Имя существительное. Обобщение.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Магомедова Мадина Гаджиевна

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;           

 2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
  3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_den.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя существительное. Обобщение.

Место урока в системе уроков:  урок обобщения и повторения материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;            

 2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
  3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку,

Форма урока: нетрадиционная, групповая, с использованием мультимедийных презентаций, интерактивной доски, кюарштрихкодов.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.

Технология: технологии личностно-ориентированного образования, компьютерные технологии, технология вопросно-ответного единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Продолжительность урока: 45 минут 

Возрастная категория: 6 класс

УУД: 

  • личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
  • регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);
  • познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
  •  коммуникативные(планирование учебного сотрудничества,  владение монологической и диалогической формами речи).

УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение,  2012.

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с напечатанными кюарштрихкодами, для проведения рефлексии, рабочая тетрадь.

Ход урока.

Добрый день, уважаемые гости и ребята!

-Ребята, как вы видите сегодня на уроке у нас гости. А как в Дагестане называют гостя, подберите синоним? (кунак)

 У вас на столе рабочая тетрадь с заданиями,  запишите  число, классная работа и это  словарное слово.

Словарная работа: кунак (определите число)

Образуйте форму множественного числа и запишите, выделите ударный слог – кунаки ( мн.ч.)

Наш сердцу милый Дагестан всегда славился и славится гостеприимством, все кунаки отмечают это, как вы думаете почему? (люди доброжелательные, отзывчивые, готовы сделать все, чтобы гостю было хорошо).

- Правильно, наш дагестанский народ очень доброжелательный, мы уважаем и почитаем гостя, кунака. Значит и сегодня мы должны показать все, что мы знаем по теме.

А какой теме посвящен наш урок вы узнаете, если отгадаете загадку.

"Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». ( имя существительное)

-Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном. Итак наш урок посвящен обобщению и закреплению темы: «Имя Существительное»

К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

- Ребята, хочу вас обрадовать, нас пригласили в гости! А знаете кто? Морфологические признаки имени существительного. Пойдём?

Звонок СМС.

 Ко мне пришло СМС сообщение, с призывом SOS! Ребята, призыв о помощи! Разрешите прочитать.

«Уважаемая, Мадина Гаджиевна и учащиеся 6 «в» класса»! Мы попали в беду! Злая колдунья разбила наш золотой ключик от нашего замка на части и зашифровала каждый кусочек. Мы не можем попасть к себе в замок и принять вас. Собрать ключ можно если вы сможете выполнить задания, которые послала вам коварная колдунья. Помогите, пожалуйста, собрать наш ключик!

-Ребята, поможем нашим друзьям, попасть к себе домой?

- Я вижу здесь появились конверты с заданиями, начнем незамедлительно работать над заданиями колдуньи? Посмотрите сколько их, перед нами стоит нелегкая задача, ошибаться нам нельзя и надо успеть справиться со всеми заданиями в течении 45 минут, а значить и рационально распределить время.

Итак, откроем конверт № 1, посмотрим какое задание нам отправила недобрая колдунья.

Вечер, поле,

Огоньки.

Дальняя дорога.

(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий, серый свод небес.

(С. Аксаков)

- Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.

(С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени).

- Какая особенность этого стиха?

Задание №2 Следующее задание «Верно или неверно».

1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.

2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.

Ребята, чтобы успеть выполнить все задания мерзкой колдуньи нам надо рационально использовать время, для этого нам надо разбиться на группы и возьмем по одному вопросу каждый обсудите и решите какой правильный ответ нам ошибаться нельзя.

Итак, отвечаем на вопросы, нам ошибаться нельзя. ( игра

«Верно или неверно»).

Задание №3. В следующее задание состоит из нескольких заданий, как же коварна колдунья!

а) Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

б) Сделайте синтаксический разбор.

 В) Найдите изобразительные средства в данном предложении: эпитеты, метафора, олицетворение.

  Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл…  и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…

-О каком времени года идет речь?

-Какой праздник у нас зимой? (Новый год!)

Рубрика «А знаете ли вы»

Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года). Так с 31 декабря по 1 января стал государственным праздником. Как называют волшебника в Новый год!

А В Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта.

Так с 31 декабря по 1 января стал государственным праздником в России. А как называют волшебника в Новогоднюю ночь? 9Дед Мороз) А как называют его в Шотландии? ( Санта Клаус), а во Франции? (Пэр Ноэль).

Задание №4

Пусть тот бой (не)уп…мянут

В списк…славы з…л…той,

Ден… пр…дет – еще п…встанут

Л…ди в памят… ж…вой.

(А. Твардовский)

 Определите тему и идею текста.

- О чем этот текст? (ВОв)

- С какой знаменательной датой связано это стихотворение 2020 года?

(75-летие со дня Победы над фашисткой Германией).

Как вы понимаете слова: «День придет -еще повстанут люди"

( никто не забыт, ничто не забыто).

Задание.5

Выпишите имена существительные

1. Из данных слов выписать разносклоняемые имена существительные: рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, бремя, пальто, зазнайка, глупость, такси.

№ 2. Из данных слов выписать несклоняемые имена существительные: рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, бремя, пальто, зазнайка, глупость, такси, Сочи.

3. Из данных слов выписать имена существительные общего рода: рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, сирота, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, забияка, стремя, нелепость, бремя, пальто, зазнайка, глупость, такси, Сочи.

4. Из данных слов выписать имена существительные среднего рода: рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, бремя, пальто, зазнайка, глупость, такси, Сочи.

5. Из данных слов выписать имена существительные мужского рода: рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, бремя пальто, зазнайка, глупость, такси, Сочи.

6. Из данных слов выписать имена существительные женского рода: Рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, бремя, пальто, зазнайка, глупость, такси, Сочи.

7. Из данных слов выписать имена существительные, которые обозначают признак как предмет:

Рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, бремя, глупость, такси, Сочи.

Задание №6

Разноуровневые задания.

1.Имя существительное – это …

2.На какие две группы можно разделить по морфологическим признакам эти существительные?

Мишка, цветок, Махачкала, Жучка, Аварское койсу, Каспийское море, бабочка, книга, лес, «Аленький цветочек».

3. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые: а) сапог, кошка, дверь; б) цветы, воробей, гусеница; г) собака, женщина, врач.
4.
   «Куча мала»

- Из этой «кучи» вам нужно выбрать только имена существительные, вставить в них пропущенные буквы Вел…колепный, б…нокль, пор…жать, б…гряный, пр…дмет, при…ти, тел…фон, пр…пятствие, пр…лежный, пр…зирать, пор…жение, к…мандир, профе…и я, (э, и)кономить.

5. Допиши словечко, задай вопрос и определи падеж этих существительных.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, старый …(кот.И.п)

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от …(кота.Р.п)

А теперь и за версту

Не приблизиться к …(коту.Д.п)

Крыса старая – и та,

Видя грозного …(кота.В.п)

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с …(котом.Т.п)

Физминутка (дидактическая игра)
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду называть слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны сесть, 2 склонение встать и руки вытянуть на вверх, 3 склонение, положив руки на пояс, топните ногой негромко.
- Вы готовы? Тогда начнём.
1Ракета,  2 космонавт, 3 невесомость, 2 экипаж, 1 Земля, 2 небо ,1 планета, 3 пыль.

Продолжаем с новыми силами.

Задание №7. По толкованию лексического значения слов узнайте о каких профессиях идет речь.

Кто ремонтирует фонари?  

Кто ходит в разведку?

Кто работает в забое?

Кто переписывает бумаги?

Кто делает доклад?

Кто кладет камни?

Кто работает в бане?

Кто ремонтирует водопровод?

Кто работает на погрузке и выгрузке?

-Какая морфема вам помогла? (суффиксы чик и щик.)

-Когда пишем чик, а когда щик?

Задание 8.

Я прочитаю стихотворение, а в должны выписать существительные с суффиксами -ЕК- и -ИК-

К Максимке раз пришел дружочек,
Принес с собою пирога кусочек.
Они присели на диванчик,
Максим принес чайку стаканчик.
Открыли ларчик, где игрушки,
Звоночки, мячики, ушки.
Зверюшек рядом посадили
И пир в столовой учинили.

-Когда мы напишем в суффиксах ек, а когда ик?

Задание 9.

Найдите пару и раскройте скобки.

1.  Ученье свет,                                      а (неученье - тьма)

2.  Сей в (не)настье,                                       а (убирай в вёдро)

3.  Охота пуще                                                (неволи)

4.  (НЕ)работа сушит                                           , а (забота).

5.  Жизнь прожить -                                                  (НЕ поле перейти)

Задание 10 Антидиктант.

Среди предложенных слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти и исправить ошибки и записать их правильно.

Сложение, нет времяни, прекосаться, на станцие, горошек, польта, кингуру, огонёчик.

Задание 11 .ЕГЭ

Ну и жестокая колдунья, аж задание ЕГЭ нам дала, наверное, подумала: «Тут то они не справятся!». Попробуем, ведь эти правила мы все прошли.

В каком ряду пропущена одна и та же буква?й

Для выполнения этого задания у вас на столах лежат пульты, вам нужно выбрать верный ответ и нажать на эту букву, направив пульт к тарелке.

А) сверх…нтересный, меж…гравой, пред…дущий

Б) пр…ехать, пр…мудрый, пр…школьный

В) и…портить, бе…полезный, ра…сказ

Г) заг…рать, прик…саться, з…ря.

-Ура!!!!! Мы справились с заданием коварной колдуньи и собрали ключик, попробуем открыть замок двери.

-Итак, все морфологические признаки расположились у себя в замке и живут в дружбе и в согласии.

А наша враждебная колдунья, наверное, пожалела, что так поступила и захотела стать доброй колдуньей.

-Ребята, скажите может ли колдунья быть доброй?

Доброй бывает фея, такой прием называется антитеза.

Скажите какие прилагательные мы использовали для характеристики колдуньи? Злая, нехорошая, недобрая, мерзкая, жестокая, коварная посмотрите всё хуже и хуже становится наша колдунья, такой прием называется оксюморон. Запомните это вам пригодится на ЕГЭ.

Домашнее задание напишите сочинение –послание Деду Морозу о том, какой бы вы хотели видеть нашу республику Дагестан в будущем.

Рефлексия : у вас на столах кюарштрихкоды, вам нужно при помощи этих штрихкодов продолжить предложение, которое вам дано, выбрав свой ответ, так, чтобы буква была наверху.

Я рада, что вам урок понравился и был интересен. Сегодня вы будете все оценены, после проверки ваших работ.

Песня «Маленькая страна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя существительное" - обобщение темы.

Данная презентация поможет обобщить и проверить знания учащихся 5 класса после изучения темы "Имя существительное как часть речи"....

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

"Имя существительное. Обобщение изученного"

Это  конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе...

"Имя существительное" (Обобщение и систематизация знаний)

В презентации представлено в игровом и развлекательном материале обобщение и систематизация знаний по теме: "Имя существительное, как части речи.Задачи занятия:Образовательная –  формироват...

Имя существительное (обобщение)

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.Цель: Обобщить  и систематизировать  знания учащихся по теме «Имя существительное».Задачи:1....

Урок "Имя существительное. Обобщение."

Тип урока: комбинированный....