Интеллектуальная игра по фразеологии «Гранит науки»
план-конспект занятия по русскому языку (7, 8 класс)

Еремеева Ирина Юрьевна

Игра для учеников 7-8 классов

Цели:

  1. В игровой форме повторить материал по фразеологии;
  2. Развивать навык точной и правильной речи;
  3. Воспитывать внимательность.

 

Оборудование: презентация, жетоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_po_frazeologii.doc609 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по фразеологии «Гранит науки»

Цели:

  1. В игровой форме повторить материал по фразеологии;
  2. Развивать навык точной и правильной речи;
  3. Воспитывать внимательность.

Оборудование: презентация, жетоны.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя

Ребята, сегодня у нас состоится интеллектуальная игра по фразеологии «Гранит науки». В состав какого фразеологизма входит это словосочетание? Объяснтие, что оно значит?

(1 жетон – за верно названный фразеологизм, 1 жетон – за правильно сформулированное значение)

2. Разминка

Определите значения фразеологизмов:

  • взять себя в руки;
  • грести лопатой;
  • вилами по воде писано;
  • набрать в рот воды;
  • больное место;
  • водить за нос;
  • тертый калач;
  • от корки до корки;
  • белые мухи;
  • жить на широкую ногу;
  • ни жив, ни мертв;
  • маменькин сынок;
  • обещать златые горы;
  • как в воду глядел;
  • как рыбы в воде;
  • черепашьим шагом;
  • как в воду опущенный;
  • как белка в колесе;
  •  ждать у моря погоды.

( по 1 жетону – за правильно сформулированное значение)

3. Фразеология и синтаксис

А) Составьте с выражением по 2 предложения. В одном используйте его как фразеологизм, в другом – как свободное словосочетание:

Проглотить пилюлю.

Чем являются эти выражения в каждой паре предложений по отношению друг к другу?

(1 жетон - за правильно сформулированное значение, по 1 жетону за правильно составленное предложение, 1 жетон – за ответ на вопрос)

Б) Разберите предложение по членам:

Денег у нас кот наплакал.

Зачем ты перед ним на цыпочках ходишь?

(по 1 жетону за правильно разобранное предложение)

4. Фразеология и стилистика

Какие из приведённых фразеологизмов свойственны официально-деловому стилю речи?

В рабочем порядке, золотая середина, лезть на рожон, повестка дня, ни кола ни двора, буква закона, смотреть сквозь пальцы, держаться в рамках, ломать голову, держать в курсе, приводить в соответствие.

( по 1 жетону – за ответ на вопрос)

5. Фразеология и культура речи

Есть ли речевые ошибки в предложениях? Исправьте.

Они такие враги, что их водой не разольёшь.

Чтение книг играет особое значение в воспитании человека.

( по 1 жетону – за ответ на вопрос)

6. Фразеология и культура

Многие фразеологизмы пришли в язык из культуры разных народов. Ваша задача – опираясь на представленные иллюстрации, назвать фразеологизм и объяснить его значение.

Фразеологизмы, пришедшие из античной культуры:

  

  

Фразеологизмы, пришедшие из славянской культуры:

 

 

(1 жетон – за каждый правильно названный фразеологизм, 1 жетон – за каждое правильно сформулированное значение)

7. Конец игры. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шоссе светофорных наук - интеллектуальная игра-соревнование

Интеллектуальная игра-соревнование для младшего школьного возраста поможет в работе по пропаганде Правил дорожного движения....

День науки и искусства, посвященный дню рождения М. В. Ломоносова: интеллектуальная игра "Эрудит" 6, 7 и 8 классах

Интеллектуальная игра, во время которой ученики становятся студентами университета и отвечают на вопрсы экзаменаторов - жюри. Используется исторический материал о М.И.Ломоносове в виде сценки из его д...

Интеллектуальная игра "Созвездие наук"

Интеллектуальная игра для знатоков естественных наук....

Интеллектуальная игра «Науки юношей питают»

Игра о  о жизни и деятельности М.В.Ломоносова....

Интеллектуальная игра "География и другие науки"

Интеллектуальная игра "География и другие науки" позволяет  расширить кругозор учащихся, мотивировать ребят на углубленное изучение предмета, показать связь географическо...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Кто хочет стать миллионером» «Фразеология. Источники фразеологизмов. Культура речи»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА«Кто хочет стать миллионером»  ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:«Фразеология. Источники фразеологизмов. Культура речи»(6 класс, после завершения из...