Работа с текстом
материал по русскому языку (7 класс)

Гайфуллина Алсу Асгатовна

Работа с текстом  для подготовки к ВПР по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Текст 1

Прочитайте текст  и выполните задания 1−5.

(1)На околице села Михайловского, почти возле калитки в усадьбу великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, стоит старая-престарая сосна. (2)От неё хорошо видны все окрестные поля, озёра, холмы, нивы, деревни, воспетые Пушкиным. (3)Сосне этой более трёхсот лет. (4)Это не просто древняя, огромная, красивая сосна. (5)Она живой памятник Великой Отечественной войне 1941−1945 годов. (6)Тогда сосна стояла на передовой линии фронта, которая тянулась по берегу реки Сороти.

(7)Отгремели кровопролитные бои, закончилась страшная война. (8)И началась для Михайловского новая жизнь. (9)Пришли заботливые люди, которым государство поручило восстановить заповедник, поруганные памятные места, залечить раны на деревьях. (10)Ведь Михайловское является не просто родовым поместьем Пушкина, это особое место — место поклонения гениальному поэту и писателю, его великому таланту. (11)Здесь место его вдохновения.

(12)Лесники нашли сосну тяжело больной, её ствол был пробит во многих местах пулями и осколками снарядов. (13)Лесники увидели вокруг неё воронки от взрывов мин. (14)Это было эхо войны. (15)Разве могли люди остаться равнодушными к искалеченному дереву-герою! (16)И они сделали всё, чтобы вылечить дерево и продлить его жизнь. (17)Старый герой ожил.

(18)Если вам доведётся побывать в Михайловском и вы пойдёте по околице, остановитесь у славного дерева, поклонитесь ему. (19)Это герой нашего времени. (20)Живой современник и друг великого поэта достоин нашего уважения.

 

1.Определите и запишите основную мысль текста.

2. Почему, по мнению автора текста, после войны было решено восстановить заповедник в Михайловском? Запишите ответ.

3.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12−13 текста. Запишите ответ.

4.В предложениях 13−15 найдите слово со значением «отголосок, отзвук». Выпишите это слово.       5.В предложениях 15−17 найдите синоним к слову «безразличный» и выпишите его.

                                                    Ключ

1. Древняя сосна в Михайловском — живой памятник, современник и друг Пушкина, достойный нашего уважения и поклонения.

2.Михайловское является не просто родовым поместьем Пушкина; это место поклонения гениальному поэту и писателю, его таланту и творчеству, место его вдохновения.

3. В предложениях 12−13 представлено описание. Описание — это тип текста, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

4. В предложении 14 есть слово «эхо», которое имеет значение «отголосок, отзвук».

5. В предложении 15 есть слово «равнодушными», которое является синонимом к слову «безразличный»

Текст 2

Прочитайте текст  и выполните задания 1−5.

         (1) Телега въехала в вековой сосновый лес. (2) В траве, на обочине дороги что-то белело. (3) Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. (4) На ней была надпись чёрной краской. (5) Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр Маленца и Петровского — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники пушкинские строфы.

(6) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.

     (7) Я вспоминаю леса, озёра и небо. (8)Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времён. (9)Здешняя природа не тронута никем.

        (10) Её очень берегут. (11) Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землёй, чтобы не ставить столбов. (12) Столбы сразу же разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест.    (К. Г. Паустовский)

1.Определите и запишите основную мысль текста.

2. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-12. Запишите ответ.

3. Почему Михайловское производит на автора текста особое впечатление? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

4. Определите и запишите лексическое значение слова «вековой» из предложения 1. Вековой — ...

5. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 2-3, выпи-шите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

6.Объясните значение пословицы «Терпение и труд всё перетрут», запишите Ваше объяснение.

Ключ

1. Основная мысль текста: места, где жил и творил А. С. Пушкин, дороги сердцу русского человека как святыня.

2. повествование.

3. 1. Ответ на вопрос, например: В Михайловском всё напоминает о великом русском поэте А. С. Пушкине, поэтому оно производит на автора столь трепетное впечатление.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;

2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: внезапной лирической силой, пушкинское очарование, строфы всюду.

4. Вековой — старый, столетний.

Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение.

5. 1. Распознавание стилистически окрашенного слова: соскочил.

2. Соскочил — спрыгнул.

Могут быть подобраны другие синонимы.

6.Данная пословица обозначает: только труд и усердие помогут преодолеть любое препятствие и справиться с любым делом.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Текст 3 

Прочитайте текст  и выполните задания 1−6.

(1)Вот и пришла осень. (2)Вечер наступает рано, а темные низкие тучи делают и день похожим на сумерки. (3)Сиротливо выглядят голые кусты и деревья. (4)Лес пустой и неживой. (5)Даже белоствольные березы кажутся какими-то серыми, потускнела зелень елок, а огромные дубы сделались похожими на огромные чудища, протянувшие во все стороны корявые лапки-суки. (6)Все спит и в то же время ждет чего-то.

(7)Все ждут не дождутся снега. (8)А белые хлопья частенько летят на подмороженную землю, стараются прикрыть ее полупрозрачной накидной, а то и толстым одеялом. (9)Но недолговечно это одеяние. (10)Пролежит день-другой, да и растает. (11)Но совсем недолго осталось природе ждать того дня, когда заискрится, засверкает все вокруг, выше станет небо, просторнее земля.

(12)Снег подарит полянам и опушкам свой белый свет, всем одинаковый, словно решит на время примирить их соперничество в красоте.

(По Т. Горовой) 

1. Определите  и запишите основную мысль  текста.

2. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что осень – унылая пора? Запишите ответ.

3. Определите,  какой тип речи представлен  в предложениях 1-6 текста.  Запишите ответ.

4. В предложениях  1−6 найдите  слово со значением «Холодно, уныло, тоскливо, одиноко, пусто». Выпишите это слово.

5. В предложениях 1-6 найдите антоним к слову  «полный» и выпишите  его.

Ключ

  1. Основная мысль текста: Все ждут не дождутся снега.

2.: Сиротливо выглядят голые кусты и деревья. Лес пустой и неживой.  

       3.описание

       4.сиротливо

        5.пустой

Текст 4

Прочитайте текст  и выполните задания 1−6.

(1)Весною степь как зелёное море. (2)А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым.

(3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. (4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. (5)А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. (6)А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.

(7)На восходе ковыли, словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает.

(8)Но чудо-чудное − степь на закате! (9)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. (10)И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки.

(11)Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем.

(12)Хороша степь и днём, и ночью! 

1. Определите  и запишите основную мысль  текста.

2. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что степь напоминает море? Запишите ответ.

10. Определите,  какой тип речи представлен  в предложениях 8-10 текста.  Запишите ответ.

11. В предложениях  8-10 найдите  слово со значением «Мягкий, лёгкий». Выпишите это слово.

12. В предложениях 8-10 найдите антоним к слову «горячий» и выпишите  его.

Ключ

1. Основную мысль  текста. Хороша степь и днём, и ночью!

2. Весною степь как зелёное море. Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь.  

3. описание

4.пушистый

5.холодный / холодного

Текст 5

Прочитайте текст  и выполните задания 1−6.

(1)Ёжик – загадочный друг детства. (2)Все его знают, все его любят, все его находили. (3)Знаменит он своими острыми колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли. (4)У каждого юного натуралиста, любителя природы, был когда-нибудь ёж.

      (5)Кажется, всё известно об этом хищном зверьке. (6)Любит он молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой. (7)При тревоге ёжик сворачивается в колючий шар, если трогать – грозно пыхтит и поддаёт иголками. (8)А если не трогать, то он скоро высунет из колючек свой мокрый нос, пошмыгает им и выставит глазки. (9)Нет никого – покатится колобком. (10)Ну а если домой взять да приласкать, ёж скоро и сворачиваться перестанет. (11)И иголки его в одну сторону лягут – хоть гладь, как котёнка. (12)Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун.

      (13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна. (14)Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж будто бы весною… поёт! (15)Поёт по-настоящему! (16)Ежиное пение чем-то похоже на птичье. (17)Сам я поющего ежа не слыхал, но рассказы об этом слышал не раз. (18)Непременно бы надо проверить. (19)У каждого зверя, птицы, рыбы, насекомого – у всего живого на нашей планете есть свои секреты. (20)Человеку предстоит разгадать эти тайны, чтобы познать мир природы. (По Н. Сладкову)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что всем знакомый ёж – загадочный зверёк? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13−15 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 12–14 найдите слово со значением «любящий говорить правду, честный». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 11−13 найдите антоним к слову «дикий» и выпишите его.

Ключ

1.У ежа, как и у всего живого на нашей планете, есть свои секреты, и человеку предстоит разгадать их, чтобы познать мир природы. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

2. У знакомого всем ежа тоже есть тайна: оказывается, ёжик может петь, его пение напоминает птичье. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

3. Рассуждение.

4. Правдивый

5. Домашний; домашним


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...