Деепричастный оборот
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Подкопаева Наталья Васильевна

Конспект урока по теме "Деепричастный оборот" 6 класс(учебник М.М. Разумовская)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastnyy_oborot_6_klass.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деепричастный оборот» 6 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: повторение изученного по теме «Деепричастный оборот»

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;
  • развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку
  • формирование способности самооценки своих действий
  • формирование чувства уверенности в своих силах;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя
  • формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

Познавательные УУД:

  • формирование навыка работы с различными текстами источниками информации с целью отбора необходимого материала;
  • формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умение делать выводы.
  • формирование умений графически обозначать изученные орфограммы и деепричастный оборот в тексте.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умений совместного решения проблемы;
  • формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
  • формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Предметные результаты:

  • обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о деепричастии; - совершенствовать навык разграничения основного и добавочного действия;
  • совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них;
  • совершенствовать навык конструирования предложений с деепричастными оборотами.

Ресурсы: Учебник “Русский язык”, 6 класс. Авторы М.М. Разумовская и др., мультимедийный проектор, презентация , раздаточный материал

Технологическая карта урока

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап.

1мин

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

- Я хотела бы начать наш урок с такого высказывания «Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки».

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Значит чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

- Отвечают на вопрос



Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные:

смыслообразование;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 мин

Чтоб настроиться на плодотворную работу, давайте прочитаем с вами вслух слова, которые станут девизом нашего урока

   Мы – умные!

            Мы – дружные!

                Мы – внимательные!

                Мы – старательные!

                Мы отлично учимся!

                Все у нас получится!


Цель: “подвести” учащихся к новому знанию, организовать учебный диалог.

На доске записано предложение, выделите грамматическую основу.

Доброта, зарождаясь в детстве, живёт в душе человека.

Найдите подлежащее и сказуемое

Найдите деепричастие

Назовите словосочетание с главным словом деепричастием.

(Зарождаясь в детстве)

– Как называется данная синтаксическая конструкция?

(Деепричастный оборот)

- Итак, назовите тему урока (Деепричастный оборот) 

Запишите тему урока.

- Какую цель мы поставим перед собой при изучении данной темы?

- Читают вслух девиз

Ведут диалог с учителем

- Называют и записывают тему урока

- Ставят цель урока

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Регулятивные:

Самоконтроль, прогнозирование результатов.

3) Актуализация знаний

7мин

1. Составьте 2-3 словосочетания на тему «Родина. Родное село», используя деепричастия

- Давайте вспомним, от какой части речи образуются деепричастия и при помощи чего?

- Каких суффиксов?

2. Образуйте от данных глаголов деепричастия

Решить-

Читать-

Выйти-

Дышать –

Думать –

Сделать –

- Вспомним, что такое деепричастие

- Отвечают на вопросы

- Составляют словосочетания, читают

- Отвечают на вопросы учителя


- По одному ученику выходят к доске


- Дают определение

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Физкультминутка

1 мин

Ученикам предлагается хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие:

Морозный ветер, вдумываясь в слова, окутывая инеем воздух, весёлый праздник, щедрый покупатель, прекраснейшее утро, придумывая задание, запорошенные снегом, прислушиваться к шуму, призрачный свет,  давящая тишина, забрасывая дороги землей, пушистый ковёр, уснувший  лес, продумывать ответ.

Личностные - забота о здоровье

4) Постановка проблемы, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

 

6 мин

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Школьникам предлагается самостоятельно составить групповой проект «Деепричастие и деепричастный оборот», подготовив заполнив таблицу «Деепричастие и деепричастный оборот» и проведя работу по образованию от указанных глаголов. Работа ведется в группах. Первая группа – «Теоретики», вторая группа – «Практики».

Раздатка 2

Спишите текст, образуйте от указанных глаголов деепричастия и укажите их вид. Сделайте вывод о том, какие части речи могут писаться как деепричастия и как их отличить от деепричастий.

1. По саду, на левую лапку (хромать),
Гуляла тихонько собачка хромая.

2. Смотрел я, голову (задрать),
Как улыбается жираф.

3. Маленький лебедь растет (хорошеть):
Сильные крылья и стройная шея.

4. Даже (болеть) и даже (устать),
Каждый солдат соблюдает устав.

5. Мальчишка, от ужа (удрать),
Сказал: «Я думал – он удав».

Раздатка 1

Таблица «Деепричастия и деепричастный оборот»

Что такое деепричастие?

Какими бывают деепричастия и при помощи каких суффиксов образуются?

Что такое деепричастный оборот?

Как он выделяется на письме и каким членом предложения бывает?

- Заполняют в группах таблицы,выполняв задание на  карточке.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Логические:

анализ, сравнение, синтез.

5.Коррекция затруднений

8мин

- Работа в парах. 

Среди предложений найдите предложения с деепричастным оборотом

Космонавт слушает и улыбается

Фонарь мигал и тускло освещал улицу

Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх

Я открыл окно и залюбовался видом

Желтые листья, слабо колеблясь, падают на землю

На дорожках лежат листья, печально шурша под ногами

- Вспомним, что такое деепричастный оборот

- Расскажите о знаках препинания при причастном обороте, нарисуйте схемы


- Чем отличается одиночное причастие от одиночного деепричастия?

Творческое задание

- Замените деепричастием сначала первый, а потом 2й глагол

1. Белочка распустила хвост и прыгала по веткам

(Белочка, распустив хвост, прыгала по веткам

Белочка распустила хвост, прыгая по веткам)

2. Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром

(Снег, падая на землю, покрывал ее пушистым ковром

Снег падал на землю, покрывая ее пушистым ковром)

- Дают определение деепричастного оборота

- Один ученик на доске рисует схемы, объясняет постановку знаков препинания

- Отвечают на вопрос



5.

3 мин

- Цифровой диктант.

Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастия и деепричастный оборот. Знаки препинания не расставлены

Блеснула молния раздался удар грома

Много тайн хранят леса опаленные войной

Потрескивая горел костер

Охотники любовались степью остывшей за ночь

Отметив маршрут туристы устремились на отдых

Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся волны

- Проверка(3, 5, 6)


- Записывают номера предложений, в которых есть деепричастный оборот

Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, самоконтроль (взаимоконтроль).

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6. Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону

3мин

Самостоятельная работа.

Выписать из предложений деепричастные обороты, знаки препинания не расставлены)

За обедом наливая себе квасу я уронил графин и облил скатерть

Марья Кирилловна сидела в своей комнате вышивая на пяльцах перед открытым окном

Признавая достоинства друга не закрывай глаза на его недостатки

Мальчик убираясь в своей комнате нашел огромное количество вещей

Испугавшись неведомого шума стая тяжело поднялась над водой

Взаимопроверка:

1.наливая себе квасу

2. вышивая на пяльцах

3.признавая достоинства друга

4.убираясь в своей комнате

5.дробясь о мрачные скалы

- Оцените работу

- Выписывают деепричастные обороты

- Выполняют взаимопроверку, оценивают работу

Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, самоконтроль (взаимоконтроль).

7.Рефлексия

Подведем итоги

- какую цель мы ставили перед собой?

- Достигли мы ее?



Отвечают на вопросы

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Было трудно...

Я выполнял задания...

Я понял, что...

Я почувствовал, что...

Я научился...

У меня получилось ...

Я смог...

Я никогда не ошибусь…

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

8) Домашнее задание

1мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, выучить правило п.44,упр.508(2)

Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы

Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы

Группа 1 Таблица «Деепричастия и деепричастный оборот»

Что такое деепричастие?

Какими бывают деепричастия и при помощи каких суффиксов образуются?

Что такое деепричастный оборот?

Как он выделяется на письме и каким членом предложения бывает?


Раздатка 2

Спишите текст, образуйте от указанных глаголов деепричастия и укажите их вид. Сделайте вывод о том, какие части речи могут писаться как деепричастия и как их отличить от деепричастий.

1. По саду, на левую лапку (хромать),
Гуляла тихонько собачка хромая.

2. Смотрел я, голову (задрать),
Как улыбается жираф.

3. Маленький лебедь растет (хорошеть):
Сильные крылья и стройная шея.

4. Даже (болеть) и даже (устать),
Каждый солдат соблюдает устав.

5. Мальчишка, от ужа (удрать),
Сказал: «Я думал – он удав».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...