Программа курса по русскому языку "Учись писать грамотно"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Галактионова Ольга Стефановна

Рабочая программа курса по выбору  "Учись писать грамотно" предназначена для учащихся 9 класса. Включает в себя следующие разделы: планируемые результаты, содержание программы, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch_kurs_po_russk._yaz._9_kl.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено                                

Согласовано

Утверждена

на заседании ШМО учителей

 русского языка и литературы

Заместитель директора по

УР

Приказ от

Протокол №    от

«    »                   2017г.

Директор школы

Алексеева Н.В.

Руководитель МО Курзанцева А.П.

Галактионова О.С.

Рабочая программа

курса по выбору «Учись писать грамотно»

на 2017-2018 учебный год

Рабочую программу

составила

Галактионова Ольга Стефановна,

учитель русского языка и литературы

Велиж

2017

Место учебного  курса «Учись писать грамотно»

В  учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа в IX классе на учебный курс отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).

I.Планируемые  результаты освоения  учебного курса   в 9 классе

Личностные результаты :

  • российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной;
  • знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества ;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;    готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Метапредметными результатами изучения учебного курса «Учись писать грамотно» является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • выражать свое отношение к природе через сочинения, проектные работы.
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

Предметные результаты:

-выполнение орфографического анализа текста, знакомство с особенностями употребления в речи слов с иноязычными приставками;

-знакомство с происхождением некоторых труднопроверяемых слов, умение производить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы, выполнение корректуры текста;

-умение анализировать речевые ошибки, связанные с синтаксическим управлением, анализировать и исправлять ошибки, связанные с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи;

-проведение наблюдения над использованием производных предлогов в научном тексте;

- понимание особенностей употребления в речи однородных членов предложения с целью создания экспрессивности, анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений  с однородными членами, ознакомление с особенностями употребления однородных членов предложения в художественной речи;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

В результате изучения  учебного курса в 9 классе ученик должен: знать и понимать:

Ученик научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и

справочников; использовать ее в процессе письма.

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,

основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного текста.

• обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

 • выступать перед аудиторией с небольшим докладом;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию художественного текста, анализировать и комментировать ее в устной форме.

 воспринимать и анализировать художественный текст;

 выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику текста;

характеризовать особенности композиции, роль изобразительно- выразительных

средств;

• анализировать синонимические средства морфологии;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

II.    Содержание учебного предмета

Тема 1. Правописание приставок (2ч.) Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.

Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов (2 ч.)

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста.

Тема 3. Употребление Ь и Ъ (2 ч.).

Употребление Ь в числительных. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста.

Тема 4. Дефисные написания (1 ч.)

Дефисные написания сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

Тема 5. Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов (3 ч.)

Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных.

Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и суффиксах наречий. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Анализ речевых ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи.

Тема 6. Правописание предлогов, союзов, частиц (1 ч.)

Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НИ и НЕ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.

Тема 7. Употребление тире в простом и сложном предложении (1 ч.)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, в художественной речи.

Тема 8. Знаки препинания при однородных членах предложения (2 ч.)

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.

Тема 9. Обособление второстепенных членов предложения (2 ч.)

Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами.

Тема 10. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений (1 ч.)

Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной  и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обращениями и вводными словами.

III.  Учебно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

1-2

Правописание приставок

2

3-4

Правописание гласных и согласных в корне слов

2

5-6

Употребление Ь и Ъ

2

7

Дефисные написания

1

8-10

 Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов

3

11

Правописание предлогов, союзов, частиц

1

12

Употребление тире в простом и сложном предложении (1 ч.)

1

13

Знаки препинания при однородных членах предложения (2 ч.)

1

14

Промежуточная аттестация, итоговое тестирование

1

15-16

Обособление второстепенных членов предложения (2 ч.)

2

17

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений (1 ч.)

1

Всего: 17 часов

Календарно - тематическое  планирование учебного курса «Учись писать грамотно» в 9 классе

п/п

Тема

Колич.

часов

Дата проведения

Примечание

1-2

Правописание приставок

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре.

2

3-4

Правописание гласных и согласных в корне слов.

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И..

2

5-6

Употребление Ь и Ъ

Употребление Ь в числительных. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста.

2

7

Дефисные написания

Дефисные написания сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов.

1

8-10

Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов

Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных.Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и суффиксах наречий.

3

11

Правописание предлогов, союзов, частиц

Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НИ и НЕ, их различение на письме.

1

12

Употребление тире в простом и сложном предложенииТире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, в художественной речи.

1

13

Знаки препинания при однородных членах предложения

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

14

Промежуточная аттестация, итоговое тестирование

1

15-16

Обособление второстепенных членов предложения

Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами.

2

17

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений

Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной  и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обращениями и вводными словами.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"

Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...

Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»

Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является  межпредметным  и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Программа курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» 9 класс

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, созда...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)

Рабочая учебная программа элективного курса  «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)    для обучающихся 8 класса...

Программа элективного курса по русскому языку "Абсолютная грамотность" для обучающихся 9 классов

Элективный курс предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. Вопросы, рассматриваемые ...