что оно может означать?

(Ответы учащихся)

- Подтвердились наши предположения?

- Выполните, пожалуйста, задание – найдите слова, противоположные по смыслу, разместите их парами и попробуйте их сопоставить.

И ненавидим мы и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен.

Всегда так будет, как бывало,

Таков издревле белый свет:

Учёных много – умных мало,

Знакомых тьма, а друга нет.

Работают со слайдом № 3.

Читают задание и выполняют его.

Читает стихотворение.

Отвечают.

Находят значение слова в словаре.

Читают значение слова в словаре.

Вытаскивают слова, противоположные по смыслу и располагают их друг напротив друга.

Сопоставляют.

Анализируют собственную работу.

Умение использовать печатный источник информации для решения учебной задачи.

Умение выделять информацию из текста.

Умение смыслового чтения.

Умение вступать в диалог.

Умение аргументировать собственную точку зрения.

Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Умение соотносить планируемый и полученный результат.

  1.  ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Мотивация к выполнению упражнения.

Упражнение на правку текста.

Учитель организует работу в тетради.

- Я раздаю вам карточки с заданием (для 1,2, 3 группы детей) (1 - сильные, 2 – средние, 3 – слабые)

- Прочитайте задание и выполните упражнение в тетради.

Выполняют упражнение на правку текста в тетрадях.

Осуществлять анализ объектов с выделением критериев.

Умение аргументировать собственную точку зрения.

Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Умение работать самостоятельно в новом учебном материале.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Работа со слайдом № 4.

Инструкция для выполнения задания.

Инструкция по проверке правильности выполнения задания.

Анализ выполнения упражнения.

Организует работу с презентацией (слайд 4)

Даёт инструкцию для выполнения задания.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

- Ребята, расположите качества человека в два столбика: положительные черты характера и отрицательные.

- Проверьте, правильно ли вы сделали задание?

(Даёт инструкцию по проверке правильности выполнения задания)

- Исправьте ошибки (если будут)

- Ребята, вам понравилось выполнять упражнение?

- Какие затруднения вам встретились при выполнении упражнения?

Работают со слайдом № 4.

Слушают.

Выполняют задание.

Слушают.

Проверяют правильность выполнения задания.

Исправляют ошибки.

Анализируют свою работу.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев.

Умение формировать собственное мнение и позицию.

Умение выражать свои мысли и выслушивать мнение других.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале самостоятельно.

  1. ИТОГИ. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создаёт ситуацию для обобщения полученных знаний.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие слова мы сегодня изучали на уроке? (Антонимы)

- Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению)

- Совершенно верно.

- Для чего служат антонимы?

- Правильно, молодцы!

- Какие новые слова вами были открыты на уроке?

- Какую цель мы ставили на урок? (Уметь подбирать антонимы, находить их в тексте и правильно употреблять их в речи)

- Удалось ли нам достичь цели и выполнить задачи урока?

Отвечают на вопросы учителя.

Обобщают полученные знания на уроке.

Отвечают.

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Сравнивают поставленную цель и задачи с результатом деятельности.

Умение актуализировать собственные знания.

Умение участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Умение формулировать собственное мнение и позицию, выслушивать мнение других.

Умение производить контроль в форме сличения результатов с поставленными задачами.

  1.  ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Домашнее задание.

- Ребята, давайте будем учиться употреблять антонимы в речи. Предлагаю вам дома сделать упражнение «Рифмованные черты характера».

Попробуйте сочинить четверостишье со следующими словами:

Хороший – плохой, добрый – злой.

Слушают учителя, записывают домашнее задание.

Умение использовать различные источники информации для решения учебной задачи.

Умение слушать учителя.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

  1.  РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, поднимите, пожалуйста, руку, кто понял, что такое антонимы?

- Поднимите, пожалуйста, руку, кто может легко отличить антонимы.

- Для чего нужно уметь оперировать антонимами?

- Вы сегодня были молодцы!

- Благодарю за работу!

- Урок закончен.

Умение актуализировать собственные знания.

Умение вступать в диалог, выслушивать мнение других.

Умение соотносить планируемый и полученный результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...