Урок русского языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (6 класс)

Лютова Татьяна Эдуардовна

Урок русского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_6_klass.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание не с разными частями речи

Цели:

1) систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

2) совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

3) развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.

Ход урока:

I. Определение темы урока и постановка целей.

Попробуйте объяснить правописание НЕ в следующих предложениях:

Это не друг, а враг.

Нет, это не друг.

Это почти недруг.

Это вовсе не друг.

Это недруг.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока. (Правописание НЕ со словами.)

- Верно. Записываем тему урока.

Что будем делать на этом уроке? ( Учиться писать НЕ со словами. Узнать случаи слитного и раздельного правописания НЕ со словами.)

- Это – цель нашего урока.

II. Исследование языкового материала.

 Работа в группах.

Цель: формировать умение анализировать языковой материал, делать выводы, воспитывать самостоятельность и коммуникативную культуру учащихся.

Задание: (на партах лежат карточки с материалами для наблюдения).

Ребята, вам предстоит выступить в качестве исследователей. Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы. Сравните две записи правил выбора слитного или раздельного написания НЕ со словами (на карточке и стр. 258 в учебнике). Что в них совпадает, а что различно?

Таблица «Слитное и раздельное написание НЕ со словами»

Слитное написание с НЕ

  1. Если слово без НЕ не употребляется.
  2. 2. Если слово можно заменить синонимом без НЕ. Если НЕ используется для образования нового, противоположного по значению слова (антонима).

Раздельное написание с НЕ

Если есть (или подразумевается) противопоставление.

Выступление представителей от групп с оглашением результатов работы.

(Учащиеся обращают внимание на правописание слов с приставкой НЕДО-)

-  Как вы думаете почему таблица называется «Правописание НЕ с разными словами», а не «Правописание НЕ с существительными»? Как вы думаете, поможет ли нам это правило для написания следующих предложений?

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

Вывод: правило «Правописание НЕ с разными словами» подходит для написания НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.

III Отработка практических навыков.

  1. Работа с учебником. Стр. 257 упр. 458.

Приставка "не", как и всякая другая приставка, присоединяясь к словам, придает им новое значение, что мы и видим на примере этого упражнения. С помощью приставки "не" образуются новые слова, служащие для обозначения предмета, явления, понятия.

  1. Запись под диктовку с объяснением написания "не".

Не был в школе; ненастье; нелепо так думать; пруд неширокий; пруд неширокий, а рыбный; пруд не широкий, а узкий; не внимание, а рассеянность; невзлюбила падчерицу; не ярко, а тускло; книга не большая, а маленькая; говорить неправду; предчувствовать не счастье, а беду.

3. Выборочный диктант.

Выпишите только то предложение, в котором слово с НЕ пишется слитно.

Команду спасла не решительность вратаря, а счастливый случай. Нерешительность нападающего привела к проигрышу нашей хоккейной команды.

Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

IV. Итог урока

Итак, вы сегодня выступали в роли исследователей и самостоятельно вывели правило написания НЕ с разными словами. Эта работа была трудной? Что помогло вам справиться с трудностями?

- Правильно знания и умения, а ещё дружба, взаимопомощь.

V. Домашнее задание.

Выучить правило написания "не" стр. 254-258, упр. 459.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...