Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Тихонова Любовь Викторовна

Интересна разработка урока  в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog._karta_imya_sushch_5_kl.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Имя существительное как часть речи

Тип урока

Урок объяснения

Цели урока

Предметные: повторить изученное о самостоятельных и служебных ЧР; дать понятие о морфологии; повторить изученное об ИС; показать морфологические признаки ИС. 

Метапредметные:  развивать в учащихся умение анализировать языковой материал, рассуждать, сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;  развивать навык устной и письменной речи.

Личностные: совершенствовать владение речевым этикетом, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родному языку, природе, формировать интерес к исследовательской работе.

Основные термины

и понятия

Морфология, части речи, имя существительное  

Образовательные

ресурсы

  1. Учебник Русский язык. 5 кл./   Т. А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова,.; науч. ред.  Н. М. Шанского. – М.: Просвещение, 2017
  2. Учебная доска.
  3. Индивидуальные кластеры, схемы «Имя существительное».

Планируемые результаты

Предметные результаты

1. Умение определять предмет изучения морфологии

2. Умение определять морфологические признаки существительного  

3.  Умение различать постоянные и непостоянные признаки ИС

Личностные результаты

1. Осознание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, его эстетической ценности.

2. Увеличение объема словарного запаса.

3. Усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения.

Метапредметные результаты

1.  Способность определять цели учебной деятельности.

2. Овладение приемами отбора и систематизации материала по теме.

3.    Применение приобретенных  знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

                                                                                                                 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формирование

конкретного образова-тельного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды и формы организации деятельности учащихся

 

Этап 1. Организация урока – 1 мин

Умение ставить перед собой цели, организовывать свою деятельность.

– Здравствуйте, ребята! Открываем тетради, записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы.

– Все готовы к уроку? Кто отсутствует.

Осмысление целей и задач;

подготовка к восприятию темы.

Этап 2.  Актуализация знаний  – 5 мин

Совершенствование знаний, умений, навыков по пройденной  теме.

Умение логично излагать и аргументировать свои мысли, подкрепляя их примерами из домашней работы.

Фронтальный опрос

– Вспомним ,  какие мы знаем части речи?  Сегодня мы попадём на необычную улицу. Эта улица так и называется «Улица частей речи». А в гости в дом №1 мы обязательно попадём, если отгадам загадку

Всему название дано: и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами, 
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Оно живет ведь в мире этом, 
Даёт название предметам.

– Верно. О чем пойдет речь на уроке.

– Какие цели поставим перед собой?

– Запишите тему урока «Имя существительное как часть речи »

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ХЛЕБ ЯЗЫКА.

                                           Л. Успенский.

- Почему Успенский назвал сущ. хлебом языка?

                                                                                 

ИС, ИП, ГЛ, Нч, ИЧ, МС, предлог, союз, частица, междометие

– Самостоятельные: ИС, ИП, Гл, Мс, Н,Ч, Служебные : союз, предлог, частица. Отдельная часть речи – междометие.

– Об имени существительном

– Повторить сведения об ИС; вспомнить морфологические признаки, синтаксическую роль ИС.

Этап 3. Объяснение нового материала –20 мин

Усвоение знаний об ИС

Умение извлекать необходимую информацию из текста.

Умение сравнивать, анализировать, сопоставлять материал

1. Наблюдение над языковым материалом  

– Скажите, а вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»?

Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками .

Мы сегодня будем помогать собирать эти подснежники.  Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных  и будем собирать в корзину не только  подснежники, но и признаки имени существительного.

2. Выполнение заданий

1 подснежник

– На какой вопрос отвечает и что обозначает ИС?  Докажем это

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

Согласны ли вы, что данные слова обозначают предметы?

Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?

– Сделаем вывод

2 подснежник

На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…

– Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах

–  Как определить род существительного?

– Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам

1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,
Без ног,
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)

Подснежник №3

– Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определённый дом. 

Мама          поле                рожь

Папа           сарай        дочь

Дядя            окно              мышь

-По какому принципу распределились слова?

 Почему? От чего это зависит?

 – Сколько склонений у существительных?

 – Как определить склонение имен существительных?

– Выполним задание:

Олень, дочь, мужчина . Собака, книга, девочка. Москва, город, Россия.  Песня, море, листопад.  Ключи, уроки, класс.

Физкультминутка

Подснежник №4

– Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка.

На одном берегу живут существительные единственного числа они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются). 

Распределительный диктант по вариантам.

Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки

Подснежник №5

– Добрались мы и до поляны Падежей.

Повторим название падежей и падежные вопросы. 

 Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж.

Подснежник № 7

Дочка, лейка, собака, стол, учитель, межведь.

-По какому принципу распределены слова?

Подснежник № 8

Корабль, Анна, Елена, Максим, пенал, карандаш, Есенин.

-По какому принципу распределены слова?

– ИС отвечает на вопрос кто? Что? И обозначает предмет

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

3) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

4) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

6) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

Всё, что называет предметы, существует, это имя существительное.

– В зависимости от рода.

–  Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

–Ж. р. : ель, книга

М.р.: волк, ветер

Ср. р: гнездо , солнце

– ИС могут относится к одному из трех родов.

– Каждое существительное относится к определенному склонению

– Всего 3 склонения: к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Существительные изменяются по числам.

И. п.

Р.п.

Д.п.

В. п.

Т.п.

П.п.

Одушевлённые  -  неодушевлённые

Собственные – нарицательные

 Этап 4. Первичное закрепление изученного –     15 мин

Умение применять полученные знания на практике.

1. Работа с учебником

– Обратимся к учебнику. Выполним упр 473

2. Работа с кластером «Имя существительное»

Работа  в  парах.

3.Павел чистил снег возле крыльца. Синтаксический разбор предложения.

– Каждое существительное относится к определенному склонению

– Всего 3 склонения: к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Этап 5. Домашнее задание – 1 мин

Умение осуществлять самоконтроль за собственной деятельностью, само-стоятельно организовы-вать деятельность.

Откройте дневники, запишите д/з. упр 476

Учащиеся записывают задания в дневник, задают вопросы по нему.

Этап 6. Подведение итогов, рефлексия- 3 мин.

Умение осуществлять самоконтроль и самокоррекцию,

совершенствование  умения обобщать изученный материал.

1.Ребята,подведем итоги проделанной нами работы.
– Что нового вы узнали?

– Что такое ИС?

2.Оценивание работы класса в целом и индивидуально конкретных учеников с комментариями оценок. Рефлексия.

Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Какие трудности у вас возникли?

– Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

-Каждый говорит свой вариант.

– ИС – это самостоятельная часть речи, кт обозначает предмет, явление, и отвечает на вопрос кто? Что? ИС относятся к  3м родам, изменяются по падежам.

2. Анализируют свою деятельность и выявляют причины того, что получилось, а что нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"

Подробное описание урока в соответствии с  требованиями  ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Технологическая карта урока русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных резуль...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе

Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...