Методическая разработка урока по русскому языку "Под предлогом о предлоге".
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Методическая разработка по русскому языку для 7 класса "Под предлогом о предлоге".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_predlog.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Под предлогом о предлоге». 7 класс.   Учитель Никоненок О. Н.

Тип урока: урок систематизации ЗУН.

Цели деятельности педагога: систематизировать знания о предлоге; формировать навык написания производных предлогов, показать сферу употребления предлогов в речи; совершенствовать речевую компетентность учеников; развивать навыки орфографической зоркости;

расширять лексический запас учащихся.

Методические приёмы: «Лови ошибку», «Киндер – сюрприз»,  «Корзина идей», «Корректор», восстановление рифмованного алгоритма,  беседа по вопросам, работа по предупреждению речевых ошибок, конструирование предложений и составление словосочетаний , «Третий лишний, диктант – молчанка.

Оборудование: учебники, тетради, сигнальные карточки, оценочная карта, мультимедиа,

Урок позволяет решить следующие задачи:

1) совершенствовать умения употреблять предлоги в составе словосочетаний;

2) формировать умения и навыки редактирования текста;

3) развивать творческие способности детей.

В течение урока уч-ся предстоит найти ошибки в высказываниях, предложенных учителем, разгадать «киндер-сюрприз», распределить слова по «корзинам» в соответствии с написанием, исправить ошибки в употреблении предлогов, восстановить рифмованный алгоритм, сконструировать словосочетания и предложения, позволяющие  повторить правописание предлогов.

Дети выполнят и творческое задание – конструируют предложения и словосочетания с предложенными предлогами. В итоге уч-ся должны будут сделать вывод о том, какова роль предлогов в речи? Существуют ли правила употребления предлогов? Какие?

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Слайды 1, 2.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово.

Давайте определим свой настрой на работу, свое настроение:

Отличное –

Хорошее –

Не совсем готовы -

Запись числа, темы.

Чтение стихотворения  и ответы на вопросы:

Не найти никак предлог

Рассказать нам (про) предлог.

Так расскажем просто так,

Что он делает и как.

(В) предложении (на) службе
(С) падежом всегда он (в) дружбе,

(На) него показывает

И слова все связывает.

Подготовка класса к работе.

Ответ на вопросы:

- как стихотворение связано с темой урока?

-  какие сведения о предлоге помогает вспомнить?

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

2. Актуализация знаний.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Прием «Лови ошибку»

Описание: на полях учащиеся выставляют 9 цифр. Учитель читает высказывание. Если учащиеся согласны с высказыванием, они ставят знак «плюс», если не согласны – «минус». Организует и сопровождает деятельность обучающихся.

1)Предлог – это служебная часть речи. (+)

2)Предлоги бывают простыми и составными. (+)

3)Предлоги могут быть однозначными. (+)

4)В предложении предлог является дополнением. (-)

5)Предлоги выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)

6)предлог ИЗ-ЗА является составным. (+)

7)Предлог БЛАГОДАРЯ является производным. (+)

8)По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные, причинные. (+)

9)Предлог  (В)ТЕЧЕНИЕ пишется слитно. (-)

Ставят цифры на полях, воспринимают на слух высказывания, соглашаются или не соглашаются сними, пользуясь условными знаками. Затем обмениваются работами и выполняют взаимопроверку.

Индивидуальная, работа в парах

Коммуникативные: работа в парах

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Регулятивные: принимают  и сохраняют учебную задачу

Заполнение оценочного листа

3. Выявление места и причины затруднения

Слайд  3.

Эвристическая беседа, работа с предложением

Активирует знания учащихся.

Прием  «Киндер-сюрприз»

Описание: Записать предложение, сосчитать количество букв до знаков. Определить букву алфавита, соответствующую цифре. Должно получиться слово-сюрприз.

Птичье пение  слышно отовсюду: из леса, примыкавшего к речке, с полей, с пастбища.  

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Работают с предложением, угадывают слово. Выписывают все предлоги из предложения, определяют , что между нами общего.

Фронтальнаяиндивидуальная.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную деятельность

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Логические: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий.

Устные ответы, заполнение оценочных карт.

4. Целеполагание и построение проекта  выхода из затруднения

Слайд 4.

Слайд 5.

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Анализ материалов, предложенных учителем.

Прием «Корзина идей»

Распределите слова  по «корзинам». Сколько корзин понадобилось и почему?

Из (за), (в) связи, (в) виду, (по) мере, (в) место, (на) счет, (в) течение, (из) под, (в) заключение.

Организует и сопровождает деятельность детей. Организует взаимопроверку.

Прием «Корректор»

Исправить ошибки в употреблении предлогов:

Уверенность в победу

Скучать по вам

Указать о недостатках

Отзыв на книгу

По приезду в город

Распределяют слова в три столбика в зависимости от написания: слитно, раздельно, через дефис. Объясняют выбор написания слов, делают выводы, выполняют взаимопроверку.  Исправляют ошибки в употреблении предлогов, записывают правильный вариант словосочетания.

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах.

Личностные:

Осознают свои возможности в учении.

Письменная работа, устные ответы, заполнение оценочных карт.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Слайд 6, 7, 8

Слайд 9.

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение содержания задания.

Восстановить рифмованный алгоритм и ,используя его, объяснить, как писать некоторые предлоги:

Предлоги………. и …………

Нам говорят о ………………

Спроси: как долго или ……..?

В конце пишем …. и ……..всегда.

Среди шуточных предложений найдите предложения с производными предлогами и решите орфографическую задачу:

1)(В) продолжени… наводнения принимал я меры по спасению.

2)(В) течени… карнавала музыка не умолкала.

3)(В) следстви… обмана лишился я кармана.

4)(Не) смотря под ноги, бродил я по дороге.

5)Я не знаю, что вы имели (в) виду, когда сочиняли стихи на ходу.

Сочините свои рифмованные шуточные предложения по данному началу:

1)(Не) смотря на злость, ……….

2)(В) следстви… проблем………..

3)(В) связи с плохой отметькой…….

Организует работу по восстановлению алгоритма, деятельность детей. Контролирует правильность выполнения заданий.

Восстанавливают рифмованный алгоритм, проговаривая его вслух.  Делают вывод о том, как пишутся некоторые производные предлоги. Выбирают среди предложений те, в которых есть производные предлоги, объясняют их написание. Составляют рифмованные предложения, за которые получают бонусные баллы  в оценочные листы.

Фронтальная Индивидуальная

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбрать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: составляют собственные предложения, формулируют собственные мысли.

Вопросы для уточнения информации составление предложений, устные ответы, заполнение оценочных карт.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 10.

.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных  способов применения их на практике.

Прием «Третий лишний»

Записать под диктовку слова или словосочетания, выбрать «лишнее», подчеркнуть, обосновать свой выбор.

1)Благодаря, согласно, по.

2)Ради, из-за, в силу.

3)Из, при, если.

4)Для, впоследствии, на счет.

5)Лечь около, вокруг дома, вдоль дороги.

6)Ввиду, об, вслед.

7)Позвонить через месяц, гулять вокруг озера, приехать под вечер.

Из первых букв подчеркнутых «лишних» слов должно получиться слово.

Диктует слова и словосочетания, организует деятельность учащихся.

.

  

Применяя знания, полученные на уроке, находят «лишние» слова, подчеркивают их. Из первых букв подчеркнутых слов должно получиться слово, которое записывают в тетрадь.

Осуществляют самопроверку,  сравнивая с эталоном на доске.

Индивидуальная

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

Имеют желание осваивать новые виды деятельности,

Познавательные:

осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа. Классификации, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные:

высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выполнение задания в тетради

7. Включение в систему знаний и повторение

Слайды 11 – 16.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Диктант – молчанка по картинкам.

Описание: учитель показывает серию предметных картинок, по которым учащиеся составляют и молча записывают словосочетания с производными предлогами и омонимичным и частями речи.

Глядя на картинки, составляют и записывают словосочетания с производными предлогами и омонимичными частями речи

Индивидуальная

Личностные:

понимают значение знаний для человека

Познавательные:

приобретают навык использовать знания и умения  в практической деятельности

Регулятивные:

оценивают свою работу

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, создают собственные словосочетания, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выполнение задания в тетради

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 17, 18

Заключительная беседа по вопросам

Продолжите фразы:

1.Было трудно, но я   ………

2.Теперь я могу ……………..

3. Я бы хотел  ………………

Домашнее задание:

1)\Выпишите 5 пословиц и поговорок с предлогами.

2)Напишите «Хвалебное слово предлогу». Условие: работа должна быть посвящена одному предлогу, например, ИЗ.

3)Составьте тестовую работу по теме «Предлог».

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою деятельность.

Фронтальнаяиндивидуальная

Познавательные:

приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные:

оценивают свою работу.

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания.

Подведение итогов в оценочных листах.

     

                     

 

Оценочный лист.

Фамилия, имя  ученика              ………………………………………………………….

Задание, прием

Условие выполнения

баллы

Мои баллы

«Лови ошибку»

Я правильно  выполнил задания, не допустив ни одной ошибки

Я правильно выполнил задания, допустив 1-2 ошибки

2

1

«Киндер – сюрприз»

Я угадал и записал слово, выписал из предложения все предлоги

Я выписал из предложения все предлоги, но не смог угадать слово

2

1

«Корзина идей»

Я верно подписал все столбики, распределил слова и записал их без ошибок

Я верно подписал столбики, но допустил ошибку в распределении слов или их написании

Я допустил 2 ошибки в распределении и написании слов, но столбики подписал верно

3

2

1

Литературно-поэтический отдел

Я верно выбрал и записал без ошибок предложения с производными предлогами

Я верно выбрал предложения с производными предлогами, но допустил 1 ошибку в написании предлога

Я верно выбрал предложения с производными предлогами, но допустил 2 ошибки в написании предлогов

Бонусные баллы за сочиненные рифмованные предложения

3

2

1

1 - 3

«Третий лишний»

Выполнил задание, допустив 1 ошибку

Выполнил задание, допустив 2 ошибки

Выполнил  задание, допустив 3 ошибки

3

2

1

Количество баллов за урок: ……………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока в 1 классе «Знакомство с предлогами».

Цель: познакомить с понятием предлог, учить различать предлоги, наблюдать над тем, как они пишутся с другими словами, показать их роль в предложении, учить читать и анализировать тексты...

Методическая разработка урока по английскому языку "Путешествие с предлогами по Нижнему парку"

Данная разработка может быть использована на уроках английского языка в 4-5 классах при изучении предлогов места....

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...