Задания для промежуточной аттестации по русскому языку в 10 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Обучающимся предлагается два варианта тестовой работы по русскому языку в формате ЕГЭ в качестве проверки знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПА по РЯ в 10 классе27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценивания

Работа по русскому языку включает в себя 14 заданий в формате ЕГЭ. Все задания, кроме 8, оцениваются 1 баллом (при условии полного совпадения ответов). Задание 8 может быть оценено от 0 до 5 баллов в зависимости от количества правильных ответов.

Максимальное количество баллов – 18.

«5» - 17-18 баллов

«4» - 13-16 баллов

«3» - 8-12 баллов

«2» - 0-7 баллов

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

1.34

2.такие (эти)

3.1

4.аэропорты

5.гарантийном

6.мокрую

7.шестисот

8.А-8 Б-7 В-6 Г-9 Д-2

9.25

10.1345

11.345

12.345

13.невежда

14.навстречу тотчас

1.41

2.согласно

3.1

4.обострить

5.высоком

6.свою

7.инженеры

8.А-3 Б-1 В-4 Г-9 Д-7

9.13

10.135

11.1235

12.1245

13.неистово

14.ввиду чтобы

Вариант 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...> состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний — жидком, твёрдом или газообразном — и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

3) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние — жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

4) Своё агрегатное состояние — жидкое, твёрдое или газообразное — многие вещества меняют в процессе охлаждения или нагревания, в результате чего приобретают совсем другие свойства.

5) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

2Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено во первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.

1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2) Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.

3) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4) Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6) ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

7) (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

аэропортЫ

отозвалА

взялА

навЕрх

вернА

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

В этом году издательством впервые выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.

ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась чёрной.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ШЕСТИСТА лет

ПОЕЗЖАЙТЕ

навстречу ЕЙ

нет ТУФЕЛЬ

ВЗГЛЯНИ на картину

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

       Г. ошибка в построении сложноподчинённого предложения

       Д. неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.
  2. Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.
  3. Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.
  4. Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.
  5. Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.
  6. Благодаря вкраплений различных стилевых в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
  7. Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.
  8. МГУ отпраздновало свой юбилей.
  9. В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.

А

Б

В

Г

Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель

3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

5) рел..гиозный, св..дание, экз..менатор

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..града, пр..злой, пр..творить (в жизнь)

2) бе..помощный, ..горел, ра..жать

3) об..грел, под..йти, нед..бор

4) пред..юньский, роз..ск, под..тожить

5) под..ём, об..явление, сверх..естественный

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) претерп..вать, привередл..вый

2) гречн..вый, успока..ваться

3) сызнов.., узорч..тый

4) кандидат..кая (диссертация), комендант..кий (час)

5) посовет..вать, девч..нка

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) скрюч..шься, увид..нный

2) (родители) наде..тся, вер..щий (в успех)

3) продолж..шь, очист..вший

4) (друзья) выруч..т, противореч..щие (друг другу факты)

5) помож..шь, увлека..мый

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)УМЕЮЩИЙ креститься, он всё же на всякий случай вознес дрожащий кулак к плечу. (Астафьев В.)

Признаться, я (НЕ)РАД ей! (Чехов А.)

Он застенчив до глупости и сам, конечно, знает об этом, потому что он вовсе (НЕ)ГЛУП. (Достоевский Ф.)

Он сердцем милый был (НЕ)ВЕЖДА. (Пушкин А.)

Трудно было рассердить Захара Павловича, никогда (НЕ)ИНТЕРЕСОВАВШЕГОСЯ людьми. (Платонов А.)

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.

Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО) беспорядок.

Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, ТАК(ЖЕ) жизненно необходима.

Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.

(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.

Вариант 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Идея биогенеза исходит из древних индусских и персидских религиозных представлений об отсутствии начала и конца у природных явлений и представляет собой одну из гипотез происхождения жизни на Земле. (2)<...> этой версии жизнь существует во Вселенной вечно. (3)Простейшие организмы или их споры («семена жизни») могли быть из космоса занесены на Землю, где нашли благоприятные условия, размножились и дали начало эволюции от простых форм к более сложным.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Идея биогенеза, основанная на древних восточных религиях, представляет собой гипотезу космического происхождения жизни на Земле, согласно которой жизнь существует во Вселенной вечно.

2) О космическом происхождении жизни на Земле, как гласит идея биогенеза, свидетельствуют наскальные изображения «семян жизни» – предметов, похожих на летательные аппараты.

3) Согласно персидским религиозным представлениям появившиеся на Земле «семена жизни» размножились и дали начало эволюции во Вселенной.

4) В соответствии с идеей биогенеза, основанной на древних восточных религиях, жизнь во Вселенной существует вечно, а на Земле она появилась благодаря занесённым из космоса простейшим организмам или их спорам.

5) Гипотеза биогенеза гласит, что жизнь на Землю из космоса могла быть занесена с помощью космических кораблей, присланных внеземными цивилизациями.

2Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, -я, ср.

1) Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете.

2) Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).

3) Предъявление, сообщение чего-н. кому-н. П. документов суду.

4) Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кУхонный

докумЕнт

обОстрить

тОрты

жалюзИ

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сложнейшая сценическая конфигурация нового спектакля должна быть ГАРМОНИЧНОЙ.

Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.

На курортном побережье весь месяц стоит НЕСТЕРПИМАЯ жара.

Чемпионы страны последние два матча отыграли на самом ВЫСОТНОМ уровне.

Выставка известного фотохудожника даёт возможность лучше понять, какие ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ и экономические реформы произошли в стране за короткий период времени.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Каждому работающему человеку необходимо знать, как правильно составлять свою автобиографию и какую информацию необходимо указать в ней.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПЯТИСОТ человек

опытные ИНЖЕНЕРА

НАИСЛОЖНЕЙШИЙ

свыше ста семидесяти КИЛОМЕТРОВ

НАДЕТЬ наушники

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А.   ошибка в построении предложения с однородными членами

Б.   неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В.   ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г.   неправильное построение предложения с косвенной речью

      Д.  ошибка в употреблении имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
  2. Как известно, понятие «художник» происходит от древнерусского слова «худое», имевшего прежде значение чудесности, колдовства, волшебства.
  3. Геофизики завершили и познакомили со своим исследованием научную общественность.
  4. Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин, у меня сложились замечательные отношения со всеми учёными.
  5. Провалявшись часов до семи на кушетке, Крюков встал и начал думать, куда идти искать работу.
  6. Овраги наносят огромный вред сельскому хозяйству, поэтому их в народе называют «болезнью земли».
  7. Обе маленьких, беззащитных котёнка, сидели, дрожа всеми своими крохотными тельцами, несмотря на то, что их поместили в самое тёплое место в квартире.
  8. Ломоносов столько сделал для русской науки, сколько не сделал ни один учёный за двести с лишним лет.
  9. Отец геометрии Евклид произносил, когда заканчивал каждый свой математический вывод о том «Что и требовалось доказать».

А

Б

В

Г

Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) прил..жение, заж..гает, зан..маться

2) заг..реться, аккл..матизация, расст..лая

3) выст..лить, неразб..риха, оп..раясь

4) взр..стить, пом..риться, т..рраса

5) п..лисадник, д..фференцировать, ут..пический

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пред..явитель, неот..емлемый, трех..язычный

2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний

3) пр..уныл, пр..пугнуть, гостепр..имный

4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

5) пост..мпериализм, спорт..гра, меж..рригационный

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бревенч..тый, сначал..

2) дет..кая (коляска), египет..кий

3) одол..вать, кра..шек

4) расклан..ться, скле..вающий

5) уживч..вый, взъерош..ть

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) догон..шь, озадач..вший

2) дви́ж..мый, отуч..шься

3) (туманы) стел..тся, дел..щий (поровну)

4) во..щий (на луну), (линии) соприкаса..тся

5) подстрел..нный, присоединя..мый

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

«Скажите, Нечаев, — (НЕ)ПОДЫМАЯ головы, сказала Зоя. — Где вы взяли этот альбом?» (Бондарев Ю.)

А вы, Давлатян, совсем (НЕ)БОИТЕСЬ умереть? (Бондарев Ю.)

Такой представилась Францу столица,- призрачно-окрашенной, расплывчатой, словно бескостной, ничуть (НЕ)ПОХОЖЕЙ на его грубую провинциальную мечту. (Набоков В.)

Однажды он слышал даже, как покойный прадед нынешних графов выехал на середину острова и (НЕ)ИСТОВО ругался. (Короленко В.)

На околице пылало несколько исковерканных осколками автомашин, (НЕ)УСПЕВШИХ уйти в укрытие. (Бондарев Ю.)

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ОТЛИЧИЕ от нас он всё ТАК(ЖЕ) здоров, жизнерадостен, как и тридцать лет назад.

Враги его, друзья его (что, может быть, одно и ТО(ЖЕ)) его честили так и сяк. Но как-то взор его очей был чудно нежен. (ОТ)ТОГО ли, что он и вправду тронут был, иль он, кокетствуя, шалил...

(В)ВИДУ предстоящего похода в горы, ЧТО(БЫ) исключить различные непредвиденные ситуации, мы долго изучали карту.

(КАК)ТОЛЬКО мы вышли к реке, ТОТ(ЧАС) же разбили лагерь на берегу.

ЧТО(БЫ) ни происходило (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня, он был подтянут, уверен в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточная аттестация по русскому языку (6 класс)

Данный материал ориентирован на учащихся, обучающихся по программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Экзаменационный материал составлен в виде теста , со...

Промежуточная аттестация по русскому языку 6 класс

Промежуточная аттестация по русскому языку 6 класс Вариант 2...

Материал для промежуточной аттестации по русскому языку 5 класс

Материал для промежуточной аттестации по русскому языку 5 класс....

Материалы для промежуточной аттестации по русскому языку 8 класс (в формате ОГЭ)

Данный тестовый материал можно использовать в качестве итоговой проверочной работы по русскому языку в 8 классе. Он содержит 5 вариантов  в формате ОГЭ и проверяет знание тем, изученных в 5-8 кла...

Материалы для промежуточной аттестации по русскому языку 5 класс.

Материалы для промежуточной аттестации по русскому языку 5 класс (базовый уровень)....

КИМ для промежуточной аттестации по русскому языку 7 класс

КИМ для промежуточной аттестации по русскому языку 7 класс...