Учимся писать сочинение ЕГЭ (презентация)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Подшивалова Светлана Михайловна

Данный материал представлен в виде мультимедийной презентации и помогает разобраться в тонкостях работы с сонинением на ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_sochinenie_ege.pptx80.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся писать сочинение в ЕГЭ

Слайд 2

Формулировка задания 27 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его . Объём сочинения — не менее 150 слов. Максимальное количество баллов за всю письменную работу - 24

Слайд 3

К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов. 0

Слайд 4

К-1 Формулировка проблемы исходного текста Предложенный текст вызвал у меня неподдельный интерес. В нем (Ф.И.О. автора текста, кто он) поднимает важную, на мой взгляд, проблему: (формулируется проблема).

Слайд 5

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 5 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 4 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 3 Экзаменуемый привел 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. 2 Экзаменуемый привел 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение. 1

Слайд 6

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. 0

Слайд 7

К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0

Слайд 8

К-2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К-3 Отражение позиции автора исходного текста Писатель говорит … Автор текста называет … Автор текста обращает внимание на … П исатель особо подчёркивает … Рассуждая об этом, автор считает , что …

Слайд 9

К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его. 1 Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). 0 Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, проблема, затронутая писателем, актуальна во все времена и поэтому не может оставить равнодушным. … К ней обращались многие писатели и поэты. …

Слайд 10

Заключение Таким образом, можно сказать, что ...

Слайд 11

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена ; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0

Слайд 12

К6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 2 Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли 1 Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0

Слайд 13

К7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3 допущено не более двух ошибок 2 допущено три-четыре ошибки 1 допущено более четырёх ошибок 0 К8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3 допущено одна–три ошибки 2 допущено четыре-пять ошибок 1 допущено более пяти ошибок 0 К9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет 2 допущено одна-две ошибки 1 допущено более двух ошибок 0

Слайд 14

Виды грамматических ошибок Ошибочное словообразование — Трудолю бим ый , над смехаться. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуд а техники, не хватает врем я. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше . Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса , ихи дети. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют , хочут , пиша о жизни природы. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст , возникает такое чувство… Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами . Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то , что это сон. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Слайд 15

Типичные грамматические ошибки (К9) Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц: Ошибки в образовании личных форм глаголов : Им двигает чувство сострадания (следует: движет ). Неправильное употребление видовременных форм глаголов : Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...дает.., учит ...). Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий : Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие ). Ошибки в образовании деепричастий : Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя ). Неправильное образование наречий : Автор тута был не прав (норма: тут ). Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов. К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки : Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны смелость , знания, честность ). Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото­рые они должны выделять, но эта законо­мерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничи­тельная частица «всего» должна стоять пе­ред подлежащим: «... всего две проблемы »). Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве .

Слайд 16

К10 Соблюдение речевых норм допущено не более одной речевой ошибки 2 допущено две-три ошибки 1 допущено более трёх ошибок 0 К11 Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют 1 допущены этические ошибки (одна и более) 0 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1 допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале 0 Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) 24

Слайд 17

Виды речевых ошибок Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию. Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других. Нарушение лексической сочетаемости — Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства ). Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу. Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Слайд 18

Типичные речевые ошибки (К10) Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит , неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность. К наиболее частотным речевым ошибкам относятся: Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходи­мо употребить в приведённом предложе­нии, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»); Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знако­мо во многих странах (вместо слова изве­стно в предложении ошибочно употреб­лен его синоним знакомо ); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в дан­ном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место ; иноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской замены); Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста ве­селый, а не мажорный мотив застав­ляет нас задуматься (антитеза требует точ­ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются; Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение

Данная презентация содержит поэтапные рекомендации по написанию части С ЕГЭ по русскому языку....

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему"

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы  "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" поможет  при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ....

Презентация "Учимся писать сочинение".

Из опыта работы учителя.  Данная презентация может помочь обучающимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе; совершенствовать и развивать умения конструировать ...

Презентация "Учимся писать сочинение"

Данная презентация содержит материал по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку...

Презентация элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение"

В этом учебном году представляла восьмиклассникам элективный курс "Учимся писать сочинение-рассуждение", который вела в 9 классе. Разработала данный курс Наумова И.Е., учитель МОУ «СОШ № 1 им. 39...

Мультимедийные презентации для проведения занятий по внеурочной деятельности "Учимся писать сочинение"

Программа предназначена для учащихся 8 классов как дополнительные занятия по русскому языку....