"Производные и непроизводные предлоги" Конспект урока 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Малахова Олеся Владимировна

Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги". Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. 7 КЛАСС

Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Урок открытия новых знаний

Форма организации учебной деятельности: комбинированная.

Формируемые на уроке компетенции:

Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, орфоэпические нормы.

Формирование языковой и лингвистической компетентностей: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетентности: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Планируемые результаты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать самостоятельно, в паре и индивидуально; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: знать о признаках непроизводных и производных предлогов; уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи.

Развитие УУД:

Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

Познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.

Регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и

одноклассников.

 Необходимые ресурсы и оборудование:  ноутбук, проектор, экран, карточки, учебник.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Промежуточный контроль

Организа ционное начало урока

- Добрый день, ребята.

- Какой сейчас урок? Спросите, что будем делать на уроке.

- Будем говорить хорошо, слитно, с ударением. Будем повторять. Будем изучать новую тему и закреплять её.

Задают вопросы, повторяют за учителем.

Фронтальная беседа

Фонети ческая зарядка

-Будем говорить хорошо, слитно, с ударением.

Предлог, причастие, прилагательное, часть речи.

- Назовите самостоятельные части речи.

- Что мы делали? Как вы говорили? Следим за звуком [р].

Читают слова с учителем, самостоятельно

Контроль произношения

Мотива

ция к учеб

ной деятель

ности

- Начнём мы наш урок с эпиграфа: «Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех»

(Генри Форд).

- Как вы думаете, почему именно эту цитату я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку?

Предполагают (совместная работа приносит успех, вместе работать легче, каждый может высказать свое мнение, которое приведёт к успеху и т.п.).

Устная беседа

Актуали зация знаний

- Будем повторять.

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Выполним задание Верно/Неверно. Читаете утверждения, в графе «ДО» ставите +, если утверждение верно, и -, если утверждение неверно.

Предлог – это самостоятельная часть речи.

Предлог не является членом предложения.

Предлоги не отвечают на вопросы.

В предложениях ниже все выделенные слова являются предлогами.

Из-под лавки вылез соседский кот Василий.

Лишь благодаря хозяйке кот не остался голодным.

- Что мы знаем о предлоге?

Впишите информацию в информационную карту в столбик «Известная информация»

-Что мы делали?

Проставляют знаки + и – в колонку «ДО»

Записывают в информационную карту то, что знают о предлоге

Постановка знаков + или –

Проверка без комментария учителя

Устная проверка

Проблем

ная ситуация

- Будем изучать новую тему.

- У вас на столах карточки. Прочитайте предложения. Подчеркните в них все предлоги.

1. Я поехал на почтовых, а Максим Максимович, по причине тяжёлой поклажи, не мог со мной ехать. 2. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него. 3. Вулич вынул свой кошелёк и отдал его счастливцу, несмотря на возражения о неуместности платежа.

- Проверяем по слайду:

На, по причине, со, в, мимо, несмотря на, о.

- У кого есть ошибки? Какие предлоги вы не написали? Почему?

Похожи на части речи (сущ с предлогом, наречие и деепричастие)

Проверка по слайду

Построе

ние проекта выхода из затруд неия

- Что надо знать, чтобы преодолеть это затруднение?

- На какие вопросы отвечают предлоги?

- Что обозначают?

- Каким членом предложения являются?

- Это самостоятельная часть речи?

- Что это за предлоги?

- Ещё раз повторим, из каких частей речи произведены эти предлоги?

- Если эти предлоги произведены из частей речи, как их можно назвать?

- А остальные предлоги такие же производные?

- А как их можно назвать?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока «Производные и непроизводные предлоги».

Вспомнить признаки предлога.

Не отвечают, сами являются частью вопроса.

Ничего.

Никаким.

Нет.

Необычный.

Из сущ., наречия, деепричастия.

Производные.

Нет.

Непроизводные.

Производные и непроизводные предлоги.

Фронтальная беседа

Поста новка целей урока

- Какие цели мы можем поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

Научиться отличать производные и непроизводные предлоги, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

Фронтальная беседа

Открытие новых знаний

- Откроем учебники на странице 139.  Самостоятельно прочитайте параграф учебника, используя знаковую систему (приём ИНСЕРТ): V – уже знаю, + новая информация,  - думал по-другому, ? появились вопросы.

- Запишите новую информацию в информационную карту в графу «новая информация»

Новое: предлоги бывают производными и непроизводными, производные образуются путем перехода из самостоятельной части речи,  известные мне предлоги называются непроизводными. Уже знал: знал предлоги, которые не переходят из сам частей речи.

Появились вопросы: как отличить производный предлог от самостоятельной части речи?

Непроизводные предлоги не производятся от  сам частей речи. Производные предлоги образ от сам частей речи.

Обсуждение

Проверка и контроль записи

Физми нутка

- Будем отдыхать. Физминутка на зрение.

Выполняют физминутку

Контроль выполнения физминутки

Первич

ное зак

репление

- Будем закреплять новую тему.

- У вас, ребята, возник вопрос: как отличить предлог от самостоятельной части речи. Выполним вместе упр. 338 под цифрами 1 и 2. Попутно объясняем орфограммы.

1. Вокруг лилейного чела ты косу дважды обвила. (Ты обвила вокруг чего – вокруг чела – вокруг – часть вопроса, поэтому это предлог производный)

2. Гроб разбился. Дева вдруг ожила. Глядит вокруг изумлёнными глазами. (Глядит где? Вокруг - наречие).

- Как отличить производный предлог от самостоятельной части речи?

Выполняют упр.: один у доски, остальные – на местах.

По вопросу. Если слово является частью вопроса – это предлог, если нет – это сам часть речи.

Проверка у доски

Включе

ние в сис

тему зна

ний

- Спишите предложения под цифрами  3 и 5 и определите, где предлог, а где – наречие.

- Выполните самостоятельную работу: распределите словосочетания с непроизводными и производными предлогами в 2 столбика.

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, дом вблизи реки, бежать впереди всех, приехать спустя неделю, разговор насчёт отпуска, вдумается в смысл, прибавить к двум, прочитать в течение дня.

Выписывают предложения, подчёркивают орфограммы, выполняют задание. Распределяют словосочетания с предлогами в 2 ст.

Устная проверка

Проверка в парах по образцу

Итог урока

- Какие цели мы сегодня ставили?

- Достигли ли мы их?

- Что нового узнали?

Научиться отличать производные и непроизводные предлоги, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

Да.

Непроизводные предлоги не производятся от  сам частей речи. Производные предлоги образ от сам частей речи.

Фронтальная беседа

Рефлек сия

- Вернёмся к верным и неверным утверждениям. Заполним колонку «После». Предлог – это самостоятельная часть речи.

Предлог не является членом предложения.

Предлоги не отвечают на вопросы.

В предложениях ниже все выделенные слова являются предлогами.

Из-под лавки вылез соседский кот Василий.

Лишь благодаря хозяйке кот не остался голодным.

- Проверим.

- Кто в последнем утверждении до изучения новой темы поставил минус? Какой знак должен стоять? Почему?

- А теперь в завершение нашей успешной совместной работы, как у нас было сказано в эпиграфе, каждый из вас выберет утверждение, которое соответствует вашим знаниям, полученным на уроке:

1. Всё понял, всё умею, смогу объяснить другому.

2. Всё понял, всё умею, но другому объяснить не смогу.

3. Мне надо ещё повторить, чтобы знать и уметь.

Проставляют знаки + и – в колонку «ПОСЛЕ»

Постановка знаков + или –

Проверка с комментарием учителя

Д/з

Выучить информацию в информационной карте, доделать упр. 338.

Записывают д/з в дневник

Проверка записи д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производные и непроизводные предлоги. 7 класс

Урок знакомства с новым материалом, на котором ребята познакомятся с правописанием производных и непроизводных предлогов, научатся отличать омонимичные производным предлогам самостоятельные части речи...

Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс

Урок позволяет проверить знания по теме "Предлог"....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Производные и непроизводные предлоги".

Данная презентация предназначена при изучении темы "Производные и непроизводные предлоги". Она поможет учителям-филологам доступно объяснить данную тему семиклассникам....

Технологическая карта "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс

Технологическая карта и презентация к первому уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги". автор учебника Т.М.Ладыженская...

Урок для 7 класса. Производные и непроизводные предлоги

Урок для 7 класса. Производные и непроизводные предлоги...

Урок по теме "Производные и непроизводные предлоги" по ФГОС 7 класс

Цели урока: обучающие: - актуализировать знания учащихся о предлоге как части речи;- познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами.развивающие:- научить различать производные пр...

Открытый урок по русскому языку 7 класс Производные и непроизводные предлоги

Урок построен с основными требованиями, предъявляемыми ФГОС.К конспекту прилагается презентация....