Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Чередующиеся гласные в корне"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Клюева Наталья Витальевна

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой

Тема:  «Чередующиеся гласные в корнях слов». 

Класс: 5

Учитель: Клюева  Наталья Витальевна, категория – высшая.  

Тема урока: «Чередующиеся гласные в корнях слов».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков; урок-практикум

Цели  на уроке: формирование устойчивого навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепление умения безошибочно опознавать слова с изученными орфограммами; повторение правил, определяющих написание орфограмм в корне.  

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
  • овладение умением объяснять написание букв О-А, Е-И в корнях с чередованием;
  • овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях.

2. Метапредметные:

  • умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала;
  • способность к конструированию предложений;
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • умение создавать тексты.

3. Личностные:

  • умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
  • овладение умением работать в группах.  

Технологии: элементы дифференцированного обучения, групповой технологии, проектного метода, ИКТ, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающих технологий.

Оборудование:

компьютерная  презентация,  «рабочая тетрадь», таблица на ватмане, фотография с видом села, компьютер.

УМК: учебный комплекс под редакцией  В.В. Бабайцевой.  («Русский язык. Теория» 5-9 класс. В.В Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика» 5 класс. А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева).  

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организационный момент

Приветствие  

– Добрый день, ребята.

Учитель  раздаёт ученикам фигуры определённого цвета, тем самым деля обучающихся на три группы: ученики с высокими (красные), средними (синие) и низкими (желтые) учебными способностями.

– На сегодняшнем уроке мы вновь будем  работать в командах. Надеюсь  на продуктивную работу.

Называет консультантов.

 Приветствие обучающихся.

Рассаживаются за столы по группам.

Определяют координатора группы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа с текстом (СЛАЙД и рабочая тетрадь)

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

 Просит  ученика прочитать текст  вслух.

– Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

– Что важного, поучительного должны мы взять для себя из этого текста?

 Нам тоже сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме

 

– Как надо прожить жизнь.

Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания

Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте  на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?» 

– Назовите устно пропущенные буквы.

–  Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

«Чередующиеся гласные в корнях слов» 

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

4.Постановка учебной проблемы

–  Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок? Запишите свои цели, опираясь на шаблон

(СЛАЙД)

Вспоминать правила, определяющие написание орфограмм

Опознавать орфограммы, классифицировать их, группировать по видам

Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Подготовка к обобщению понятий, правил

 

Обобщение понятий и правил темы

Физминутка

Создание проекта

Практическое

применение

Проверка усвоения

– Что же нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередующимися гласными?

– Предложите план нашей работы на уроке.

 

Для начала вспомним, какие виды орфограмм с безударными гласными в корне слова, кроме чередующихся,  существуют в русском языке. Рассмотрим следующие группы слов.   

Какая орфограмма встречается в этих  словах? (СЛАЙД)  

В_рсистый, ед_ничный, зач_рованный, см_гчение, ув_дание, цв_тистый, подм_стерье

Назовите орфограмму в этих  словах? (СЛАЙД)  

Ч_мпион, собака, г_ризонт, морковь, капитан, котлета, апл_дировать, тр_туар ?

   Где мы можем узнать верное написание слова при затруднении? 

ЗАДАНИЕ 1

Теперь обратимся к теории:

  1. Красная группа. Сформулируйте правило, которому подчиняется написание корней с чередующимися гласными (е//и, а//о).
  2. Синяя группа. Какие корни с чередованием гласных вам известны? Перечислите их.
  3. Жёлтая группа. Пользуясь учебником (пп.51, 52) и  компьютером, вставьте в слова пропущенные буквы. Законченная работа проецируется на экран.

Зап..раю, заст..лаю, выст..лю, забл..стеть, разд..ру, выт..реть, сж..гаю, проб..рается, выд..ру, ум..рают, проб..рались, разб..ру, зап..реть, изб..ру, подб..рались, зап..раю, зад..ру, прот..раю, заб..ру, соб..ру, выб..рать, зам..реть, зам..рать, бл..стящий, бл..стать, выч..тать, выч..тание, выч..сть, подж..гать, разж.г.

Правила вы знаете хорошо, умеете определять орфограммы в корне. Однако чтобы допускать меньше ошибок в правописании чередующихся гласных в корнях слов, надо не только знать теорию, но и иметь практический навык.  

Перед большой дорогой предлагаю поиграть: «Согласны ли вы, что…» (СЛАЙД)

Если согласны, похлопайте в ладоши. Если не согласны – встаньте.

 в русском языке безударные гласные в корнях всегда проверяются ударением? Аргументируйте ответ.

 выбор гласной в корнях с чередованием зависит от разных условий? Аргументируйте ответ.

  среди слов с чередованием гласных в корне есть слова-исключения?   Приведите примеры 

 (СЛАЙД)  

 безударные гласные чередуются всего лишь в двух корнях? Аргументируйте ответ.

– Дадим глазкам отдохнуть: проследим за путешествием цветочка.

Перейдём к закреплению знаний на практике

ЗАДАНИЕ 2

Чтобы проверить, как вы можете находить слова с орфограммами корня в тексте, выполним  следующее задание.

Перед вами отрывок из знакомой повести  К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона»  ЗАДАНИЯ:

  1. Красная  группа. Найдите слова с непроверяемыми гласными, объясните орфограммы.
  2. Синяя  группа. Найдите слова с чередующимися гласными, объясните орфограммы.
  3. Жёлтая  группа. Найдите слова с проверяемыми гласными, объясните орфограммы.

Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, проб…раться сквозь зар…сли кустов по д…рогам к дальнему озеру.  Я люблю л…сные сумерки, когда ст…лется туман, в тр…ве  г…рят св…тлячки. Закат  т…жело пылает на кронах д…ревьев, з…лотит их старинной позолотой.

Последний луч солнца ещё к…сается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо.

На западе ещё тлеет зорька, а в зарослях волчьих яг…д кричит выпь. Вот и озеро. Здесь под  б…рёзой распол…жились знакомые рыбаки. Их лиц я ещё не вижу из-за дыма к…стра, который то разг…рается, то гаснет.

ЗАДАНИЕ 3

А теперь мы создадим свои работы.

Каждой группе учитель предлагает создать свой проект по выбранной группе корней с чередованием (задания дифференцированные):

  1. Красная  группа.  Сочинить лингвистическую сказку  по данному началу  
  2. Синяя группа. Составить по фотографии  текст-описание  на тему «Люблю тебя, мой край родной!», используя слова с данной орфограммой.  
  3. Жёлтая группа. Оформить таблицу «Чередующиеся гласные в корне слова»,  дополнив её  примерами из текста.

ЗАДАНИЕ 4

Тест с последующей самопроверкой

Ребята, в 9 классе вам предстоит сдавать экзамен. Одно из заданий – А5 – проверяет умение правильно определять орфограмму в корнях.

Предлагаю вам выполнить это задание. За каждый правильный ответ вы получаете по одному баллу.

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (ГИА. 9 класс)

1) наслаждаться

2) преподавать

3) возгорание

4) богатырь

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

1) озираюсь

2) покос

3) протирать

4)грохотать

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

1) встречали

2) коснулся

3) уцепиться

4) посмотрел

4. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне

1) находилась

2) отгоняли

3) собака

4) замирала

5. Укажите слово с проверяемой гласной в корне

1) солдат      

2) родители

3) палатку   

4) сержанты

 Проверьте себя и оцените свою работу. (СЛАЙД)

Кто набрал 5, 4 баллов? Молодцы! –

А есть, кто правильно ответил только на 3, 2 задания? Ничего, у вас ещё есть время выучить правила.

ЗАДАНИЕ 5

 «Восстанови таблицу» (в рабочей тетради)

Предлагает детям восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями, вписать в пустые графы нужные цифры.   На эту работу 1,5-2 мин.

Условия написания гласной в корнях с чередованием

Корни с чередованием

А. От ударения;

1. -кас-, -кос;

2. -раст-, -рос-, -ращ-;

Б. От последующей буквы;

3. -зар-, -зор-;

4. -бер-, -бир- и др.

В. От наличия суффикса А после корня.

5. -лаг-, -лож-;

6. -гар-, -гор-;

А

Б

В

Составляют план действий, озвучивают примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания чередующихся  гласных в корнях слов.

3. Проверить устойчивость навыка

Ученики перечисляют орфограммы.

(Проверяемая безударная гласная в корне слова).

(Непроверяемая безударная гласная в корне слова).

(В орфографическом словаре)

Ученики перечисляют группы корней. Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием:  от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения.

Выполняют упражнение. Проверяется правильность выполнения. «Жёлтая группа» работает на компьютере. Работа проецируется на экран.

(нет)

(да)

(да)

(утварь, росток, отрасль, Ростислав, ростовщик,  зоревать и др.).

(нет)

Зарядка для глаз: следим за перемещением цветка на слайде.

Проверяемые

Непроверямые

Чередующиеся

лесные

траве

светлячки

тяжело

деревьях

золотит

дорогам

ягод

берёзой

костра

пробираться

заросли

стелется

горят

касается

расположились

разгорается

На работу отводится 10-15 минут.

Потом учащиеся представляют свои проекты.

Правильные ответы

3,  3,  2,  3,  2

(СЛАЙД)

А

Б

В

3, 6

2, 5

4

Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)

Итог урока. Рефлексия  

 1) Что мы вспомнили на уроке?

2) Что делали?

 Что вам помогало в работе?  

Подводя итоги, предлагаю обратиться к таблице на карточках

Задание

Количество баллов

1

 

2

 

3

 

4

 

5

Оценка за урок

 

1-5 баллов

«1»

6-10 баллов

«2»

11-15 баллов

«3»

15-20 баллов

«4»

20-25 баллов

«5»

Оцените себя, на сколько баллов вы выполнили каждое задание.

Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и  поставьте себе оценку за урок.

Кто получил 5,4,3….

Ответы на вопросы учителя.

Вспоминали правила, определяющие написание орфограмм

Опознавали орфограммы в тексте, группировали по видам

 Сами формулировали вопросы; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

 Закрепляли знания через применение их на практике;

– Готовились к выполнению  задания ГИА     А5

Самооценка

процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

Домашнее задание

Дает дифференцированное домашнее задание.

  1. Составить тест или словарный диктант на тему: «Гласные в корнях с чередованием»
  2. С. 42 (справочник), пп. 51, 52 («Теория»), упр. 801 («Практика»).

 

 Обоснование выбора технологий на уроке

На уроке используются элементы следующих технологий: элементы дифференцированного обучения, групповой технологии, проектного метода, ИКТ, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающих технологий.

Технология  развития критического мышления постоянно используется мною в разработке и проведении уроков. Данная технология способствует  активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию самооценки, структурированию материала. Тестовая технология позволяет быстро и чётко осуществить  контроль усвоения материала, выявить пробелы в изучении темы, воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; необходима для подготовки учащихся к ГИА.  Без использования информационных  технологий  невозможно представить современный процесс обучения. ИКТ  делают процесс обучения более ярким, визуализируют учебный материал, делают его более понятным и доступным, позволяют более интенсивно организовать работу на уроке.  Групповые технологии  обеспечивают более высокий уровень предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения, позволяют организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивают ответственность за совместные действия, коммуникативные навыки; интеграция грамотно организованной учителем совместной деятельности учащихся усилит эффекты применения и других педагогических технологий. Кроме того, в этом классе ещё в начальной школе групповые технологии использовались традиционно во взаимодействии с другими технологиями (ТРКМЧП, проектный метод и др.).   Здоровьесберегающие технологии необходимы для исключения перегрузки учащихся, создания на уроке атмосферы психологического комфорта и повышения работоспособности учащихся.  Дифференцированное обучение   позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учеников. Дети, испытывающие трудности в обучении, получают посильные задания. Они, не испытывая стресса, достигают базового уровня обученности, работая в своём темпе и добиваясь результата.  Ученики, имеющие более высокий уровень обученности, способностей к изучению данного предмета, получают задания другого уровня сложности. Проектный метод развивает все виды мышления (аналитическое, ассоциативное, логическое), речевые умения учащихся, умение планировать свою работу.  

АНАЛИЗ УРОКА

Класс: 5

Учитель: Клюева  Наталья Витальевна, категория – высшая.  

Тема урока: «Чередующиеся гласные в корнях слов».

Вид урока: урок систематизации и обобщения знаний, коррекции умений и навыков.

Тип урока: урок-практикум.

Место урока в системе уроков:  последний урок темы «Орфограммы в корне слова»  в разделе «Повторение  изученного в конце года».

Цели на уроке:  формировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно опознавать слова с изученными орфограммами; вспомнить правила, определяющие написание орфограмм в корне.  

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
  • овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
  • овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях.

2. Метапредметные:

  • умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала;
  • способность к конструированию предложений;
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • умение создавать тексты.

3. Личностные:

  • умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
  • овладение умением работать в группах.  

Технологии: элементы дифференцированного обучения, групповой технологии, проектного метода, ИКТ, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: компьютерная  презентация,  «рабочая тетрадь», таблица на ватмане, фотография с видом села, компьютер.

УМК: учебный комплекс под редакцией  В.В. Бабайцевой.  («Русский язык. Теория» 5-9 класс; «Русский язык. Практика» 5 класс. Под редакцией А.Ю. Купаловой).  

Данный урок входит в систему уроков в  разделе «Повторение  изученного в конце года».

При планировании урока были учтены возрастные особенности обучающихся.  На данном уроке класс поделен на три группы: ученики с высокими (красная  группа), средними (синяя группа), низкими (жёлтая группа) учебными способностями.

В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы  обучающимися самостоятельно. Цель  урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.

Выбранная  структура урока  является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.

В начале урока прочитан текст Расула Гамзатова, что позволило осуществить мотивацию учебной деятельности и настроить учащихся на серьёзные мысли о жизни.  

Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний использовался и материал учебника, и отрывок из ранее изученного по литературе произведения «Мещёрская сторона» К.Г. Паустовского, который позволил детям вспомнить и озвучить известные им орфограммы в корне слова. Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для отработки орфографических навыков подобран разнообразный дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке.

Проверка полученных ранее знаний по теме «Чередующиеся гласные в корне слова» осуществлялась различными  способами;  проводился устный и письменный опрос.

Для активизации учебной деятельности  в середине урока использовался прием технологии «Развитие критического  мышления через чтение и письмо»: «Согласны ли вы, что…».

Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло учителю не терять «нить» заинтересованности  у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.

После того, как обучающиеся вспомнили известные им орфограммы в корне, был осуществлён переход к применению знаний и умений. Для закрепления материала был подобран разноуровневый дидактический материал, использованы различные виды деятельности. Например, отрывок из текста  К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона» служил для отработки навыков написания орфограммы «Орфограммы в корне слова»; задания в тестовой форме, заполнение таблиц, создание проектов были ориентированы на выполнение экзаменационного задания А5 экзамена по русскому языку. Дети конструировали предложения, сочиняли свои тексты, что способствует развитию речи обучающихся.

Восстановление деформированной таблицы в конце уроке  позволило систематизировать имеющиеся у детей знания по теме занятияподвести его итог.

Презентация, используемая на протяжении всего  урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

Для раскрытия материала урока учителем выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.

Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.

На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий: технологии развития критического мышления (приём «Согласны ли вы, что…»)  –  служит для активизации мыслительной деятельности; тестовой технологии (задание А5) – воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; информационной технологии (презентация, выполнение задания на компьютере) – делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным; групповой технологии  позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия, коммуникативные навыки; здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности;  дифференцированного обучения (разноуровневые задания в группах, разноуровневое домашнее задание) – позволяет ученику, не испытывая дискомфорта, работать в своём темпе, добиваясь результата;  проектного метода (создание мини-проектов в рамках урока: лингвистическая сказка, сочинение, таблица) – развивает мышление, речевые умения учащихся, умение планировать свою работу; региональный компонент (сочинение «Люблю тебя, мой край родной!») –  активизирует внимание обучающихся.  В ходе урока проведена динамическая пауза, которая не прерывала хода работы (игра «Согласны ли вы, что…» и офтальмологическая зарядка).

Изучаемый  материал подавалася поэтапно, от простого к сложному.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.

Применение на уроке рабочей тетради позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.

Характер тренировочных упражнений  достаточной  степени  сложности. Задания рассчитаны на обучающихся,  имеющих средний уровень развития.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная учителем форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий ГИА А5 и в конце урока.

Домашнее задание к данному уроку – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из трёх предложенных вариантов, в зависимости от собственных интересов и предпочтений. Характер домашнего задания посильный, творческий.

В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.  Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью итоговой таблицы проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.

С первых минут занятия чувствовался  интерес учеников к данному уроку.

В ходе всего занятия  происходили активизация и развитие  самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).

Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.

Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы детей умело сочеталось с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.

Сочетание избранных форм работы на занятии  (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Групповая работа  служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным  особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.

В ходе занятия Наталья Витальевна старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала  обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала  небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась  так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности. Важную роль в групповой работе играли и консультанты.

На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.

На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.

Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, можно сделать вывод о том, что цели и задачи урока достигнуты,  урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям ФГОС.

 

Зам. директора по УВР:                                       Е.В. Тарманова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Зри в корень!"(секреты чередующихся гласных в корне)

Обобщающий урок по орфограмме "Чередующиеся гласные в корне"...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Урок русского языка по теме "Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова" 5 класс

данныйй конспект урока предназначен для использования с сопровождением интерактивной доски и сервиса Wordwall...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...