Дополнительная программа «Живое слово». 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

               Дополнительная программа «Живое слово».  9 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl_zhivoe_slovo._2018-19uch.g.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

               Дополнительная программа «Живое слово».  9Б класс

                                       Пояснительная записка.

 Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения — нравственно-эстетическую.

 С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у них стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  «Живое слово».

 Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю. Всего 34 часа.

 Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся  с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний  технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащимся раскрыть свои творческие способности.

 Основная цель программы —  через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

 Задачи курса:

      * освоение учащимися более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

       * формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

         * развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

         * развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

 Определяющее направление в предстоящей работе — научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь    целостный анализ поэтического произведения:                                            умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;                                                                           постижение поэтической идеи;                                                                                                                                      знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

 Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям.

Ожидаемый результат:                                                                                                                                                    рост познавательной  и творческой активности у ребят;

 увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой;                                   формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;                            развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;                              повышение уровня обученности школьников и качества знаний в  области литературы.

                           Содержание программы

1. Вводное занятие. (1) Что такое поэзия?  Понятие слова «поэзия»                                                                    2. Поэтические жанры. (2) Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.                     3. «Я знаю силу слов…» (1)                                                                                                                                           Назначение поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.                                                                     4. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (5)                                                                      Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.  Конкурс стихотворений о природе.                                                                                                         5. Системы стихосложения. (2)                                                                                                                                  Виды систем стихосложения.  Составление буриме.                                                                                                6. Размеры стиха. (2)  Двухсложные и трехсложные размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий.                                                                                                                                                     7. Строфика. (4) Онегинская строфа. Сонет. Четверостишие. Двустишие. Трехстишие. Пятистишие. Октава. Анализ поэтических произведений русских классиков.                                                    8. Рифма. «Поход за вдохновением». (4)                                                                                                                       Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифма. Верлибр.                                                                                                                             Конкурс стихов, посвящённый временам года.                                                                                                          9. Поэзия и штампы. (1)                                                                                                                                                 Понятие «штамп» в литературе                                                                                                                                  10. Стили речи. (4)                                                                                                                                                           Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  Типы речевых ошибок и способы их исправления.                                                       11. Поэзия и живопись. (4)                                                                                                                                           Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием. Переложение репродукций на стихотворный текст.                                                                                                                           Экскурсия в музей ИЗО.                                                                                                                                              12. Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2)                                                                                                Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение. Наложение стихов на музыку.                       13. Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2)                                                                            Обобщение знаний и подведение итогов

                               Календарное  планирование

Содержание

Кол-во час.

1

Вводное занятие.

1

2

Поэтические жанры.

2

3

«Я знаю силу слов…»

1

4

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

5

5

Системы стихосложения.

2

6

Размеры стиха.

2

7

. Строфика.

4

8

Рифма. «Поход за вдохновением».

4

9

Поэзия и штампы.

1

10

Стили речи.

4

11

Поэзия и живопись.

4

12

Музыка в поэзии.

2

13

Итоговое занятие. Ярмарка талантов.

2

Итого:

34

                                                                                         

  Ожидаемые результаты к концу обучения:

 1. Учащиеся должны знать:                                                                                                                                        — основы теории литературы;                                                                                                                                      — композицию литературного произведения;                                                                                                               — жанровое разнообразие литературы;                                                                                                                     — изобразительно-выразительные средства поэтического языка;                                                                            — систему стихосложения;                                                                                                                                           — размер стиха.

 2. Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                         — отличать прозаическое произведение от поэтического;                                                                                      — писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;                                                                        — подбирать рифму;                                                                                                                                                     — рифмовать строфы в разных размерах;                                                                                                                  — декламировать литературные произведения.

 Литература для педагога:

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.                                                      2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний).                                                                                                  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произ ведения и  читательское восприятие школьни-ков. – Л., 1974.                                                                                                                                                              4.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.                                 5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.                                              6. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово»,  5  класс ...

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разной степени)

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)   КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА  «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ  (рассчитана на  детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разно...

Рабочая программа Живой мир 6 класс 1 полугодие

Рабочая программа для 6 класса...

Рабочая программа "Живое слово 5 класс"

Рабочая программа "Живое слово 5 класс"...

Социально- образовательный проект "Родная речь" Программа кружка дополнительного образования "Живое слово"

Проект был разработан для образования, реабилитации и коррекции воспитанников социально - реабилитационного центра. Проект включает повседневную работу по развитию речи детей, а также работу в рамках ...

КТП "Живое слово" (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-х классов (из расчета 34 учебных недели – 17 часов в год)....