Проектная работа на занятиях по внеурочной деятельности
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Учебно-методическая работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_v_shkole.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа на занятиях по внеурочной деятельности

                                                         Исполнитель:

                                                         Найдова Галина Григорьевна,

                                                         учитель русского языка и литературы

                                                         МБОУ  «Раздольинская ООШ»

                                                         Топкинского района

                                                         najdova-galina@mail.ru

                                   

                           

Содержание

Введение                                                                                                          3

Глава 1 . Проектная деятельность в школе    

1.1. Что такое проект?                                                                                4

1.2. Виды проектов                                                                                     6

1.3. Этапы проектной деятельности                                                           8

Глава 2. Проектная работа на занятиях по внеурочной

деятельности

2.1. Из опыта работы                                                                                         10

Занятие внеурочной деятельности по русскому языку в 5 - 6 классе  «Орфограммы в корне слова»  (создание проекта)

Заключение                                                                                                  16

Список литературы                                                                                     17

                                                       

                                                   

Введение

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.
«Система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить».

 Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную.

Глава 1. Проектная деятельность в школе

1.1. Что такое проект?

Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности. 

Проект – это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно – или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. 

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

В корне меняются отношения «учитель – ученик».

  1. Ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом; 
  2. ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
  3. ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
  4. ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора; 
  5.  ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
  6. ученик субъект обучения – учитель партнер; 
  7.  ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности. 

По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает. 

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. 

Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

1.2. Виды проектов

Проект может рассматриваться как самостоятельная творческая работа детей, выполненная от идеи до её воплощения в реальность в соответствии с их возрастными возможностями. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. Выполнение проектов предполагает получение конкретных, «осязаемых» результатов. Поэтому и требования к проекту совершенно особые.

Учебный проект, как многоцелевой метод, имеет множество разновидностей.

- Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика (продукт заранее определён: от учебного пособия до пакета рекомендаций правительству).

- Исследовательский проект напоминает подлинно научное исследование

- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-нибудь объекте с целью её анализа, обобщения и представления  для широкой аудитории.

- Творческий проект (участвуя в нём, проектанты берут на себя роль литературных или исторических персонажей, выдуманных героев).

От учителя проектная деятельность требует не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательной деятельности детей. Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями. И прежде всего,  развитой фантазией. Учитель становится инициатором интересных начинаний. Вот список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководством проектом:

  • энтузиаст
  • консультант
  • руководитель
  • координатор
  • эксперт.

Однако проект возможен исключительно при соблюдении принципа равенства, равнозначности его участников, как взрослых, так и детей. Учитель обязан быть готовым принимать самостоятельность ребёнка и передавать ему ответственность за его поступки.

1.3. Этапы проектной деятельности

I. Проблемно-целевой этап

Прежде чем начнется работа над проектом, разработчики должны ответить на ряд вопросов:  

•  для чего создается данный проект? чем вызвана необходимость его создания? существует ли на самом деле потребность в этом проекте? как в дальнейшем будет использоваться данный проект? кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? найдет ли он своих потребителей?

• Каким должен быть проект, для того чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

•  Кто будет создавать проект, в какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? •Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения требуемого вида работы?

• Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

То есть  на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей. Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.

II. Этап разработки сценария и технического задания

На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.

III. Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля над ходом и сроками производимых работ.

IV. Этап предварительной защиты

На данном этапе осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится корректировка.

V. Презентация проекта

VI. Контрольный.

Анализ результатов выполнения проекта. Оценка                  

     

Глава 2. Проектная работа на занятиях по внеурочной

деятельности

2.1. Из опыта работы

Занятие внеурочной деятельности по русскому языку

 в 5 - 6 классе

Орфограммы в корне слова (создание проекта)

Класс

5 - 6

Тема занятия

«Орфограммы в корне слова»

Тип занятия

Обобщение, систематизация пройденного в 5 – 6 классах по предмету «Русский язык»  по определенной теме

Форма проведения

Поисковые и научные исследования (работа в парах и малых группах)

Цель

Организовать деятельность детей на формирование личных качеств человека. Организовать деятельность детей по развитию проектных, познавательных способностей; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Планируемый результат

Метапредметные:

регулятивные:

- постановка темы и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено;

- освоение умения принимать и сохранять цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- прогнозирование результата деятельности;

- проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие, высказывать свое предположение.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов действий и условий действия;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

- преобразование объекта в модель.

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера;

- умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с нормами родного языка;

- умение формулировать точку зрения;

- умение аргументировать свою точку зрения;

- умение определить общую цель;

- умение ориентироваться на точку зрения других, отличную от своей;

- умение работать в паре, группе.

Личностные: развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.

Ресурсы

Доска, проектор, учебник, интернет

Организация пространства

Работа в парах, малых группах

Ход занятия

Этапы

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

I.  Мотивация к познавательной деятельности

Настраиваются на работу

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. Дело в том, что сегодня вам предстоит самостоятельно провести исследовательскую работу и подготовить проект на тему «Орфограммы в корне слова»

II. Постановка цели, задач

Совместная деятельность

Мы будем составлять мини-проект «Орфограммы в корне слова».

Любой проект подразумевает определение цели, задач, метода и объекта исследования, выдвижение гипотезы.

Давайте попробуем все это вместе определить

Цель: приобретение учащимися опыта логического мышления; развитие самостоятельности; формирование речевой культуры школьников.

Задачи: Обучающие: углубление знаний, умений, навыков по орфографии; пробуждение мотивации к изучению русского языка; совершенствование общего языкового развития учащихся.

Развивающие: развитие логического мышления, умений работать по алгоритму; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Воспитывающие: соблюдение речевых литературных норм грамотного общения; воспитание культуры поведения при фронтальной, групповой, индивидуальной работе.

Предмет исследования: русский язык

Объект исследования: «Орфограммы в корне слова»

Методы исследования: информационные, поисковые, аналитические.

III.Актуализация опорных знаний (работа в парах).

Создание проблемной ситуации

1.Работают в парах. Вспоминают, анализируют, обобщают материал.

2. Ребята высказываются, показывают подготовленный материал.

Делается обобщение всего материала

Каждая пара представляет результат своей деятельности и защищает свою работу

3. АЛГОРИТМ - набор инструкций, описывающих порядок действий для достижения некоего результата.

1.Ребята, каждая пара сейчас выберет для себя задание.

Весь материал подготовить в виде таблиц и схем.

2. Ребята, сейчас мы посмотрим, что у вас получилось

3. Ребята, у нас получился своего рода алгоритм.

Кто скажет, что это такое?

Задание для пары I

Найти материал по теме «Что такое корень слова? Какие орфограммы бывают в корне слова? Перечислите их»

Записи оформить в виде таблицы. Привести примеры.

Задание для пары II

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

Условия выбора соответствующей орфограммы. Примеры. Найти или вспомнить  исключения из правила

Задание для пары III

Проверяемые парные согласные в корне слова и непроизносимые согласные. Условия выбора, примеры. Найти или вспомнить  исключения из правила

Задание для пары IV

Найти и оформить материал по теме «Чередование гласных в корне слова. Корни с чередованием». Найти или вспомнить  исключения из правила

Задание для пары V

Буквы и, у, а после шипящих.

Буквы ы – после ц.

Буквы о – после шипящих

Условия выбора соответствующей орфограммы. Примеры. Найти или вспомнить  исключения из правила

4. Работают в группах, готовят общий вывод по теме занятия с предварительными, дополнительными заготовками

4. А сейчас пары объединяются в небольшие группы и составляют презентацию по нашей теме

IV. Презентация продукта

Учащиеся показывают презентацию

V. Итог занятия

Вспоминают цели, задачи, гипотезу, которые поставили и определили в начале занятия и высказываются.

V.Рефлексия.

Что для вас было интересным на мероприятии?

 Что вызвало затруднения?

 О чем вы расскажите дома родителям?

О чем поделитесь с одноклассниками, которых не было на занятии?

Заключение

В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познава-тельной активности, современное школьное образование  невозможно без исследовательской работы учащихся. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно, – творец. Поэтому  проектная деятельность учащихся  организованная, как средство активизации познавательной деятельности,  развития креативности, исследовательских умений  является неотъемлемой частью учебно-воспитательного  процесса в свете новых образовательных стандартов.

Список литературы

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.— С. 194–197.
  2. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием //Иностранные языки в школе. – 2008. - №3, с. 20-27.
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А,Колесниковой — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  4. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....