Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Куулар Айлана Владимировна

Тип урока: "открытие" новых знаний

Основные понятия: мягкие, твердые согласные, морфемный, словообразовательный разборсложные слова, соединительные гласные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soedinitelnye_o_i_e_v_slozhnyh_slovah.docx27.74 КБ
Office presentation icon pri-_i_pre-.ppt256.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ

Тип урока: изучение нового урока

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Цели урока: закрепить понятие о сложных словах и способах их образования, познакомить с условиями выбора соединительных гласных о и е.

Задачи:

1) образовательные: объяснить условия выбора соединительных гласных О-Е в сложных словах, научить анализировать предложенный материал, составлять алгоритм выбора соединительных гласных, образовывать сложные слова с соединительными гласными, правильно писать соединительные гласные О и Е в сложных словах, уметь аргументировать свой выбор,

2) развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умения определять цель, вести диалог, обобщать, делать выводы, работать в команде, осуществлять самоконтроль,

3) воспитательные: способствовать развитию ответственности, совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать интерес к предмету и бережное отношение к слову.

Планируемые образовательные результаты:

  1. предметные: актуализировать знания по фонетике, вспомнить порядок морфемного разбора, сформировать у учащихся навык нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные, используя алгоритм, делать выводы на основе наблюдения над языковым материалом;
  2. метапредметные: формирование основ теоретического мышления, развитие умения находить общее, закономерности, отличия; развитие способности к обобщению, овладение приемами самоконтроля;
  3. личностные: формирование способности работать в малой группе, воспитание культуры делового общения, повышение интереса к предмету, углубление лингвистических знаний, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.

Основные понятия, изучаемые на уроке : мягкие, твердые, шипящие согласные, морфемный, словообразовательный разборсложные слова, соединительные гласные, интерфикс.

Способы контроля: опрос, работа у доски, самостоятельная работа, взаимопроверка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас. Сегодня на уроке нам предстоит непростая задача, которую вы обязательно сможете решить.

- Желаю нам с вами сегодня успешной и плодотворной работы на уроке! Удачи на пути получения новых знаний!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Размешают учебные материалы на учебном месте, демонстрируют готовность к уроку.

 Формирование эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)

  1. Выявление места и причины затруднения.

Задание 1. Творческий диктант. (слайд 1)

Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).

3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).

4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).

5) Река, по которой ходят суда (судоходная).

6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).

  1. Беседа с учащимися.

— Что общего в этих словах?

—Значит, про что мы сегодня будем говорить?

- Давайте сформулируем тему цель нашего урока. Какие знания и умения вы хотели бы сегодня приобрести? Какие цели вы перед собой ставите?

- Выяснить особенности морфемного строения сложных слов.

- узнать какие бывают соединительные гласные

- правописание соединительных гласных (когда пишем о или е)

 Учащиеся отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи  операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения

  1. Усвоение новых знаний.

  1. Динамическая минутка

 Объяснение учителя. (слайд 2)

Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, молокосос.

Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.

Сложные слова образуются двумя способами: (слайд 3)

1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар+ ходить = пароход) или целых слов (сорок+ ножка =сороконожка).

2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.

 2. Выявление восприятия.  Отгадайте загадки. Запишите  слова - отгадки. (слайд 4)

    Хоть заманчив он на вид,

    но однако ядовит.

     Знают люди с давних пор:

     Несъедобен (МУХОМОР)

    Смело в небе проплывает,
   Обгоняя птиц полёт.
   Человек им управляет.
   Что такое? (САМОЛЁТ)

Есть у нас квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает.

НЕ болеет, не чихает.  (ПЫЛЕСОС)

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)

     И на земле, и на снегу

     Я зверя выследить могу

     По следу лапок и копыт.

     На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)

    - Выполнить морфемный разбор слов.

    - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о и е» во всех словах? Попробуйте объяснить, когда мы пишем о, а когда е?

листопад – [ т ] дождезвон – [ д' ]

годопроводец - [ д ]

снегогон – [ г ]

разноцвет - [н ]

Правило: В сложных словах после твердых согласных пишем о, а после мягких и шипящих и ц Е.  (слайд 5)

Давайте выработаем алгоритм применения правила: (слайд 6)

1.Выделить корни и убедиться в том, что слово сложное.

2.Посмотреть, твердым или мягким является конечный согласный первого корня.

3.После твердого согласного пишем соединительную О, после мягких согласных, шипящих и ц пишем соединительную Е.

- А в жизни для чего нам надо знать данное правило? (ответы учащихся)

-Ребята, после долгой напряженной работы давайте немного подвигаемся. Я сейчас буду произносить слова, ваша задача - выполнять определенные движения при этом.

Если в слове нужно писать соединительную гласную о, вы поднимаете руки вверх, если соединительную гласную е, разводите руки в стороны, если слово не является сложным, приседаете 3 раза.

Сухофрукты, цветоножка, буревестник, первоцвет, добродушный, землекоп, приспособленчество , самолюбие, запропаститься.

Учащиеся внимательно слушают и усваивают новую тему

Записывают в тетради алгоритм применения правила

Ребята выполняют простые физические упражнения

Личностные:

Осознают свои возможности в учении

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного.

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье  

  1. Включение в систему знаний и повторение

 Творческая работа (слайд 7).  

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

Пить чай (чаепитие)

помогать взаимно (взаимопомощь)

любить труд (трудолюбие)

люди одной фамилии (однофамильцы)

тот, кто ходит пешком (пешеход)

старший класс (старшеклассник)

2. Работа с учебником.

Упражнение 215. (письм)

3. Попутное повторение. (слайд 8)

Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – добросовестный.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – доброжелательное.

  1. Работа с карточками. Игра «Собери слово».

- Ребята, сейчас каждая группа будет работать по своей карточке, соединяя части сложных слов одной тематической группы при помощи соединительных гласных о или е. Запишите в тетрадь получившиеся слова. По моей команде игра останавливается. В случае затруднения вы можете попросить подсказку, но тогда у вас снимается один балл. Выигрывает та команда, которая быстрее других запишет четыре сложных слова, правильно выбрав соединительную гласную.

Карточк

а 1.

Птицы

буря

хвост коза

родиться

лира

весть

зима

доить

Карточка 2.

Приборы и механизмы

пыль

выжимать

кофе

рубить

сок

сосать

мясо

молоть

Карточка 3.

Транспорт

пар

косить

бетон

летать

сено

возить

сам

мешать


Карточка 4.

Животные

броня

нос

земля

рог

нос

носить

утка

рыть

Карточка 5.

Природные явления

полная

земля

лед

снег

ходить

падать

луна

трясется

Работают с заданием. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отельными и языковыми явлениями

Парная работа

Работа с карточками

Личностные:

Желают

приобретать новые знания, совершенствуют

имеющиеся

Познавательные:

Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, в начале урока мы с вами поставили перед собой определенные цели. Как вы думаете, вы их достигли? Как каждый из вас оценивает свою работу на уроке? Закончите предложения:

Сегодня на уроке я (повторил.., узнал.., научился…).

Своей работой на уроке я (доволен, недоволен).

Не все успели поделиться своими впечатлениями, но мне бы хотелось знать, насколько эффективным и полезным для каждого из вас был урок. На своих партах вы видите стикеры разного цвета. Прежде, чем сдать свою тетрадь, прикрепите к обложке стикер определенного цвета, отражающий степень вашей удовлетворенности уроком:

желтый - я понял новый материал,

зеленый – кое-что осталось непонятным,

красный - я ничего не понял. 

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Высказывают и обосновывают свою точку зрения

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  1. Домашнее задание

Повторить параграф и выполнить упражнение 216

Записывают в дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

Слайд 2

Значения приставки ПРИ- 1) Приближение 2) Присоединение 3) Прибавление 4) Нахождение вблизи 5) Доведение действия до конца 6) Совершение действия в чьи-либо интересах

Слайд 3

Значения приставки ПРИ- при ехать ( ) при прятать ( ) при говор ( ) при дорожный ( ) при строить ( ) при ковать ( ) при лив ( )

Слайд 4

Значения приставки ПРИ- при шить ( ) при бить ( ) при вратник ( ) при душить ( ) при карманить ( ) при рисовать ( ) при мерзнуть ( ) при плыть ( )

Слайд 5

Значения приставки ПРИ- (проверка) при ехать (1) при прятать (6) при говор (5) при дорожный (4) при строить (3) при ковать (2) при лив (1)

Слайд 6

Значения приставки ПРИ- (проверка) при шить (2) при бить (3) при вратник (4) при душить (5) при карманить (6) при рисовать (3) при мерзнуть (2) при плыть (1)

Слайд 7

Значения приставки ПРЕ- 1) = «очень», «чрезвычайно» 2) = «пере-»

Слайд 8

Значения приставки ПРЕ- Пре неприятный ( ) Пре рываться ( ) Пре хорошенький ( ) Пре любопытный ( ) Пре одолевать ( ) Пре старелый ( )

Слайд 9

Значения приставки ПРЕ- (проверка) Пре неприятный (1) Пре рываться (2) Пре хорошенький (1) Пре любопытный (1) Пре одолевать (2) Пре старелый (1)

Слайд 10

ПРИ- и ПРЕ- Поезд пр □ бывает Пр □ бывать в унынии Пр □ ступить к работе Пр □ ступить закон Пр □ умножить усилия Пр □ умножить доходы Пр □ клонить голову Пр □ клонение перед талантом Пр □ творить дверь Пр □ творить в жизнь Пр □ твориться спящим Замысел пр □ творился в жизнь Пр □ уменьшить заслуги Пр □ уменьшил заслуги Пр □ ходящая няня Непр □ ходящие ценности

Слайд 11

ПРИ- и ПРЕ- (проверка) Поезд пр и бывает Пр и ступить к работе Пр и умножить усилия Пр и клонить голову Пр и творить дверь Пр и твориться спящим Пр и уменьшить заслуги Пр и ходящая няня

Слайд 12

ПРИ- и ПРЕ- (проверка) Пр е бывать в унынии Пр е ступить закон Пр е умножить доходы Пр е клонение перед талантом Пр е творить в жизнь Замысел пр е творился в жизнь Пр е уменьшил заслуги Непр е ходящие ценности

Слайд 13

Запомните! В заимствованных словах приставки ПРИ- и ПРЕ- не вычленяются. Нужно запомнить написание слов: Пр и ватный Пр е амбула Пр и вилегия Пр е валировать Пр и мадонна Пр е зидент Пр и мат Пр е зидиум Пр и митив Пр е мьера Пр и нципиаль ный Пр е парат пр и оритет пр е цедент

Слайд 14

В этих словах приставки ПРИ- и ПРЕ- не вычленяются, т.к. они срослись с корнем: Пр и бор, пр и чина Пр е дел, пр е дмет Пр и вет, пр и ютить Пр е зрительный Пр и вередливый Пр е имущество Пр и глашение Пр е кословить Пр и гожий, пр и язнь Пр е льщать, пр е пона Пр и ключение Пр е небрежение

Слайд 15

В этих словах приставки ПРИ- и ПРЕ- не вычленяются, т.к. они срослись с корнем: Пр и лежный (знаки) пр е пинания Пр и личный Пр е пона, пр е пятствие Пр и мер, пр и ятель Пр е рекаться Пр и надлежать Пр е словутый Пр и тязание Пр е смыкающиеся Пр и чина, пр и ятный (камень) пр е ткновения

Слайд 16

ПРИ- и ПРЕ- Пр □ забавный, пр □ ручать, пр □ злой, пр □ зрение, пр □ сказка, пр □ слуга, пр □ слоняться, пр □ зрительный, пр □ служник, пр □ интересный, пр □ исподняя, пр □ слать, пр □ скакать, пр □ седать, пр □ ломиться, пр □ имущество, пр □ сматривать, пр □ смиреть, пр □ лестный, пр □ красный, пр □ сниться, пр □ смотреться, пр □ гореть, пр □ много.

Слайд 17

ПРИ- и ПРЕ- (проверка) Пр е забавный, пр и ручать, пр е злой, пр е зрение, пр и сказка, пр и слуга, пр и слоняться, пр е зрительный, пр и служник, пр е интересный, пр е исподняя, пр и слать, пр и скакать, пр и седать, пр е ломиться, пр е имущество, пр и сматривать, пр и смиреть, пр е лестный, пр е красный, пр и сниться, пр и смотреться, пр и гореть, пр е много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС. Тема: "Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи". Планируемые результаты:  обучающиеся научатся распознавать ча...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие" новых знаний Основные понятия: приставка, орфограмма...

Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие новых знаний"Основные понятия: морфема, приставка, корень, суффикс, окончание...

Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС

Тип урока: "открытие" новых знаний Основные понятия: окончание, основа, морфема, морфемный разбор....

Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС

Тип урока: комбинированный урокОсновные понятия: фразеологизмы...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...