Конспект урока русского языка для 5 класса "Буквы а-о в корне -лаг- – -лож-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Мединцева Любовь Викторовна

ЦЕЛИ:

Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Научиться правильно писать слово с указанной орфограммой.

Графически обозначать данную орфограмму.

Обучить сравнению, доказательству как приемам мыслительной деятельности на примерах чередования гласных в корне.

ЗАДАЧИ:

Развить орфографическую зоркость.

Обогатить словарный запас.

Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого фиксируется алгоритм правописания чередующихся гласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lag-lozh.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Буквы а-о в корне -лаг- – -лож-

ЦЕЛИ:

Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Научиться правильно писать слово с указанной орфограммой.

Графически обозначать данную орфограмму.

Обучить сравнению, доказательству как приемам мыслительной деятельности на примерах чередования гласных в корне.

ЗАДАЧИ:

Развить орфографическую зоркость.

Обогатить словарный запас.

Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого фиксируется алгоритм правописания чередующихся гласных.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос.
  3. Формулирование темы и целей урока.
  4. Постановка проблемы, ее решение. Введение в историческую грамматику русского языка.
  5. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
  1. Упражнение на распознавание орфограммы.
  2. Упражнение на словообразование.
  3. Говори правильно.
  4. Упражнение на замену.
  5. Физкультминутка.
  6. Игра «Составь слово».
  7. Упражнение на лингвистическую тему.
  8. Подготовка к ЕГЭ.
  9. Упражнения на развитие речи.
  10. Языковая разминка.
  11. Работа по карточкам.
  12. Игра «Четвертое лишнее».
  13. Упражнения на закрепление.
  1. Объявление оценок.
  2. Домашнее задание.
  3. Подведение итогов.

  1. Организационный момент.
    - Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Буквы а-о в корне -лаг- – -лож-». Сегодня мы впервые познакомимся с безударной чередующейся гласной в корне слова, узнаем условие выбора и постараемся сами сформулировать правило. Когда мы будем выполнять тренировочные упражнения, вам помогут в этом разноцветные карточки с заданиями.
  2. Фронтальный опрос

- Какой раздел языка мы изучаем? (морфемика)

- Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

- В каких морфемах может быть чередование звуков? (приставка, корень, суффикс)

- Какие бывают чередования? (позиционные и исторические)

- Что такое орфограмма? (слабая позиция)

- Какие орфограммы гласных в корне вы знаете? (о-е после шипящих, и-ы после ц, безударные проверяемые гласные, безударные непроверяемые гласные)

  1. Формулирование темы и целей урока. Введение в историческую грамматику русского языка.

Сегодня мы будем изучать орфограмму «Чередующиеся гласные а-о в корне -лаг- – -лож-». Мы должны научиться опознавать эту орфограмму, найти алгоритм условия выбора нужной буквы в данном корне. Графически обозначать данную орфограмму.

Из истории данного чередования. К, Г, Х в древнерусском языке всегда были твердыми. Но когда за ними следовал гласный, который обязательно смягчает соседний согласный (например, Е или И), то они твердыми оставаться уже не могут, но и нетвердыми быть не могут. Что делать? Каждый звук стал искать «заместителя» К – Ч’, Г – Ж’, Х – Ш’. Этот процесс называется палатализация или смягчение. (К XVI веку Ж и Ш отвердели).

  1. Постановка проблемы, ее решение.

 

 Слайд 3 (запись на доске)

                                  излагать                        изложить

                                  слагать                                сложить

                                  прилагательное                приложение

                                                                   

- Являются ли данные слова однокоренными? Докажите. (общее лексическое значение)

- Могут ли эти слова употребляться без приставки? (нет)

- Какой гласный произносится в корне всех слов в безударном положении? (а)

- А какая буква пишется? (о или а)

- Можно ли проверить ударением безударную чередующуюся гласную в корне? (нет)

- Проанализируйте слава в левой и правой колонке. Попробуйте найти закономерность: когда в корне пишется а, а когда о. ( перед г – а, перед ж – о). Обратите внимание на буквы, стоящие после этого корня.

-  Сформулируйте правило самостоятельно.

Показать ученикам, как графически обозначается орфограмма.

  1. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

1. Упражнение на распознавание орфограммы.

Слайд 4 (карточка желтого цвета)

Полагать, положить, предлог, ложный, сложить, сложный, влага, выложить, благородный, полагать, ложкарь, геолог, слагаемое, флаг, изложение, стеллаж, предполагать, полог, положение.

- Выписать слова с орфограммой «Буквы а-о в корне лаг- – -лож-».

- Устно и графически объяснить выбор букв.

2. Упражнение на словообразование.

Слайд 5 (запись на доске)

                          изл..гать

                          предл..гать

                          распол..гать

                          сл..гать

                          прил..гать

- От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте новое слово. Какой частью речи оно будет являться?

 

Слайд 6 (запись на доске)

раз-, при-, на-, с-, у-, по-, воз-, про-

- Образовать глаголы в неопределенной форме с корнями -лаг-, -лож- , используя данные приставки (по вариантам). Глаголы какого вида получились? Орфограмму обозначить.

3. Говори правильно!

Слайд 7 (запись на доске)

КЛАСТЬ – НВ

ПОЛОЖИТЬ – СВ

- Записать в Словарь

- Составьте с этими словами ССП с союзом и и предложение с однородными членами с союзом и.

4. Упражнение на замену

- Вставьте пропущенные буквы и объясните смысл выражений

Слайд 8 (запись на доске)

сл..жить оружие

сидеть сл..жа руки

ума не прил..жу

пол..жить зубы на полку

пол..жить на обе лопатки

пол..жа руку на сердце

войти в пол..жение

5. Физкультминутка. Если в корне а – хлопаем в ладоши, если о – поднимаем руки вверх.

управлять

холодильник

акварель

слагаемое

баллада

предложение

омоним

лабиринт

морковь

прилагательное

6. Игра «Составь слово»

Слайд 9 (на доске)

предутренний

поговорить

слагаемое

решать

писал

собирала

предполагала – сделать морфемный разбор.

7. Упражнение на лингвистическую тему.

- Узнайте слова по их лексическому значению, запишите их, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.

1) передача содержания текста своими словами (изложение);

2) часть речи, обозначающая признак предмета (имя прилагательное);

3) добавление к журналу (приложение);

4) считать, думать (полагать).

5) одна из единиц синтаксиса (предложение)

8. Подготовка к ЕГЭ.

Слайд 10 (голубая карточка)

- В каких словах в корне пишется буква А?

   

А. сл..жить                        1) А и В

Б. изл..гать                        2) Б и В    +

В. пол..жение                        3) Б и Г

Г. прил..гаю                        4) Б, В и Г

Слайд 11

- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная в корне, проверяемая ударением?

А. ж..натый, сл..жить, св..бодный

Б. сл..гаемое, м..лчаливый, ч..совой

В. гл..внейший, преод..ление. в..селый   +

Г. изл..жение, пол..жение, зв..зда

9. Упражнения на развитие речи (оранжевая карточка)

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с изученной орфограммой.

- Прочитайте получившийся текст.

- Озаглавьте его.

Слайд 12

В бескрайних просторах степи ______________ наш замечательный город Элиста. Весной, когда расцветут тюльпаны, мы________________ пойти в поход. Желательно, чтобы выбранное нами местечко было________________ недалеко от водоема. Мы аккуратно ___________________ рюкзаки и отправимся по ____________ маршруту. Свои впечатления мы ____________ в сочинениях.

Слайд 13 с фотографией степи.

- Запишите предложение  Мы аккуратно разложим рюкзаки и отправимся по предложенному маршруту.

- Подчеркните ГО.

- Составьте схему.

- Сделайте транскрипцию слова аккуратно.

- Выполните морфемный разбор слова отправимся.

10. - Составьте словосочетания с данными глаголами, подбирая  подходящие по смыслу слова из правой колонки.

Слайд 14 (запись на доске)

предл..гать                        усилия, старания

разл..жить                        у костра, у чучела

прил..гать                        блины, чай

распол..житься                угощения, вещи

 

- Используя данные словосочетания  дома составьте небольшой рассказ на тему «Проводы Масленицы».

11. Работа по карточкам с взаимопроверкой (зеленые карточки)

простое предл..жение                пол..гаться на друзей

предл..гать решение                        прил..гать усилия

изл..гать содержание                пол..жение дел

распол..житься на ночлег                возл..гать на помощников

написать изл..жение                        изл..жить текст

12. Игра «Четвертый лишний» (розовые карточки)

Слайд 15

сл..жение

пол..жение

отл..жить

сл..жный

Слайд 16

выл..жить

вл..жить

зал..жить

изл..жение

Слайд  17

подл..жить

прил..гательное

сл..гаемое

изл..гать

18. Упражнение на закрепление

- Выписать из предложений слова с изученной орфограммой, графически обозначить условия выбора.

Слайд 18

1. Я стал изл..гать точку зрения древних про Индию и про горизонт.

2. Ах, как только Волька был бы счастлив изл..жить свои познания по этому вопросу!

3. «Неужели, ты пол..гаешь, что отвечаешь по существу твоего билета?» - спросил учитель.

4. Волька решил отл..жить объяснения на потом.

5. Хоттабычу, который уснул в неудобном пол..жении, приснился ужасный сон.

6. Надо пол..гать, сказалось небольшое переутомление.    

(Л.И. Лагин)

VI. Объявление оценок  

VII. Объяснение домашнего задания.

VIII. Подведение итогов.

- Назовите изученную орфограмму.

- Объясните условия выбора нужной гласной.

- Достигли ли мы цели, которую ставили на уроке?

Спасибо за урок! (слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Гласные а-о в корнях -раст- -ращ- -рос-"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в конях -раст- -ращ- -рос-" с использованием универсальных учебных действий...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...