Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Куулар Айлана Владимировна

Тип урока: комбинированный урок

Основные понятия: фразеологизмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istochniki_frazeologizmov.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Источники фразеологизмов

Тип урока: комбинированный урок

Цель: Повторить понятие «фразеологизмы», раскрыть роль фразеологизмов в речи, развивать устную речь учащихся. Совершенствовать орфографические умения. Дать представление об источниках возникновения фразеологизмов в русском языке. 

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- мотивация учебной деятельности учащихся;

- активизация познавательного интереса к учебному предмету;

- развитие у учащихся навыков самооценки;

Метапредметные результаты:

регулятивные универсальные учебные действия:

- умение проектировать и моделировать процессы в учебных и практических ситуациях;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение оценивать свою работу и полученный результат.

познавательные универсальные учебные действия:

- умение работать с информацией;

- поиск решения проблемной ситуации;

- умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация понятий).

коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение выражать свою точку зрения.

предметные результаты:

- знание источников происхождения фразеологизмов в русском языке;

- умение применять знания в новой ситуации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронный учебный модуль «Фразеология»:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок засветилось. Спасибо!

-А это мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

 

Слушают и участвуют в диалоге с учителем. Размешают учебные материалы на рабочем месте

 Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

Выявление места и причины затруднения.

- Возможно ли в реальной жизни представить, что кто-то гребёт лопатой

деньги, что с неба падают белые мухи? Почему? (ответы учащихся)

- Как называются такие словосочетания и в чем их особенность?

  Великий  русский  писатель  Л.Н. Толстой  говорил,  что  русский  язык  –

«настоящий, сильный, где нужно - строгий, где нужно- страстный, где нужно

-  бойкий  и  живой».  Именно    таким  «бойким  и  живым»  делает  наш  язык

фразеология.

Сегодня мы выясним, кто же лучше знает фразеологизмы, понимает их

значение, умеет пользоваться словарями.  По количеству   набранных  фишек

определим знатока  фразеологии.  За каждый правильный  ответ  получаете

фишку.

 - Какие цели мы поставим на уроке? Что мы еще не знаем о фразеологизмах? (повторить изученное о фразеологизмах; история их возникновения)

- Что  вы уже знаете о фразеологии?

   - Что такое фразеологизмы?

   - Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя

значения этих сочетаний слов? (нет)

 Учащиеся отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Формулируют тему и цели урока.

Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи  операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения

Изучение новой темы

Физкульминутка

 Фразеологизмы  в  язык  проникают  разными  путями.  По  происхождению

одни являются собственно русскими, другие – заимствованными.  

Последние  употребляются  в  русском  языке  в  переводном  и  непереводном

виде. (слайд 1)

Дело в шляпе – все будет в порядке

В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги или «дела» (чтобы не привлекать внимание грабителей).

Где раки зимуют – проучить 
В старину раков суеверные люди считали таинственными животными. Узнать рачью зимовку считалось делом очень трудным. Выражение Я ему покажу, где раки зимуют употреблялось как угроза: покажу то, чего никто не знает.

Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет 
В этой поговорке сокол – не птица, а гладкое дубовое бревно, стенобитное орудие, которым в древности ломали стены вражеских крепостей. Сокол этот действительно был гол, на его поверхности не было ничего лишнего.

Откладывать на долгий ящик – надолго отложить что –либо 
У царя Алексея Михайловича в селе Коломенском у дворца был прибит длинный ящик, куда люди опускали свои челобитные (прошения). Прошения, проходя через руки бояр, очень часто задерживались. Выражение откладывать дело в долгий ящик означает "тянуть, задерживать, медлить"

Лясы точить – болтать пустяки 
Выражение это происходит от слова балясины (так назывались фигурные столбики для лестничных перил, которые вытачивались на токарных станках). Занятие это считалось нетрудным и веселым, мастера шутили, балагурили, пели. Балясы точить – балагурить, пустословить для потехи.

На воре шапка горит- Преступник зачастую выдаёт себя своим поведением.
Происходит это выражение от старинного анекдота. На базаре искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь вдруг крикнул в толпу: "Поглядите, на воре шапка горит!" Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так говорят о человеке, который невольно выдаст себя нечаянным словом или движением.

Не солоно хлебавши - Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях.
На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека. В старину пищу солили сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду рукой. Гостю познатнее сыпал больше (иногда и лишнее – вот откуда пересолил). А гостю незнатному, сидевшему где-нибудь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось. Поэтому про плохой прием, оказанный кому-нибудь, про чью-либо неудачу говорим: Ушел не солоно хлебавши.

Не в своей тарелке – неудобно чувствовать себя
Не в своей тарелке – это дословный, но не соответствующий смыслу подлинника перевод с французского n’est pas dans son assiette – "не в духе, не в настроении". Слово assiette означает по-французски "настроение, состояние духа", а также "тарелка".

«Авгиевы конюшни»- употребляется тогда, когда нужно обозначить какое-то грязное, запущенное и беспорядочное место использующееся при описании очень грязного места, для очистки которого потребуются немалые усилия. Фразеологизм берет свое начало со времен Древней Греции, где жил царь Авгий, очень любивший лошадей, но не уход за ними: конюшни, где обитали животные, не видели уборки около тридцати лет. Согласно легенде, на службу к царю поступил Геракл(Геркулес), который получил от Авгия приказание вычистить стойла. Для этого силач использовал реку, поток которой направил в конюшни, тем самым избавившись от грязи. 

Ахиллесова пята – слабое место  

Источник этого фразеологизма — древнегреческая мифология. По легенде, Фетида — мать Ахилла- хотела сделать своего сына неуязвимым. Для этого она окунула его в священную реку Стикс, позабыв, однако, о пятке, за которую держала мальчика. Позже, сражаясь со своим врагом Парисом, Ахилл получил стрелу в эту пятку и умер.

Зарубить на носу – хорошо запомнить

В данном выражении слово «нос» вовсе не означает часть человеческого тела. В древности этим словом именовали дощечки, на которых делали всевозможные пометки. Люди носили ее с собой в качестве напоминания.

Уйти с носом - уйти ни с чем.

Еще один фразеологизм, связанный с носом. Однако он, как и предыдущий, не имеет ничего общего с органом обоняния. Свое начало это выражение берет из Древней Руси, где было широко распространено взяточничество. Люди, имея дело с властями и надеясь на положительный исход, пользовались «приносами» (взятками). Если судья, управляющий или дьяк принимали этот «нос», можно было быть уверенным, что все разрешится. Однако если взятка была отвергнута, проситель уходил со своим «носом».

Филькина грамота - не представляющий никакой ценности документ, бессмысленная бумажка

Этот фразеологический оборот уходит корнями в историю русского государства, а точнее — во времена царствования Ивана IX Грозного. Митрополит Филипп в своих посланиях к государю пытался убедить того в смягчении проводимой им политики, отменить опричнину. В ответ Иван Грозный лишь назвал митрополита «Филькой», а все его грамоты — «филькиными».

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть

Слушают учителя. Смотрят презентацию; воспринимают на слух презентацию; знакомятся с историей возникновения фразеологизмов

Делают простые физические упражнения

Личностные:

Осознают свои возможности в учении

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного.

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

Обобщение и систематизация знаний с комментированием

Задание 1. Распределительный диктант. (слайд 2)

Записать фразеологизмы по вариантам (работа у доски)

1 вариант – со значением «бездельничать»

2 вариант – «обманывать»

3 вариант – «быстро передвигаться»

Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять арапа; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак гонять; высунув язык; со всех ног

(проверка).

Задание 2. Фразеологические загадки. (слайд 3)

- Отгадайте, о чем идет речь.

1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнаваясь. (нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают. (уши)

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека. (ветер)

4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело. (каша)

5. Ее набирают в рот, когда молчат. (вода)

6. Его держат за зубами. (язык)

Задание 3. Найдите фразеологизмы среди этих выражений. (слайд 4)

Зеленые  глаза,  мозолить  глаза,  синие  глаза,  разуй  глаза,  попасть  в  глаз,

лечить  глаза,  глаза  на  мокром  месте,  тёмные  глаза,  глаза  разгорелись,  глаз

подбит, глаз набит.

Задание 4. Творческое задание для учащихся.

Учащиеся показывают фразеологизмы, а остальные отгадывают.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делает вывод

Познавательные: усваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Рефлексия учебной деятельности

- Где можно применить новые знания?

- В каком предмете вы можете использовать свои знания фразеологизмов?

- Вспомните фразеологизмы на прощание. (слайд 5)

Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)

Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)

Пожелание удачи в чём-либо (В добрый час, ни пуха ни пера)

Спасибо за вашу активность. Выставление оценок.

Определяют свое отношение к теме

Домашнее задание

Написать самостоятельно из любого источника историю возникновения 1 фразеологизма.

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС. Тема: "Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи". Планируемые результаты:  обучающиеся научатся распознавать ча...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие" новых знаний Основные понятия: приставка, орфограмма...

Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие новых знаний"Основные понятия: морфема, приставка, корень, суффикс, окончание...

Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие" новых знанийОсновные понятия: мягкие, твердые согласные, морфемный, словообразовательный разбор, сложные слова, соединительные гласные....

Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие" новых знаний Основные понятия: окончание, основа, морфема, морфемный разбор....

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...