Из опыта работы
статья

Очирова Дарима Баировна
В данной статье представила самоанализ педагогогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии (из опыта работы)

В профессиональной деятельности каждого учителя бывают своеобразные «моменты истины», когда возникает необходимость переосмыслить собственные представления о себе, о своей работе. Учительский труд имеет комплексный характер. Всё имеет значение, всё нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и требовательность к себе. И поэтому нет единого мнения о показателях профессионализма, но одно неоспоримо: творчество и поиск должны сопровождать учителя всю жизнь.

В соответствие с ФГОС ООО «Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций».

Исходя из требований Стандартов образования, цели образовательного учреждения,  в своей педагогической деятельности выделяю следующую цель: средствами русского языка и литературы способствовать формированию творческой личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие, обладающей способностью генерировать собственные варианты, готовой к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности, умеющей сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

Для достижения цели решаются задачи:

  1. Работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся интеллектуального и творческого потенциала, познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций.
  2. Выстраивать индивидуальную траекторию развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребёнка в зоне его ближайшего развития.

Чётко осознаю, что ответственность за эффективное внедрение ФГОС нового поколения ложится в первую очередь на учителя. Изменения ФГОС не могут не отразиться на профессиональной деятельности учителя. Считаю, что необходимым условием для успешного введения ФГОС является проблемно – ориентированный анализ самим учителем собственной профессиональной готовности к реализации новых стандартов.  

Развитие материально-технической базы -  одно из значимых направлений работы, обеспечивающих качественное ведение учебно-воспитательного процесса. Современное оборудование обеспечивает наглядность процесса обучения с помощью мультимедийных средств, аудио- и видеоматериалов. Оно направлено на развитие, формирование и отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов всегда интересны, способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес не только к урокам русского языка и литературы, но и надпредметным занятиям. За период педагогической деятельности в кабинете создана полная дидактическая база: самостоятельные и контрольные работы, тестовый материал, опорные конспекты, электронная  база данных (презентации к урокам, сценарии внеклассных мероприятий).

В кабинете русского языка и литературы богатая библиотека художественной и научно – популярной литературы. Особая гордость – «Бриллиантовая коллекция» изд-ва «Мир книги» (24 тома произведений русской и мировой литературы) и «Иллюстрированная энциклопедия Брокгауза и Ефрона» изд-ва «Эксмо» (22 тома). Эти книги преподнесены в дар кабинету благодарными учениками – моими выпускниками. Также в кабинете бережно хранится уникальное издание 1955года «А.С.Грибоедов в портретах, иллюстрациях, документах» - подарок Любовниковой Нелли Владимировны, моего наставника, Заслуженного учителя РФ. Считаю, что детей в современном информационном пространстве должны чаще окружать книги – источники вдохновения, творчества.

Развитие  системы образования невозможно без использования современных технологий организации образовательного процесса. Эти технологии должны  обеспечить перевод обучающихся на позиции заинтересованной в своем образовании личности, обеспечить условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребенка, обеспечить уверенное достижение поставленных стандартами образовательных целей.

Личный опыт преподавания в школе всё больше убеждает – эффективным является  обучение, в котором  ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Работая по современным личностно – ориентированным образовательным технологиям и методикам, интегрирую в учебный процесс ряд элементов технологии деятельностного подхода, проектного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ. В основе моей педагогической деятельности развивающая система обучения, где главной идеей является личностное развитие ученика, ориентация на зону ближайшего развития. На уроке дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса. Я и мои дети – равноправные участники образовательного процесса, вместе мы строим «субъект – субъектные» отношения. От каждого из нас зависит успех обучения. Использование учителем разнообразных форм и методов работы на уроке является одним из главных условий для развития потенциала ученика, развития его творческих способностей, поэтому я провожу разные виды уроков: урок – игра, урок – путешествие, урок – викторина, урок–экскурсия. Применяемая на уроке групповая форма работы обеспечивает активную деятельность каждого ученика в течение всего урока. Используется самостоятельная работа с дифференцированными заданиями с учетом возможностей учащихся. Осознавая важность принципов индивидуализации и дифференциации обучения, разрабатываю собственные материалы, позволяющие реализовать данные принципы. Успешность дифференцированного обучения отмечаю по динамике качества знаний, которая стала возможной благодаря работе с детьми с низким уровнем мотивации для успешной учебы и неблагоприятными для познавательной деятельности качествами: инертностью, неустойчивостью внимания. Для учащихся применяются письменные инструкции – алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы – напоминания. Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимы атмосфера сотрудничества, внимательное изучение роста учащихся в их интеллектуальном развитии (даже небольшое).

Основным условием обеспечения результативности учебного процесса, на мой взгляд, является сформированность положительной мотивации в учебной деятельности ребенка. Моя задача как учителя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие ребенка по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей, формирования у него основных приемов умственной деятельности. Развитие мотивации учения невозможно вне возраста и его специфических психологических характеристик. С учетом этого  правомерно выбирать методы, формы и приемы обучения. Учащихся, например, среднего школьного возраста отличают общая активность, стремление к самостоятельности, интерес к новым знаниям. Формировать мотивацию – значит, создать такие условия, в которых бы отразились и прошлый опыт, и индивидуальность, и внутренние устремления самого ученика. Для повышения мотивации использую различные методы организации учебной деятельности: словесные, наглядные и поисковые методы, самостоятельную учебную работу. Считаю, что на каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Система интересных вопросов,  творческих заданий и исследовательских проектов способствуют успешной мотивации. Такие задания, как редактирование текстов, исправление логических, фонетических, стилистических ошибок стимулирует поисковую умственную активность. Также интересна для подростков такая деятельность, которая предполагает «обратную связь» - дискуссии, собеседование, опрос – диалог. Организации общения сверстников способствует и проектная деятельность. Этот метод дает простор для творческой инициативы, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Хочется отметить опыт работы в проекте «Мои первые стихи» ученика 7 класса Валеры Б. Настоящим успехом стало для него чтение собственных стихотворений во время встречи с поэтессой Дулгар Доржиевой! Это событие вдохновило некоторых учащихся на создание собственного сборника стихотворений и лирических миниатюр.

Исследовательская технология включает в себя целый комплекс образовательных компетенций, связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания. От исследовательской деятельности дети получают творческий импульс, и в данном случае эта деятельность выступает элементом научного творчества.   Время показало, что данное направление моей педагогической деятельности полностью согласуется с требованиями ФГОС второго поколения. Все работы учащихся мы представляем на школьные, районные и республиканские научно – практические конференции. Смотр, обсуждение или публичное слушание, защита проектов и т.д., которые я провожу, дают возможность детям раскрыть себя, овладеть коммуникативными навыками, ораторским искусством, умением  вести дискуссии и т.д. Способ проектирования своего исследования развивает у детей инициативность, вариативность мышления, умение находить способ разрешения различных проблем, самостоятельность, чувство уверенности в себе, умения и навыки работы в сотрудничестве. Исследовательская работа на уроках литературы чаще групповая работа, предполагающая коллективный поиск. Во время такой работы кроме предметных задач решаются и личностные: дети несут ответственность за свою часть задания, пробуют себя в роли лидера, проверяют себя в соперничестве. Все это стимулирует мотивацию, так как оценивается работа всей группы. Ребята также могут составлять свои критерии оценивания выступлений групп.

Современный образовательный процесс не может осуществляться без обращения к информационно – компьютерным технологиям. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволило мне расширить возможности предъявления учебной информации, усилить мотивацию учения, повысить качество учения и интерес детей к изучаемой теме. Мною разработаны мультимедийные презентации, которые с успехом используются на уроках как при ознакомлении с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения. Среди применяемых мультимедийных дисков следует отметить серию «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия». Владею навыками работы с программными обеспечениями MSWord, Excel, MSPowerPoint, успешно реализую образовательно-воспитательные задачи, применяя современные информационные технологии.

Формированию у школьников представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, приобретению навыков здорового образа жизни помогает использование здоровьесберегающих технологий. Поэтому для сохранения здоровья на каждом уроке провожу динамические паузы, физкультминутки, гимнастику для глаз. Такие элементы релаксации, как включение аудиозаписей «Звуки природы», прослушивание фрагментов классической музыки создают благоприятную микросреду и морально – психологический климат.

Учитывая возрастные особенности учащихся, применяю различные активные формы уроков. Выбор их богат и разнообразен. Игровые формы уроков использую чаще после изучения темы (раздела), чтобы закрепить знания учащихся. Для учащихся 5-6 классов интерес вызывают уроки – соревновательные игры, например, «Звездный час», «Литературный ринг». Учитывая, что задачи анализа произведения с помощью таких игр не решить, провожу их не часто.

С целью знакомства с фактами биографии писателей, поэтов провожу уроки – заочные экскурсии. Рассказ учителя в данном случае дополняют слайдовые презентации, иллюстрированные альбомы. Например, при изучении творчества А.С. Грибоедова в 9 классе учащимися был подобран материал о достопримечательностях Москвы, связанных с именем писателя. В слайдовую презентацию ученицей были включены личные фотографии, сделанные во время поездки в Москву (памятник А.С. Грибоедову на Чистопрудном бульваре, дом № 42 по Мясницкой улице, где жил писатель). Таким образом, заочная экскурсия вовлекает детей в мир писателя, приобщает эмоционально к эпохе. Также к одной из привлекательных форм проведения уроков литературы можно отнести литературное кафе. Такой урок был проведен после изучения творчества поэтов Серебряного века. Следует сказать о том, что разнообразные формы проведения урока способствуют свободному, неформальному общению, что является главным условием успешного обучения.

Воспитание потребности изучать язык и литературу не ограничивается рамками урока. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеклассная работа по русскому языку и литературе – это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением, индивидуальные консультации для учащихся), эпизодической (литературные вечера, предметные недели, конкурсы «Лучший читатель») и циклической (работа кружков, курсов по выбору, элективных курсов). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

В течение ряда лет веду занятия кружка «Проба пера: основы стилистики», который формируется из учащихся 5-7 классов, проявляющих интерес к слову и  испытывающих потребность, чтобы это слово «заиграло» выразительными оттенками. Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогают членам кружка создавать собственные художественные тексты, в которых учащиеся демонстрируют результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи. Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровнем их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Изучение каждого стиля речи основывается на интегративном принципе, так как требует от учащихся реализации знаний и умений из различных разделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и т.д.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей. На занятиях в малых группах дети овладевают навыками анализа художественного произведения, выполняют творческие задания и письменные работы исследовательского характера. В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся подготовленными к участию в конкурсах чтецов, сочинений, исследовательских проектах.       

Об эффективности использования современных образовательных технологий можно говорить тогда, когда есть результативность внедрения этих технологий.

Результативность прослеживается во многом и ее можно оценить по многим показателям.  

  1. Это хорошие показатели качества образования, достижения учащихся в различных конкурсах, сформированные для их возраста личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
  2. Интерес  к предметам, которые я преподаю. Позитивная динамика учебных достижений.
  3. Комфортность моих учеников в школе. Дети на уроках активны, жизнерадостны, они уверенно выступают перед аудиторией, умеют задавать умные и правильные вопросы и грамотно отвечать на них.
  4. Уверенное владение мультимедийными ресурсами.
  5. Умение работать с современными средствами коммуникации  и находить информацию для своих сообщений и проектов.
  6. Отсутствие детей  группы риска.
  7. Высокий уровень удовлетворенности родителей результатами.

Развитие творческих способностей обучающихся в сочетании с высокой познавательной активностью и разнообразными формами и методами обучения привело к положительным результатам, наблюдается стабильное повышение успеваемости и качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...