Рабочие программы по родному русского языку
рабочая программа по русскому языку

Панкратова Наталья Ивановна

Рабочие программы по родному русского языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5 класс35.26 КБ
Файл 6 класс37.89 КБ
Файл 7 класс33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

приказ от 20 августа 2019 г. №145

_______Е.В. Кибальникова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.о. Пущино

Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Родной русский язык»

(базовый уровень)

для 5 класса

Составитель:  Панкратова Н.И.

2019 г.

Рабочая  программа по родному русскому для 5 класса составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Основной образовательной программы СОО МБОУ СОШ № 3 г.о. Пущино Московской области;
  •  Примерной Программы по учебному  предмету  «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.  Протокол от 31 января 2018 года №2/18).

В связи с отсутствием УМК по предмету «Родной русский язык» для достижения

планируемых результатов освоения учебного курса родного русского языка на заседании ШМО учителей русского языка и литературы было принято решение (утверждено Приказом директора от 20.08.2019 г. № 145) об использовании  учебника: Русский язык. 5  класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский/. – 8-е изд. –  М.: Просвещение, 2018.

         В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 ч в год (34 учебные недели) и предусматривает изучение курса в 4 четверти учебного года.

  1. Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета, курса.

В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык» в 5 классе

Обучающийся научится:

  • опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;  
  • понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;  -   понимать и истолковывать значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок,  комментировать историю происхождения таких выражений, уместное употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
  • характеризовать лексику с точки зрения происхождения, понимания роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;
  • осознавать изменения в языке; понимать внешние и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
  • овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; -  соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правила речевого этикета;
  • использовать различные словари, в том числе мультимедийные;  
  • обогатить активный и потенциальный словарный запас, расширить объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Личностные результаты:

  • представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре;  ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
  • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире,  осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; -  представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

 Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);  ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;  резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный;  критически оценивать содержание и форму текста;
  • формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  • развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Регулятивные УУД:

  • владеть разными способами организации интеллектуальной деятельности и представлять ее результаты в различных формах: приемы отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • уметь определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности);
  • проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
  • уметь предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов;
  • оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть основами коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

2. Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности

Содержание учебного предмета

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык  и культура.

Русский язык – национальный язык русского народа.  Язык как зеркало национальной культуры. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта. Образность русской речи: метафора, олицетворение, эпитет. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. О чём могут рассказать имена людей и названия старинных русских городов.

  • Выявляют роль родного языка в жизни общества и человека..
  • Обобщают знания о русском родном языке, формулируют новые понятия «национальный язык», «государственный язык».
  • Знакомятся с историей создания славянской письменности, искусством создания печатной книги, с биографией В.И. Даля.
  • Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей, подбирают пословицы и поговорки на заданную тему, участвуют в аналитической беседе, составляют устное рассуждение по теме.
  • Определяют понятия «метафора», «олицетворение», «эпитет», «крылатые выражения»; находят средства выразительности в текстах художественной литературы.
  • Усваивают понятие «прецедентные имена»; знакомятся с топонимикой России, её исторической обусловленностью, этимологией названий.
  • Анализируют текст: учатся выделять ключевые слова, определяют микротемы текста, подбирают заголовок.

Раздел 2. Культура речи.

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Роль звукописи в художественном тексте. Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речь правильная. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете.

  • Определяют место ударного слога, наблюдают за перемещением ударения при изменении формы слова, употребляют в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.
  • Выявляют роль звукописи в художественном тексте, находят звукопись в произведениях русского фольклора и русской литературы.
  • Знакомятся с основными лексическими нормами современного русского языка; используют лексические единицы в устной и письменной речи.
  • Определяют основные грамматические нормы языка; учатся распознавать грамматические ошибки, исправлять их в устной и письменной речи.
  • Осознают национальные особенности речевого этикета, выявляют роль обращения в русском речевом этикете;  используют устойчивые формулы речевого этикета в общении.
  • Пользуются разными видами словарей, преобразовывают информацию из одной формы в другую (схема, таблица).
  • Оценивают собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Средства выразительной устной речи. Формы речи: диалог и монолог. Текст как единица языка и речи. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка.

Развитие речи.  План ответа на уроке, план текста.

  • Определяют функции речи, приемы построения, виды речевой деятельности.
  • Развивают умение осмысленного чтения, направленного на поиск нужной информации.
  • Совершенствуют умение составлять монологические высказывания, вести диалог.
  • Характеризуют текст по форме, виду и типу речи, выявляют устойчивые разновидности текста.
  • Определяют признаки текста, озаглавливают, устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями.
  • Определяют особенности разговорной речи, учебно-научного, публицистического, художественного стиля речи, их жанровые разновидности,  составляют тексты различной стилевой принадлежности; редактируют текст.
  • Составляют сложный план устного сообщения по заданной теме, отбирают фактологический материал из разных источников, выступают перед одноклассниками, рецензируют чужие ответы.

3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Тема урока

Дата

План

Факт

1

Русский язык – национальный язык русского народа.  Язык как зеркало национальной культуры.

2

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

3

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта

4

Образность русской речи: метафора, олицетворение, эпитет.

5

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.

6

О чём могут рассказать имена людей и названия старинных русских городов

7

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Роль звукописи

8

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

9

Речь правильная. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода.

10

Правила речевого этикета: нормы и традиции.

11

Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете.

12

Язык и речь. Средства выразительной устной речи. Формы речи: диалог и монолог.

13

Текст как единица языка и речи. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.

14

Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

15

Функциональные разновидности языка.  

16-17

Развитие речи.  План ответа на уроке, план текста.

Рассмотрено

Протокол заседания Кафедры учителей русского языка и литературы

от «19» августа 2019 г. №1

____________ М.А. Бугаенко

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ В.А. Есина)

«20» августа 2019 г.



Предварительный просмотр:

Утверждено

приказ от 20 августа 2019 г. №145

_______Е.В. Кибальникова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.о. Пущино

Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Родной русский язык»

(базовый уровень)

для 6 класса

Составитель:  Панкратова Н.И.

2019 г.

Рабочая  программа по родному русскому языку для 6 класса составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Основной образовательной программы СОО МБОУ СОШ № 3 г.о. Пущино Московской области;
  •  Примерной Программы по учебному  предмету  «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.  Протокол от 31 января 2018 года №2/18).

В связи с отсутствием УМК по предмету «Родной русский язык» для достижения

планируемых результатов освоения учебного курса родного русского языка на заседании ШМО учителей русского языка и литературы было принято решение (утверждено Приказом директора от 20.08.2019 г. № 145) об использовании  учебника: Русский язык. 6  класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский/. – 8-е изд. –  М.: Просвещение, 2018.

         В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 ч в год (34 учебные недели) и предусматривает изучение курса в 4 четверти учебного года.

  1. Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета, курса.

В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык» в 6 классе

Обучающийся научится:

  • опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;  
  • понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;  -   понимать и истолковывать значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок,  комментировать историю происхождения таких выражений, уместное употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
  • характеризовать лексику с точки зрения происхождения, понимания роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;
  • осознавать изменения в языке; понимать внешние и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
  • овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; -  соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правила речевого этикета;
  • использовать различные словари, в том числе мультимедийные;  
  • обогатить активный и потенциальный словарный запас, расширить объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Личностные результаты:

  • представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре;  ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
  • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире,  осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; -  представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

 Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);  ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;  резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный;  критически оценивать содержание и форму текста;
  • формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  • развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Регулятивные УУД:

  • владеть разными способами организации интеллектуальной деятельности и представлять ее результаты в различных формах: приемы отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • уметь определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности);
  • проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
  • уметь предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов;
  • оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть основами коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

2. Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности

Содержание учебного предмета

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык  и культура.

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов.

  • Осознают роль и место русского языка среди других языков мира, роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.
  • Учатся понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение, используя данный тезис, участвуют в аналитической беседе.
  • Определяют национально-культурное своеобразие диалектизмов; характеризуют роль диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
  • Определяют причины заимствований, роль заимствованной лексики в современном русском языке.
  • Классифицируют неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске.
  • Осознают национально-культурную специфику русской фразеологии, источники появления фразеологизмов, подбирают синонимические и антонимические пары фразеологизмов.
  • Формируют навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами.
  • Конструируют предложения с использованием фразеологизмов.
  • Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей, участвуют в аналитической беседе, составляют устное рассуждение по теме.

Раздел 2. Культура речи.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Стилистические особенности произношения и ударения. Синонимы, антонимы, омонимы и точность речи. Смысловые и стилистические особенности употребления. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения. Типичные грамматические ошибки в речи. Национальные особенности речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

  • Определяют место ударного слога, наблюдают за перемещением ударения при изменении формы слова, употребляют в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.
  • Различают синонимы, антонимы, омонимы; выделяют смысловые и стилистические особенности употребления; используют лексические единицы в устной и письменной речи.
  • Определяют основные грамматические нормы языка; учатся распознавать грамматические ошибки, исправлять их в устной и письменной речи.
  • Осознают национальные особенности речевого этикета, используют устойчивые формулы речевого этикета в общении.
  • Пользуются разными видами словарей, преобразовывают информацию из одной формы в другую (схема, таблица).
  • Оценивают собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Речь: функции, приемы построения, виды речевой деятельности. Текст устный и письменный. Тематическое единство текста. Эффективные приемы чтения. Типы текста. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение. Компьютерная презентация. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Развитие речи. Устное сообщение (словарная статья, научное сообщение, презентация)

  • Определяют функции речи, приемы построения, виды речевой деятельности.
  • Характеризуют текст по форме, виду и типу речи, выявляют устойчивые разновидности текста.
  • Определяют признаки текста, озаглавливают, устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями.
  • Определяют особенности разговорной речи, учебно-научного, публицистического, художественного стиля речи, их жанровые разновидности,  составляют тексты различной стилевой принадлежности.
  • Составляют сложный план устного сообщения по заданной теме, отбирают фактологический материал из разных источников, выступают перед одноклассниками, рецензируют чужие ответы.

3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Тема урока

Дата

План

Факт

1

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.

2

Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

3

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

4

Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

5

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов.

6

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Стилистические особенности произношения и ударения.

7

Синонимы, антонимы, омонимы и точность речи. Смысловые и стилистические особенности употребления.

8

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения.  Типичные грамматические ошибки в речи.

9

Национальные особенности речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

10

Речь: функции, приемы построения, виды речевой деятельности.

11

Текст устный и письменный. Тематическое единство текста.  Эффективные приемы чтения. Типы текста.

12

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

13

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение. Компьютерная презентация.

14

Публицистический стиль. Устное выступление.

15

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

16

Развитие речи. Устное сообщение (словарная статья, научное сообщение, презентация)

17

Резерв

Рассмотрено

Протокол заседания Кафедры учителей русского языка и литературы

от «19» августа 2019 г. №1

____________ М.А. Бугаенко

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ В.А. Есина)

«20» августа 2019 г.



Предварительный просмотр:

Утверждено

приказ от 20 августа 2019 г. №145

_______Е.В. Кибальникова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.о. Пущино

Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Родной русский язык»

(базовый уровень)

для 7 класса

Составитель:  Панкратова Н.И.

2019 г.

  Рабочая  программа по родному русскому языку для 7 класса составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Основной образовательной программы СОО МБОУ СОШ № 3 г.о. Пущино Московской области (НОО, ООО, СОО);
  •  Примерной Программы по учебному  предмету  «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.  Протокол от 31 января 2018 года №2/18).

В связи с отсутствием УМК по предмету «Родной русский язык» для достижения планируемых результатов освоения учебного курса родного русского языка на заседании ШМО учителей русского языка и литературы было принято решение (утверждено Приказом директора от 20.08.2019 г. № 145) об использовании  учебника: Русский язык. 7  класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский/. – 8-е изд. –  М.: Просвещение, 2018.

         В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 ч в год (34 учебные недели) и предусматривает изучение курса в 4 четверти учебного года.

  1. Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета, курса.

В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык» в 7 классе

Обучающийся научится:

  • опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;  
  • понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;  -   понимать и истолковывать значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок,  комментировать историю происхождения таких выражений, уместное употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
  • характеризовать лексику с точки зрения происхождения, понимания роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;
  • осознавать изменения в языке; понимать внешние и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
  • овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; -  соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правила речевого этикета;
  • использовать различные словари, в том числе мультимедийные;  
  • обогатить активный и потенциальный словарный запас, расширить объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Личностные результаты:

  • представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре;  ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
  • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире,  осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; -  представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

 Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);  ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;  резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный;  критически оценивать содержание и форму текста;
  • формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  • развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Регулятивные УУД:

  • владеть разными способами организации интеллектуальной деятельности и представлять ее результаты в различных формах: приемы отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • уметь определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности);
  • проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
  • уметь предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов;
  • оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть основами коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

2. Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности

Содержание учебного предмета

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык  и культура.

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Лексические заимствования последних десятилетий.

  • Осознают роль языка как развивающегося явления; выявляют связь исторического развития языка с историей общества, факторы, влияющие на развитие языка.
  • Учатся понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение, используя данный тезис, участвуют в аналитической беседе.
  • Определяют понятия «историзмы», «архаизмы», их роль в историческом развитии языка и общества; выявляют устаревшие слова в произведениях художественной литературы.
  • Получают представления о перераспределении пластов лексики между активным и пассивным запасом слов, о лексических заимствованиях последних десятилетий.
  • Определяют толкование иноязычных слов; учатся уместно употреблять иноязычные слова в речи.
  • Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей, участвуют в аналитической беседе, составляют устное рассуждение по теме.

Раздел 2. Культура речи.

Русская орфоэпия.  Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях. Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи.  Грамматические нормы современного русского литературного языка. Грамматические ошибки в образовании формы глаголов, причастий, деепричастий, наречий. Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. Невербальный (несловесный) этикет общения.

  • Определяют место ударного слога, наблюдают за перемещением ударения при изменении формы слова, употребляют в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; формируют навыки постановки ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях.
  • Определяют термин «пароним».
  • Выявляют смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление паронимов в речи.
  • Определяют типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов, учатся находить и исправлять их.
  • Знают основные грамматические нормы языка; нормы употребления глаголов, причастий, деепричастий, наречий; учатся распознавать грамматические ошибки, исправлять их в устной и письменной речи.
  • Осознают национальные особенности речевого этикета, знают правила русской этикетной речевой манеры общения; знают о запрете на употребление грубых слов, выражений, фраз; учатся использовать невербальный этикет в общении.
  • Пользуются разными видами словарей, преобразовывают информацию из одной формы в другую (схема, таблица).
  • Оценивают собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Традиции русского речевого общения. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор. Публицистический стиль. Путевые записки. Язык художественной литературы. Притча.

  • Определяют функции речи, приемы построения, виды речевой деятельности; выделяют традиции русского речевого общения.
  • Определяют основные признаки текста: смысловую цельность, информативность, связность.
  • Выявляют особенности разговорной речи; определяют термины «беседа», «спор», виды споров; правила поведения в споре; учатся управлять собой и собеседником; овладевают корректными приемами ведения спора.
  • Определяют особенности публицистического стиля речи, его жанровые разновидности,  составляют текст публицистического стиля речи на основе его языковых и композиционных признаков.
  • Выявляют особенности жанра притчи.
  • Составляют сложный план устного сообщения по заданной теме, отбирают фактологический материал из разных источников, выступают перед одноклассниками, рецензируют чужие ответы.

3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Тема урока

Дата

План

Факт

1

Русский язык как развивающееся явление.

2

Связь исторического развития языка с историей общества.

3

Факторы, влияющие на развитие языка.

4

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

5

Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте.

6

Лексические заимствования последних десятилетий.

7

Русская орфоэпия.  Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях.

8

Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи.

9

Грамматические нормы современного русского литературного языка. Грамматические ошибки в образовании формы глаголов, причастий, деепричастий, наречий.

10

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения.

11

Невербальный (несловесный) этикет общения.

12

Язык и речь. Традиции русского речевого общения.

13

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.

14

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор.

15

Публицистический стиль. Путевые записки.

16

Язык художественной литературы. Притча.

17

Повторение изученного

Рассмотрено

Протокол заседания Кафедры учителей русского языка и литературы

от «19» августа 2019 г. №1

____________ М.А. Бугаенко

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ В.А. Есина)

«20» августа 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному (русскому )языку

Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский...

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе

В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...