Возможности организации проектной деятельности в 5 классе по учебнику А.Н.Архангельского
статья по русскому языку (5 класс)

Петрова Ирина Алексеевна
Авторская программа «Литература как школа эстетического воспитания» нацелена на активное вовлечение учащихся в процесс познания, для чего в учебном пособии предложена система проблемных и эвристических заданий, нацеленных как на достижение предметных, так и личностных, и особенно метапредметных, результатов. Такой методический подход способствует развитию у учащихся любви к слову, побуждает к чтению и исследованию законов, по которым строится произведение, нацеливает на диалог с автором, самостоятельную работу с текстами, создание письменных текстов разных форм и жанров, предполагает развитие исторического мышления, эстетического вкуса, логики. Кроме того, в программе заложен основательный потенциал для духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности организации проектной деятельности  в 5 классе по учебнику А.Н.Архангельского

учитель русского языка и литературы

        МБОУ «Гатчинская СОШ  №1» Петрова Ирина  Алексеевна

 

Авторская программа «Литература как школа эстетического воспитания» нацелена на активное вовлечение учащихся в процесс познания, для чего в учебном пособии предложена система проблемных и эвристических заданий, нацеленных как на достижение предметных, так и личностных, и особенно метапредметных, результатов. Такой методический подход способствует развитию у учащихся любви к слову, побуждает к чтению и исследованию законов, по которым строится произведение, нацеливает на диалог с автором, самостоятельную работу с текстами, создание письменных текстов разных форм и жанров, предполагает развитие исторического мышления, эстетического вкуса, логики. Кроме того, в программе заложен основательный потенциал для духовно-нравственного воспитания.

В учебнике содержится много интересных и неожиданных вопросов, на которые не всегда можно дать однозначные ответы. Но все вопросы и задания логично и последовательно направляют учебную деятельность учащихся на успешное выполнение учебного проекта. О проектной деятельности и ее значимости в развитии мышления учащихся уже достаточно много сказано и написано. ФГОС придают важное значение включению учащихся в проектную деятельность для достижения метапредметных результатов образования. Так, ФГОС среднего общего образования включает теперь как обязательный предмет "Индивидуальный проект", который должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования.  На мой взгляд, в апробируемом учебнике А.Н.Архангельского удачно систематизирована эта работа.

Индивидуальные и коллективные проекты, представленные в этом учебнике, — очень увлекательная форма работы на уроках, которая хороша и во внеурочной деятельности. Особенность большинства проектов заключается в их своеобразной неисчерпаемости. Проект может быть упрощен и сделан минимальными усилиями за небольшой отрезок времени, а может быть расширен до работы в течение нескольких месяцев с большой итоговой презентацией в присутствии зрителей. А продуктом проекта м.б. различные работы: этюд, презентация, заочная экскурсия, буктрейлер и многие другие.

СЛАЙД № 4      Так как в программе авторы придерживаются принципа, сформулированного классиком методики преподавания литературы в школе М. А. Рыбниковой (1885— 1942): «От маленького писателя к большому читателю», то и в учебных заданиях для 5 класса предложена система творческих устных и письменных работ. И думаю, не случайно значительное место в среди заданий, предлагаемых именно в этом учебнике, уделено написанию этюда.

СЛАЙД № 5       Задания учебника предполагают написание различных этюдов. Это и художественные этюды, и этюды на точку зрения, публицистические этюды и этюды литературоведческого характера. (Подробно указаны основные типы и названия творческих письменных работ, основные методические приемы в Методическом пособии Т.Ю. Смирновой).

СЛАЙД № 6       Важные цели работы над этюдами — пробуждение эмоций, самовыражение и поиск собственного слова.

С этой целью в учебных заданиях для 5 класса предложена система творческих устных и письменных работ, способствующих выполнению учебного проекта. И продуктом проекта может стать этюд.

Принцип «от маленького писателя к большому читателю» проводится в 5 классе через сочинение произведения в форме малых жанров фольклора, через сочинение творческих этюдов, этюдов проблемно-публицистического характера, приближенных к личному опыту подростков.

Остановлюсь на фрагменте урока знакомства с этюдом на уроке и начну с прочтения одной лексической статьи из словаря русского языка С.И. Ожегова.

СЛАЙД № 7

1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения. Э. к картине.

2. Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу. Литературный э.

3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова.

4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре). Этюды для начинающих.

5. мн. Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды. О прил. этюдный, -ая, -ое (к 1. 3, 4 и 5 знач.).

А так как наша тема: «Пишем этюды, или зарисовки с натуры», то мы сегодня обратимся ко второму значению данного слова. 

СЛАЙД №8     Этюд – это небольшая зарисовка, набросок, эскиз, описывающие реальные предметы или явления несколькими штрихами, но метко и точно.

Ребята, если вы сумеете сосредоточиться на чем-то ярком, на том, что когда-то произвело на вас сильное впечатление (это может быть интересная встреча, разговор), то вам нетрудно будет создать свой этюд.

Для начала нужно запомнить, что этюд – это не простая фотография явления, события, факта, а отражение действительности. (Можно записать в тетради: отражение действительности.)

Скажите, мы часто замечаем ту неброскую красоту окружающего мира, которая сопровождает нас? (редко).

Поэтому давайте обратимся к творчеству (Слайд №9) замечательного писателя-пейзажиста М.Пришвина, который умел «схватить в слове проходящее мгновенье», мастерски передавал жизнь природы, замечал мельчайшие детали окружающего мира. Вел дневник и в нем отражал свое отношение к природе и человеку.

Предлагаю познакомиться с его этюдом «Рождение звука» Слайд № 10 

Наша задача – увидеть красоту природы, переданную писателем, научиться у него точно, метко, образно подмечать предметы и явления окружающего мира, так «сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». Кроме того, попробовать самим написать этюд.

Итак, читаем этюд «Рождение звука». (Я читаю вслух. )

Какое настроение создается у вас при чтении этого этюда (радостное, хорошее).

А теперь давайте посмотрим, как автор передал свое настроение. Обратимся к изобразительно-выразительным средствам языка.

Как вы думаете, какие средства использовал автор в своем этюде?

(Слайд № 11).  (сравнения, олицетворения).

Найдите сравнения? (как песком посыпано, как пожар на снегу). Найдем олицетворения (снег осел, выпрыгивают веточки, лес шевелится, лес встает, бегут ручьи, рождается звук).

А еще автор использовал уменьшительно-ласкательные суффиксы. Найдем слова с этими суффиксами (хвоинки, веточки, лапки). Они словно живые, выпрыгивают из-под снега. Значит, писателя радует весна, быстрое пробуждение природы – это чувствуется во всем.

С помощью каких частей речи изображает Пришвин пробуждение жизни? (глаголы, сущ., прил.). Какие слова, выражения вам особенно понравились? (теребили, прогалины).

Как вы думаете, почему Пришвин дал этюду такое название? (Звук первой капели весной рождается из тишины зимнего спящего леса).

Такой увидел и услышал весну Пришвин.

У вас есть сегодня возможность для самовыражения. Я думаю, эта цель достижима. Мы с вами напишем свой этюд.

(чтение некоторых этюдов, написанных учениками:

Савин Алеквсей

Опадают разноцветные листья с деревьев. Улетают птицы в тёплые края. Начались осенние дожди. Появились лужи, в которых видно отражение угрюмых туч. Похолодало. Становится грустно, когда смотришь на всё это, но есть и что-то весёлое и радостное. Это красивый листопад, звонкая капель дождя. Осень – Это прекрасное время года – красивое и грустное.

Текутьев Леонид

Вот и наступила осень. Стало более ветрено и прохладно. Птицы полетели в тёплые края. Но есть, чем полюбоваться и осенью. Деревья, которые совсем недавно стояли зелёные, теперь стали разноцветными. Начался настоящий листопад.

Ерофеева Анна

Нравится ли мне первый снег? Да, нравится! Представьте, что вы идёте по парку. Середина ноября, под ногами шуршит листва… И вдруг пошёл снег, такой лёгкий и пушистый. Он мягко хрустит под ногами, легко лепится и не очень холодный. Выходит из-за горизонта сонное солнце. Прекрасная картина, правда?! Вот за это я люблю первый снег.

Моисеенкова Анастасия

Зима… пушистый снег блестит на солнце. Дети играют в зимние игры. На окнах домов появились прекрасные узоры. Полетел с неба пушистыми хлопьями снег. Зима – это волшебное время года.

Хохлов Даниил

Зима – прекрасное время года. Всё кру4гом белое и пушистое. В лесу всё тихо, на снегу видны следы разных зверей. На лесном озере встал лёд. Озеро покрылось белым одеялом. Если присмотреться, можно увидеть воронки, оставленные рыбаками. Зимний лес спит.

Кудряшов Кирилл

Зима. Все дома в деревне покрыты снегом. Он сегодня ещё только выпал. Он тонкий, ослепительно белый и имеет запах зимы: холодный, как мороженое. Я люблю первый снег.

 

В учебнике представлена система заданий, предваряющих этюды, и вопросы, подсказывающие, в том числе и учителю, форму работы с ними.

Первый коллективный проект предлагается выполнить после прочтения и анализа стихотворений С. Есенина, их образной структуры: найти и выучить наизусть любое стихотворение С. Есенина, не входящее в учебник, отметить в нем приемы олицетворения, сделать иллюстрацию. Можно предложить детям оформить рукописный сборник стихотворений С. Есенина со своими иллюстрациями. Это проектное задание близко к традиционным заданиям по внеклассному чтению стихотворений и иллюстрированию произведений детьми. Разница состоит в методике его выполнения и оформлении результата. Выполнение делится на несколько этапов. Сначала учащиеся самостоятельно или с помощью взрослых прочитают не входящие в учебник стихотворения Есенина и выберут одно из них. Ученики находят в произведениях средства художественной выразительности, в том числе олицетворения. Слайд № 12  Дети рисуют сами или подбирают пейзажные фотографии к стихам.

После прочтения и анализа басен И.А. Крылова, выполняя предложенный проект, ребята подготовили виртуальную экскурсию СЛАЙД № 14

После работы над сказом П.П.Бажова "Каменный цветок" итогом работы стали работы детей Слайд № 15  "Сказы П.П.Бажова в рисунках художников Палеха".

Любимой работой учащихся, рекламируемой понравившееся произведение, стал буктрейлер. Слайд № 16 

В заключении хочу сказать, что все произведения, включенные в этот учебник, несут в себе большой нравственный заряд, сами по себе воспитывают читателя. Многие вопросы взывают к душе человека, к его сердцу и нравственному чувству. В учебнике произведения, где это возможно, вписаны в контекст культуры и истории. Задания нацелены на создание ассоциативных исторических, культурных, идейных связей-скреп, что должно сделать знания более основательными. Очень многие идеи нацелены на то, чтобы раскрыть творческие возможности ребят, научить их не бояться самостоятельности, направить к творчеству, раскрепостить речь, расширить лексические возможности, увеличив словарный запас. С другой стороны, сделано усилие к тому, чтобы структурировать мышление учеников, дать навык логических операций и умозаключений.

Нам учебник понравился.

 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Организация проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Содержание работыГЛАВА 1. Теоретические основы метода проекта.   1. История проектного обучения ( метода проектов).2.Суть и диапазон метода проектов.3Статус метода проектов4.Типология метода...

Методическая разработка "Возможности курса внеурочной деятельности по интересам в организации проектной деятельности"

В данной разработке представлены материалы, доказывающие, что проектную деятельность можно и нужно совмещать с курсами внеурочной деятельности....

«Возможности Цифровой лаборатории Еinstein™ Tablet и Tablet+. при организации проектной деятельности.»

В современной жизни невозможно представить отрасль человеческой деятельности без применения информационных технологий, т.е. технологий переработки информации на базе компьютерных вычислительных систем...