Открытый урок "Собирательное числительное", 6 класс ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Винокурова Наталия Миайловна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 32», город Саранск

Урок в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

 Урок изучения нового материала по теме «Собирательные числительные» проводится с использованием  ИКТ.  Урок направлен на развитие мышления обучающихся с использованием презентации. (Презентация прилагается).
Отсюда и обучающие цели моего урока:

Цели:  1.Личностные: формировать способность к самооценке.

             2. Метапредметные: формировать умения определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

              3. Предметные: познакомить  учащихся с понятием «собирательные числительные»,   закрепить ЗУНы по теме «Имя числительное», сформировать умение употреблять и склонять собирательные числительные.

 УУД:  1. Личностные: нравственно-этическая ориентация.

             2. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция, оценка деятельности.

             3. Познавательные: формулирование учебной цели, информационный поиск, построение речевого высказывания, контроль и оценка действий, критичность, анализ объекта, выдвижение гипотез, их обоснование, формулирование проблемы и способа её решения.

             4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работыиндивидуальная, фронтальная, взаимопроверка.

Оборудование:   компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал (задания для самостоятельной работы).

Медиапродукт:

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobiratelnye_chislitelnye.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку русского языка по теме: «Собирательные числительные».

Винокурова Наталия Миайловна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 32», город Саранск

Урок в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

 Урок изучения нового материала по теме «Собирательные числительные» проводится с использованием  ИКТ.  Урок направлен на развитие мышления обучающихся с использованием презентации. (Презентация прилагается).
Отсюда и обучающие цели моего урока:

Цели:  1.Личностные: формировать способность к самооценке.

             2. Метапредметные: формировать умения определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

              3. Предметные: познакомить  учащихся с понятием «собирательные числительные»,   закрепить ЗУНы по теме «Имя числительное», сформировать умение употреблять и склонять собирательные числительные.

 УУД:  1. Личностные: нравственно-этическая ориентация.

             2. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция, оценка деятельности.

             3. Познавательные: формулирование учебной цели, информационный поиск, построение речевого высказывания, контроль и оценка действий, критичность, анализ объекта, выдвижение гипотез, их обоснование, формулирование проблемы и способа её решения.

             4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная, взаимопроверка.

Оборудование:   компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал (задания для самостоятельной работы).

Медиапродукт:

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Добрый день! Давайте поприветствуем друг друга и гостей. Очень хочется, чтобы вы все почувствовали радость от совместной работы. Вам комфортно?

- А начнем мы его  с загадки: «Репортаж о спортивном соревновании заканчивался так: лучше всех выступили трое спортсменов Назаренко, Париос
и Ким. Возникает вопрос: «Кто эти спортсмены? Мужчины или женщины?»

-   Чего не хватает для правильного ответа?  (Информации)

- Давайте ещё раз проговорим,  какую часть речи мы сейчас изучаем?

II. Мобилизующий этап.

 (Слайд)

ИЧ - часть речи.

Обозначает количество и         порядок предметов при счёте.

ИЧ отвечает на вопрос  какой, сколько?

ИЧ делятся на количественные и порядковые.

Простые ИЧ состоят из одного слова, составные из нескольких.

Слова полтора, полтораста относятся к количественным  числительным.

III.Активизирующий этап.

- Как известно, числительные часто входят в состав пословиц или становятся названием сказок.  Назовите  пословицы с  числительным 7, а теперь сказку с числом 7.

(Слайд Сказка «Волк и семеро козлят»)

(Слайд «Волк и семеро козлят» - немецкая сказка братьев Гримм, опубликованная в составе цикла сказок в 18121815 году. Получила распространение в России в XIX веке, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «русской народной сказки». Известно русских вариантов — 20, украинских — 4, белорусских — 3.)

(Слайд)

- Ребята, сколько козлят в сказке? А почему семеро, а не семь?

-  Эти слова отвечают на один вопрос. И обозначают количество. То есть, мы имеем дело с количественными числительными.

(Слайд)

- Числительное семь обозначает целое число.

- Но что обозначает числительное семеро? Чем оно отличается?

- Когда мы говорим о семи предметах, то эти предметы мы можем представить как вместе, так и по отдельности.

- Мы, например, можем вообразить, что козлята живут в самых разных районах страны.

(Слайд)

- Но если мы говорим «семеро» − то предметы могут представляться нам только вместе. 

(Слайд)

- Действительно, в русском языке есть числительные, представляющие собой несколько предметов вместе, как единое целое, т.е. предметы  объединяются, группируются, собираются.

- Если к глаголу «собираются» подобрать однокоренное прилагательное, то мы получим тему нашего урока.

Формулируем тему.

Тема сегодняшнего урока: “Собирательные числительные”.

(Слайд)

 - Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, используя для этого опорные фразы:

Цели:

1) повторить все, что . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2) познакомиться с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3) учиться правильно…………. в речи………….

- Ребята, а как вы думаете, сколько всего собирательных числительных?

Это двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро и десятеро.

IV. Изучение нового материала.

- Рассмотрите таблицу. 

(Слайд)

Задание по таблице

– Давайте заполним первую свободную колонку.

- Таким образом, мы образовали собирательные числительные. А теперь самостоятельно: согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч. (задание выполняется в таблице), образцом для вас будет верхняя строка.

       - Проверка по рядам (по цепочке)

(Слайд)

– Какой же вывод мы можем сделать? В чем особенность этих числительных?

(в отличии от обычных количественных они сочетаются не со всеми существительными):

(Слайд)

- Ребята, следует хорошо запомнить, что с существительными женского рода собирательные числительные не сочетаются.

- Давайте вернёмся к нашему предложению в начале урока. Так, кто же наши спортсмены мужчины или женщины? (трое спортсменов – м.р.)

- И мужской род существительного и мужской пол – не одно и то же.

Существительное стол – мужского рода. Но сказать трое столов мы не можем.

Мы должны сказать три стола.

Потому что столы – не люди.

– Да, вот такие эти числительные: не только собирательные, но еще и очень избирательные. Они очень тщательно выбирают существительные, с которыми сочетаются.

        Физкультминутка. (Слайд)

  • Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы)
  • Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
  • Четверо (лисята, очки, подруга, малыш)

-  Вывод: с какими существительными нельзя согласовывать собирательные числительные?

(Слайд)  «Проверь себя»  (Устно)

- Ребята, следующая наша цель – выяснить, какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

- А для того  чтобы на него правильно ответить на этот вопрос, нужно просклонять словосочетание и обязательно выделить окончания в собирательном числительном и прилагательном (работа у доски и в тетрадях)

Им.п. трое лучших друзей

Р.п. троих лучших друзей

Д.п. троим лучшим друзьям

В.п. троих лучших друзей

Т.п. троими лучшими друзьями

П.п. о троих лучших друзьях

(Слайд)

(Слайд) Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.

-  И все-таки, есть одно собирательное числительное, которое сочетается с существительными женского рода!

- Кроме собирательных числительных  двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро,  десятеро в русском языке есть еще одно оба (обе).

(СЛАЙД) «Оба, обе»

- И если слово оба – мужского рода, то обе – числительное женского рода!

Эти собирательные числительные совсем не так привередливы, как остальные. Они сочетаются с любыми существительными своего рода.

(Слайд) «Запомните»

- Как их правильно употреблять, мы сейчас выясним. Прочитайте новую информацию на стр. 58 и в соответствии с ней выполним задание:

(Слайд) «Склонение оба, обе»

Распределительный диктант.

ОБЕ (ж.р.)

ОБА (м.р., ср.р.)

По обеим сторонам дороги росли стройные белоствольные берёзки.

Щенок был маленький, белой масти, на обоих ушах по пятнышку.

Ухватилась обеими ручонками за меня и не пускает.

Двое сыновей у меня. Обоими я горжусь.

В обоих случаях ответ был неверным.

(СЛАЙД «Проверь себя).

(Слайд) «Давайте подумаем».

(Слайд) «Запомнить».

Вывод:  к каким числительным относятся слова оба (обе). (Собирательным)

- Когда следует употреблять числительное обе, оба?

V. Контроль знаний, умений и навыков.

     

 (Слайд)

Журналист, редактор, учитель, диктор, ведущий, писатель, экономист, бухгалтер. 

- Как вы думаете, что объединяет эти слова?

- А какое отношение имеют эти профессии к теме, которую мы сейчас изучаем?

- А если вы никогда не сделаете выбор в пользу данных профессий, значит, вам не надо знать, как правильно употреблять числительные в речи?

- Для чего ученику 6 класса надо знать склонение числительных и правильно употреблять их в речи?

 (Я считаю, что без умения правильно употреблять их в речи образованный человек обойтись не может. Ученику нужно знать правила употребления числительных, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ХОРОШУЮ ОЦЕНКУ по русскому языку, сдать успешно экзамен, чтобы уметь употреблять числительные на других уроках: математики, химии, физики)

Упр.423

Синтаксическая функция собирательных числительных.

- В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Однако собирательные числительные могут использоваться и без существительного.

Приехала она домой через двое с половиной суток (А. Чехов).

Семеро одного не ждут.

В коляске сидели двое (А. Чехов).

Перед полуднем все трое садятся на берегу реки (А. Чехов).

VI. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Собирательные числительные обозначают количество предметов как единое целое.

Собирательных числительных немного: от двое до десятеро.

Собирательные числительные имеют окончания,  как  и прилагательные.

Собирательные числительные  сочетаются с

1. с сущ., обозначающими лиц муж. пола

2. с сущ., обозначающими детёнышей  животных

3. с сущ., употребляющимися только во мн.ч. или обозначающими парные предметы

4. с существительными дети, ребята, люди, лица: четверо детей, трое ребят, пятеро людей, трое лиц.

- Следует хорошо запомнить, что с существительными женского рода собирательные числительные не сочетаются.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.

Числительные оба – мужского рода,  обе – женского рода.

     В предложении собирательные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят, но могут использоваться и без существительного.

   В устной и письменной речи следует правильно употреблять собирательные числительные.

(Слайд)

Домашнее задание:  

? 74, упражнение 422


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)

Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)...

Интерактивный тренажер "Разряды числительных". 6 класс. ФГОС

Интерактивный тренажер помогает учащимся осмысленно применить и проверить свои знания по теме "Разряды числительных". Ориентирован на 6 класс. ФГОС...

План-конспект открытого урока по теме «Животные. Числительные» Класс: 3 «А»

Практическая цель: Совершенствование полученных лексико-грамматических навыков по темам «Животные. Числительные» («Furry friends», «Numbers»)....

Открытый урок 7 класс ФГОС "Сила трения."

Цель урока: изучить причины трения, видытрения; выяснить природу трения,её направление,от чего она зависит,способы уеньшения и увеличения силы трения...

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" (6 класс, ФГОС)

Предмет русский язык. Класс 6. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урок: урок смешанного типа. Тема: Собирательные числительные. Цель: Изучить разряд количественных числит...

Открытый урок 7 класс ФГОС " Атмосферное давление.Вес воздуха"

Урок позволяет разъяснить смысл атмосферного давления,Объяснить влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни....

Открытый урок 7 класс ФГОС " Плавание тел"

Урок с использованием ИКТ. Позволяет установить теоретически и экспериментально установить соотношение между плотностью тела и жидкости,необходимые для обеспечения условияплавания тел....