Урок-путешествие по Княжеству Морфологии (обобщающее повторение в 6 классе)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Материалы для проведения обобщающего урока в 6 классе по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - сказочное путешествие

Княжество Морфология. Имя существительное.

Урок русского языка в 6 классе

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Обобщить знания о существительном: значение, морфологические

признаки, синтаксическая роль.

2. Доказать справедливость высказывания Л.В.Успенского, что  «имя существительное - хлеб языка».

ОБОРУДОВАНИЕ.

1.Тема, цель урока, эпиграф.

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам.

Загадка.

2. Карты «Княжество Морфология», «Владения Существительного».

Ход урока.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Сегодня совершим удивительное путешествие по княжеству Морфология. Большинство жителей этой страны знатного происхождения - это самостоятельные части речи. Они относятся к древним княжеским родам, имеют своё имя: князь Существительное, князь Прилагательное, князь Глагол. Но, как и в любом государстве, пусть даже и в сказочном, живут в княжестве и менее знатные жители - служебные части речи.

А на этом уроке мы побываем во владениях князя Существительного. Цель нашего путешествия - вспомнить всё, что нам известно об этом знатном жителе Морфологии, его значении, морфологических признаках, роли в предложении.

Как и положено настоящим путешественникам, вы будете вести путевые заметки. Откройте свои тетради, запишите дату отправления, место прибытия.

Но как же нам найти земли Имени Существительного? Да это самые большие владения в Морфологии! 40 % от общей площади! Недаром Л. Успенский сказал, что «имя существительное - хлеб языка».

2. ЗНАЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

А поможет нам в путешествии волшебный клубок. Итак, в путь!
Нам идти, клубку катиться,
А потом остановиться
У дубовых у ворот,
Где сам князь с семьёй живёт,
И узнать у самого
Нам значение его.
(Входит ученик в роли князя Существительного).


Учитель:
        Здравствуй, князь ты наш прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

К нам поближе подойди,

Про себя всё расскажи.


Задание № 1 из ларца.

Посмотрев на иллюстрацию к сказке Пушкина, запишите по 3 одушевлённых и неодушевлённых существительных. Скажите, как мы отличаем одушевлённые существительные от неодушевлённых?

2.      А наше путешествие продолжается.

Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться...

Озеро мы видим здесь, что-то странное в нём есть. Какие знатные жители обитают вокруг озера Собственного! Все они имеют свои наименования, являются названиями единичных предметов.

  • Что обозначают собственные существительные?
  • В чём особенность их написания?

Посмотрите на карту: неподалёку расположена нарицательная долина, населённая многочисленными жителями.

-        Как мы пишем нарицательные существительные?

Задание № 2 из ларца.

Узнайте героев пушкинских сказок, запишите их, указав собственное или нарицательное это существительное.

  1. Высока , стройна ,бела

И умом ,и всем взяла,

Но зато горда , ломлива, Своенравна и ревнива. (царица)

  1. Ты гоняешь стаи туч ,

Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе... (ветер)

  1. Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет.

И кого ни спросит он,

 Всем вопрос его мудрён.

( королевич Елисей)

  1. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить... (царь Додон )

Дорогие путешественники, в чём же различие в значении между собственными и нарицательными существительными? Молодцы! И с этим заданием справились! Держим путь дальше!

3.        Нам идти, клубку катиться,

А потом остановиться

У тесовых у ворот,

Где Склонение живёт.

  • Вот и замок. В нём 3 этажа. Почему?
  • Кто живёт на 1 этаже? На 2? На 3?
  • А что нужно сделать, чтобы определить склонение?
  • К какому роду могут относиться существительные?

Путь к замку Склонения проходит по мосту через речку Род.

Задание М 3 из ларца.

Выпишите из предложений только существительные. Распределите их по этажам склонениям, поставив в начальную форму.


1.Ты не коршуна убил - чародея подстрелил.

2. И царевича венчают княжей шапкой.

3.Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

Ещё раз скажите, что нужно сделать, чтобы определить склонение.

  • О каких признаках Существительного мы уже говорили?
  • Могут ли эти признаки изменяться? (Мы шли вдоль реки Постоянной)

Но Существительное может, хотя и не полностью, менять свой характер. Может быть непостоянным. Вот и пойдём вдоль реки Непостоянной.

4.        Нам идти, клубку катиться,

А потом остановиться,

Посмотри-ка, посмотри! Что виднеется вдали? Кромка леса и луга, там течёт приток Числа.

- Скажите, в форме какого числа могут употребляться имена существительные?

Задание № 4 из ларца.

Образуйте форму множественного числа у существительных: богатырь, остров, корыто, море, князь лебедь, ветер.

5.        Нам идти, клубку катиться,

А потом остановиться... Загляните в камыши,

Здесь притоки — Падежи.

Ученица: Учитель:


Ох, и не люблю я падежи!

А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи!

Ученица:


В том не моя вина. Пусть им сперва учёные изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более Творить я не хочу.

Такой падеж, как дательный

Князь


Вместе мы пойдём по свету,

У клубка спросив совета.

Не таи от нас ответа:

Что ты знаешь в мире этом?

Вас приветствую, друзья! Времени не тратя даром

 Свой секрет открою я!

В мире этом всем предметам Я даю названья.

Учитель:   Теперь, дорогие путешественники, вы можете отгадать загадку.

(смотри эпиграф)

Что же обозначает Существительное? ( Предмет)

Князь:       Да, я обозначаю предметы. Но иногда и действие могу обозначать. Хотя

в отличие от своего соседа, князя Глагола, не суечусь, не тороплюсь. И даже признак, бывает, обозначаю. Считаю, что всё должно быть основательным: действие как предмет, признак как предмет. Теперь вы знанья покажите, моё значенье укажите.

Учитель: Князь Существительное сказал, что может обозначать предмет, признак как предмет и действие как предмет. Начертим в путевых заметках таблицу.

предмет


действие как предмет


признак как предмет

Сделайте вывод о значении Существительного

А поскольку наше путешествие сказочное, то и примеры постарайтесь подобрать из сказок.

3. МОРФОЛОГИЧЕСИЕ ПРИЗНАКИ.

1. Учитель: Каждый княжеский род имеет своё лицо. Есть оно и у князя

Существительного. А говоря языком грамматики - это морфологические признаки. Вот их нам и нужно вспомнить.

(Обращаясь к Существительному) Куда же дальше путь держать ?

Князь: Отправляйтесь вдоль реки Постоянной. Первое, что встретиться вам на пути - это деревня Оживлённая, а рядом расположена поляна Неодушевлённая. В пути вам поможет карта моих владений. А вот и ларец с заданиями. Дальше вас не провожу, извините, я спешу. Учитель: Ребята, посмотрите на карту. Вот она деревня Оживлённая с одушевлёнными жителями, которые могут двигаться и « разговаривать». А всё ,что находится на поляне Неодушевлённой, застыло без движения и в молчании.

Вспомните, какой вопрос мы зададим одушевлённым существительным, а какой - неодушевленным?

Я с детства не терплю,

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я.

Чтоб не учить урок,

Приходится придумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

Учитель: Да дело тут не в падежах, а в тебе самой. А ведь совсем не трудно запомнить порядок падежей. Посмотрите.

-        Как эта запись связана с падежами? Назовите падежные вопросы.

Иван Рубил Дрова Велел Тащить Полено

Задание № 5 из ларца.

Спишите предложения, поставив существительные в скобках в нужном падеже. Обозначьте пропущенные орфограммы.

1. И невеста молодая.        2. Ядра - чистый изумру... .

До ( з...ря) в (лес) блуждая Между тем всё шла да шла

И на терем н.. .брела.

З. Час (обед) пр.. .ближался, Топот по (двор) ра.. .дался.

Вот и непостоянные признаки имени Существительного вспомнили. Назовите их. Но нам ещё предстоит определить синтаксическую роль Существительного.

4. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ.

Посмотрите на предложения ещё раз. Найдите существительные в именительном падеже. Какова их синтаксическая роль?

  • Какую ещё роль в предложении могут выполнять существительные?
  • Подчеркните существительные в предложениях.
  • А в каком случае существительное не является членом предложения?

(обращение)

- Приведите примеры предложений с обращениями, используя сказки Пушкина.

5. РОЛЬ В РЕЧИ.

Наше путешествие подходит к концу. Значение Существительного, его морфологические признаки, синтаксическая роль прошли перед нашими глазами, а в путевых заметках появились важные записи. Существительное - « хлеб языка» и его роль в речи значительна.

Послушайте предложения. И можно ли это назвать предложениями ?

***  Жил со своею...

У самого синего...

Они жили в ветхой...

(Нет существительных, основы языка ,нет и смысла).

*** Море. Буря. Сумерки. Землянка. Старуха. ( Рядом ) корыто.

Перед нами картина, созданная только при помощи существительных.

Мы убедились в правоте слов Успенского.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать зарисовку к любой сказке Пушкина, используя только существительные.

6. ВЫВОДЫ ПО УРОКУ, ОЦЕНКИ.

Рефлексия: Мне сегодня…

На уроке я….

Этот урок…

  Составление синквейна об имени существительном.

Сегодня мы сделали первый и самый важный шаг по владениям Существительного. Но путешествие по княжеству Морфология продолжается. Впереди - новые открытия!

ПЕСНЯ.         Ничего на свете лучше нету,

Чем идти дорогой знанья к свету.

Пусть упорство в этом нам поможет,

Будет путь тогда не так уж сложен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Линейная функция" для урока обобщающего повторения, 7 класс

Представленная презентация является пощником для урока обобщения по теме "Линейная функция".  На уроке повторяется понятие линейной функции, вид линейной функции,  метод построени...

Урок по теме: "Функции и графики.Обобщающее повторение" 9 класс

Цель: повторить и обобщить знания и умения учащихся по теме урока.  Ззадачи: систематизировать знания и умения по данной теме; используя знания и умения учащихся, направлять их деятельность ...

Конспект урока: «Синтаксис и пунктуация» (обобщающее повторение), 11 класс

Цели: повторить основные виды словосочетаний и предложений, закрепить умения учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых, разбор сложных во¬просов синтаксиса, отработка навыков поста...

"Функции, их свойства и графики". Урок обобщающего повторения. 10 класс.

Презентация к уроку"Функции, их свойства и графики". Закрепление навыка читать графики функций. Обощение и систематизация знаний по теме " Свойства функций"...

Конспект урока "Путешествие в страну дорожных знаков. (Тема: "Повторение изученного материала по орфографии, морфологии, лексике в начальной школе".)" для 5 класса

Цели урока:Повторить и закрепить полученные знания по орфографии, морфологии, лексике.Обогатить словарный запас учащихся.Формировать интерес к русскому языку....