Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Первый урок в этой теме. Содержит занимательный материал, даны разноуровневые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для уроков русского языка в 7 классе | 747.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
_________________________________________________________
Тема: Наречие как часть речи
Цели :
Деятельностная: научить детей структуризации полученных знаний, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученные способы действий в рамках изученной темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретённым опытом и его значение для последующего обучения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: опознавание и анализ наречий, осознание роли наречий в тексте, употребление наречий в речи, знать морфологические особенности новой части речи – наречия.
Метапредметные:
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков, расширяют свой словарный запас, осознают роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и нравственных качеств личности.
Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.
Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.
Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология, проблемный метод, деятельностно – практичекий метод.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) учебник «Русский язык 7 класс» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., презентация к уроку, компьютер, видеопроектор.
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации | Универсальные | Промежуточный |
1.Мотивация к учебной деятельности | Учитель создает условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. - Добрый день, ребята! Каково ваше сегодняшнее настроение. -Ребята, как бы вы хотели, чтоб этот день в школе прошел для вас? ( прекрасно, хорошо) - А как вы будете работать на этом уроке? (усердно, быстро, старательно) | Оценивают свою готовность к уроку. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. | |||
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). –Молодцы! А какими словами вы только что отвечали на мои вопросы? - Правильно. Именно об этих словах будет наше следующее стихотворение: Я никогда не изменяюсь - Вы, наверное, уже догадались, к какой части речи относятся данные слова, ребята? (наречие) - Что такое наречие? (часть речи) - Какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология) - Прочитайте текст на слайде. Как вы думаете, почему подчёркнуты некоторые слова? Кабинет в ялтинском доме Чехова был небольшой, скромный. Слева располагался письменный стол, а за ним маленькая ниша, освещённая сверху крошечным оконцем. Коричневый кафельный камин находился у стены справа. Наверху оставлено не заделанное плиткой местечко, и в нём небрежно, но мило написано красками вечернее поле с уходящими вдаль стогами – это работа Левитана. - На какие вопросы отвечают эти слова? Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Подводит к выводу о том, что часть речи, которая подчёркнута в тексте, – наречие. | Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Групповая, ин-дивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других | Уст- в тетрадях |
3.Целеполагание и построение выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам, работа | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Итак, какова тема нашего урока? Правильно, молодцы! Наречие – тема нашего урока. Эта часть речи уже изучалась в курсе русского языка. Точнее, наречие как часть речи. - Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия? – Давайте послушаем рассказ самого Наречия. РАССКАЗ НАРЕЧИЯ: И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством. (Показать общее значение, морфологические признаки наречий; развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении) Работа с материалом учебника (с. 91–92).
| Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы, работают с учебником | Фронтальная, индивидуальная | Уст- задают вопросы для уточнения информации | |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа | Обсуждение итогов работы с материалом учебника (Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы как, где, куда, откуда, когда. Наречие неизменяемая часть речи, не имеет окончания и зависит от глагола. В предложении играет роль обстоятельства ). - Правильно ли мы рассуждали, составляя кластер, давайте, проверим из материала учебника. Для этого выполним упражнение 218 из учебника. Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность приемов работы с книгой. | Отвечают на вопросы, выполняют задания, выделяют главное | Групповая, индивидуальная | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность | Зада- ют вопросы, уст- |
5. Физминутка | У оленя дом большой. Он глядит в своё окошко. Зайчик по лесу бежит, В дверь к нему стучит: «Тук – тук, дверь открой, Там охотник очень злой!» «Зайка, зайка, забегай, лапу мне давай!» | Выполняют упражнения под стихотворение | ||||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров | Задание 1. -Какую роль играют наречия в нашей речи? (Наречия делают нашу речь более точной и выразительной). -Как метко и красиво использовали писатели наречия в своих произведениях. Вспомним наречия, которые используются в пословицах и поговорках. Чтобы выполнить это задание мы разделимся на 3 группы. - Вы должны вставить наречия вместо пропусков в пословицы и поговорки. 1 группа. У милого дитяти ….. имён. Кто детям потакает, тот ….. слезу проливает. Яблоко от яблони …… падает. 2 группа. Не руби ….. , не говори …… . ….. не забегай, а от своих не отставай! Без хлеба куска …… тоска. 3 группа Говорит ……, а глядит ….. . Сделал дело – гуляй ….. . Сделаешь …… - курам …… . Проверка вставленных наречий. | Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение заданий и уп- в тетрадях, уст- |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Задание 3. - Следующее задание у нас разноуровневые. Для сильных учащихся : замените фразеологизмы наречиями (устно). 1. Положа руку на сердце – честно. 2. У черта на куличках – далеко. 3. Рукой подать – близко. 4. Как в аптеке – точно. 5. Черным по белому – ясно. 6. Битый час – долго. 7. Бок о бок – рядом. 8. На вес золота – дорого. 9. Душа в душу – дружно. Для слабых учащихся раздать карточки с ребусами.
Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Дополняет ответы. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний, Записывают полученные наречия в тетрадь | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли | Оценивание учащихся за работу |
8. Рефлексия | -А сейчас подведём итоги урока. -Каким для вас был этот урок? - Чтобы это узнать, составьте синквейн. | Составляют синквейн по итогам урока | 5 – 7 синквейнов читают сами дети | Анализируют свою работу | ||
9. Домашнее задание. | Стр.92 выучить правило, упр. 221стр.93. По желанию составить красочные ребусы на тему «Наречие». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.
Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования представления...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"
Подробное описание урока в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"
В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»
Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"
Технологическая карта урока соответсвует требованиям ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...