Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Куулар Айлана Владимировна

Тип урока: "открытие" новых знаний 

Основные понятия: окончание, основа, морфема, морфемный разбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация для урока51.55 КБ
Файл okonchanie_i_osnova_slova.pptx743.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Окончание и основа слова»

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

 Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД:

- иметь представление об основе слова и окончании

- уметь выделять основу слова и окончание

- уметь определять форму слова по окончанию

- уметь распознавать формы слов и однокоренные слова

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, эвристический метод / индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование – интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки самоконтроля.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Слайд 1. Вступительное слово:

Прозвенел у нас звонок

Все настроились на урок

Ну-ка улыбнитесь,

Здравствуйте, садитесь.

Откройте тетради, запишите число.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Размешают учебные материалы на учебном месте, демонстрируют готовность к уроку.

Формирование эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)

  1. Актуализация и пробное учебное действие

 -Какой раздел науки о языке мы начали изучать?

Слайд 2. -Морфемика.

Использование приёма РКМЧП: «Знаю», «Умею».

-Проверим ваши знания, которые помогут нам определить тему урока.

Слайд 3. «Лишнее слово» 

1.Найдите «лишнее слово»: суффикс, окончание, приставка

Итог наблюдений: лишнее слово- окончание.

Суффикс, приставка образуют новые слова, а окончание –формы слова.

Слайд 4. «Сопоставь». Что общего? Чем отличаются?

Урок, хорошо, перемена

(Лишнее слово – хорошо – наречие – неизменяемая часть речи, оно состоит только из основы.)

Как нам решить эту проблему? (предположения ребят)

Познакомимся с новой морфемой - основой слова.

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Окончание и основа слова.)

-Исходя из названия темы, сформулируем цели урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

 - Дать определение понятиям «основа слова» и «окончание».  

- Определить для чего служат основа слова и окончание.

- Научиться выделять основу и окончание в словах разных частей речи.

 Учащиеся отвечают на вопросы.

РКМЧП

Формулировка проблемных заданий

Определение темы и цели урока:

1-Окончание.

2-Основа слова.

Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи  операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения

  1. Выявление места и причины затруднения.

  1. Усвоение новых знаний.

Слайд 6. Раздать на парту карточки для самоконтроля.

Слайд 7.

- Посмотрите внимательно на доску.

Сегодня, ночь, ударять, сильный, мороз.

Пушистый, снегири, сидеть, ветках, рябина.

- Прочитайте слова первой строчки, понятно значение слов?

- Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Обоснуйте свой ответ. (Нет, слова никак не связаны друг с другом.)

- Что надо сделать, чтобы составить из данных слов предложение? (Надо изменить окончания слов; во второй строке добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

-А что такое окончание? - Окончание – это изменяемая часть слова, в которой заключено его грамматическое значение.

Слайд 8. Вывод.

- Так для чего служит окончание?

Сущ, прилаг (род, число, падеж), глагол (лицо, число)

(Окончание служит для связи слов и указывает в слове на род, число, падеж, лицо). (Окончание помогает связать слова и объединить их в предложение).

- Запишите составленные предложения в тетрадь. Выделите окончания  в записанных словах.

-А разве окончания есть у всех слов?   Например, на, сегодня, хорошо.

Вывод: Окончания можно выделить только у изменяемых слов, а предлоги, союзы, наречия – неизменяемые слова.

Сегодня ночью ударил сильный мороз.

Пушистые снегири сидят на ветках рябины.

Слайд 9. Вывод: вычленять окончание мы будем в тех словах, которые склоняются или спрягаются.

Слайд 10. Задание: выделить окончание: ночь ночной ночник    ночевать

 В слове есть изменяемая часть – окончание, оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа слова. В основе заключено основное значение слова. Какие морфемы входят в основу? (ответы учащихся)

- Назовите слово, в котором основа и корень совпадают? (ночь)

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Личностные:

Осознают свои

возможности в учении

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи,

делают выводы, выбирают необходимую информацию

из прослушанного

объяснения и высказывания одноклассников,  

систематизируют

собственные знания

Регулятивные:

Планируют совместно

с учителем

и одноклассниками необходимые действия

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические

высказывания

  1. Первичное закрепление материала с комментированием.  

Упр. 381 выборочный диктант.

1 вариант выпишите слова, в которых основа и корень совпадают: творог, пирог, сосед, соседу, беседу, так, этак, вместе, внутрь.

2 вариант выпишите слова, в основу, кроме корня входят и другие морфемы: получается, приходи)

Слайд11 (Проверка).

Если внутрь кладут творог,

Получается пирог.

Если поверху кладут,

То ватрушкою зовут.

Приходи сосед к соседу

На веселую беседу.

Где друзья, там и я!

Так и эдак мы друзья,

Та к и этак вместе.

-Какое языковое явление мы повторили этим заданием?

Вывод: в основе может быть одна морфема: корень, но может быть и больше.

Итог: как выделить основу?

  • 1. Определяем часть речи: изменяемая или неизменяемая.
  • 2. Выделяем окончание, изменяя слово.
  • 3. Выделяем основу слова.

 Работа в паре. Каждый ученик делает в своей тетради, а потом сверяют написанное. Знакомятся с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Составление алгоритма

Личностные:

Желают

приобретать новые знания, совершенствуют

имеющиеся

Познавательные:

Систематизируют

собственные знания

  1. Физкультминутка

 Давайте все встанем и поиграем в игру: я называю слова, если слово равно основе, вы  приседаете 3 раза; если в основе  слова несколько морфем - вы хлопаете  тоже 3 раза.

Магнитофон, зима, позавчера2, ленивый2,  дом, красивый2, парта, прелесть2, учебник,2 тетрадь, пословица2

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

 Слайд 12.  Образуйте слова с данными морфемами.

  1. ся ближ при а л (приближался).
    2) ый ост жал без н (безжалостный).
    3) сь каз а по л о (показалось).

  1. Вывод: Помни: при разборе слова
    Окончанье и основу
    Первым делом находи.
    После корня будет суффикс,
    А приставка - впереди.

Задание с вопросом. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Работа в паре (карточка). Задание каждому ряду.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности;

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Устанавливают причинно-следственные связи; делают обобщения, выводы.

  1. Включение в  систему знаний и повторение

Игра «Составь слово». Мы должны составить слова с разными морфемами. Выделите их.

- от слова понес взять приставку.

- от глагола дарить - корень.

- от существительного кружок - суффикс.

Какое слово получилось? (подарок)

- от глагола побелел взять  корень.

- от прилагательного маленький - суффикс.

- от прилагательного синий – окончание. (беленький)

 

Работают уже самостоятельно без помощи учителя.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 13.

Оценивание.

Делают для себя выводы.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

  1. Домашнее задание

Параграф 72, 73. Упражнение 382 стр. 9

Записывают в дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел у нас звонок, Все настроились на урок. Ну-ка улыбнитесь. Здравствуйте, садитесь.

Слайд 2

Морфемика

Слайд 3

«Третий лишний».

Слайд 4

«Третий лишний»

Слайд 5

Окончание. Основа слова. Цель урока: дать определение понятиям «основа слова» и «окончание»; определить, для чего служат основа слова и окончание; научиться выделять основу и окончание в словах разных частей речи.

Слайд 7

Сегодня, ночь, ударять, сильный, мороз. Пушистый, снегири, сидеть, ветках, рябина. Сегодня ночью ударил сильный мороз. Пушистые снегири сидят на ветках рябины.

Слайд 8

Окончание.

Слайд 9

Окончание. прилагательное глагол существительное окончания ые местоимение

Слайд 10

Производите морфемный анализ Снег, снежный, подснежник, снежный.

Слайд 11

Если внутрь кладут творог, Получается пирог. Если поверху кладут, То ватрушкою зовут. Приходи сосед к соседу На веселую беседу. Где друзья, там и я! Так и эдак мы друзья, Та к и этак вместе. 1. Определяем часть речи: изменяемая или неизменяемая. 2. Выделяем окончание, изменяя слово. 3. Выделяем основу слова.

Слайд 12

Образуйте слова с данными морфемами. 1) ся - ближ – при- а - л 2) ый - ост- жал- без- н 3) сь – каз - а- по- л- о При-ближ-а-л-ся Без-жалост-н-ый По-каз-а-л-о-сь Помни: при разборе слова Окончание и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка - впереди.

Слайд 14

Молодцы! Вы очень хорошо поработали !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС. Тема: "Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи". Планируемые результаты:  обучающиеся научатся распознавать ча...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие" новых знаний Основные понятия: приставка, орфограмма...

Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие новых знаний"Основные понятия: морфема, приставка, корень, суффикс, окончание...

Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие" новых знанийОсновные понятия: мягкие, твердые согласные, морфемный, словообразовательный разбор, сложные слова, соединительные гласные....

Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС

Тип урока: комбинированный урокОсновные понятия: фразеологизмы...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...