Главные вкладки

    Русский язык – язык художественной литературы
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

    Акиньшина Анна Геннадьевна

    По учебнику Л.М. Рыбченковой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 6_russkiy_yazyk_-_yazyk_hudozhestvennoy_literatury.docx104.77 КБ
    Файл 6_dz.docx470.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык – язык художественной литературы

    1. О.Н.У.
    2. Актуализация знаний

    Орфографический практикум на стр.14

    - О каком функциональном стиле мы говорили на прошлом уроке?

    - Назовите особенности этого стиля.

    1. Мотивация. Целеполагание.

    УПР.17

    - Сравните тексты и определите, в чём их сходство и различие.

    - К какой функциональной разновидности принадлежит каждый текст? Обоснуйте своё мнение.

    - Обратите внимание на второй текст. Найдите в нём известные Вам тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Раздача опорных схем.

    - Сегодня Мы будем работать с такими видами текстов. Запишите тему.

    Тексты, относящиеся к художественному стилю, изобилуют различными художественно-выразительными средствами.

    4. Работа по теме урока.

    1) Перепишите второй текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

    2) УПР. 19

    - Перед Вами таблица, которая поможет подготовить сообщение о языке художественной литературы. Прочитайте параграф и заполните таблицу.

    Сообщение нескольких учащихся с опорой на таблицу.

    3) УПР. 20 (устно)

    - С какой целью автор даёт такое описание избы?

    - Какие изобразительно-выразительные средства языка при этом использует?

    - Какие размышления вызывает у Вас этот фрагмент?

    - Какой подтекст, по Вашему мнению, содержит данный фрагмент?

    - К какой функциональной разновидности языка принадлежит текст? Обоснуйте своё мнение.

    5. Закрепление изученного

    Самостоятельная работа.

    - Определите, какие средства художественной выразительности использованы в каждом фрагменте.

    Опрятней модного паркета
    Блистает речка, льдом одета.
    Мальчишек радостный народ
    Коньками звучно режет лед;
    На красных лапках гусь тяжелый,
    Задумав плыть по лону вод,
    Ступает бережно на лед,
    Скользит и падает; веселый
    Мелькает, вьется первый снег,
    Звездами падая на брег.

    (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

    Дома в Москве уже всё было по-зимнему, топили печи, и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, и няня ненадолго зажигала огонь. Уже начались морозы. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море.

    (А. Чехов «Дама с собачкой»)

    Снег девственным пластом лежал на крышах, шапкой сидел на кронах каштанов, снег устилал плац ровно, и только несколько разбегающихся дорожек следов показывали, что истоптали его только что. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

    Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. (Н. Гоголь «Вечера на хуторе….») 

    6. Подведение итогов. Рефлексия

    - О каком функциональном стиле речи сегодня говорили?

    - Каковы особенности?

    7. Д/з

    Приложение

    Определите, какие средства художественной выразительности использованы в каждом фрагменте.

    Опрятней модного паркета
    Блистает речка, льдом одета.
    Мальчишек радостный народ
    Коньками звучно режет лед;
    На красных лапках гусь тяжелый,
    Задумав плыть по лону вод,
    Ступает бережно на лед,
    Скользит и падает; веселый
    Мелькает, вьется первый снег,
    Звездами падая на брег.

    (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

    Дома в Москве уже всё было по-зимнему, топили печи, и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, и няня ненадолго зажигала огонь. Уже начались морозы. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море.

    (А. Чехов «Дама с собачкой»)

    Снег девственным пластом лежал на крышах, шапкой сидел на кронах каштанов, снег устилал плац ровно, и только несколько разбегающихся дорожек следов показывали, что истоптали его только что. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

    Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. (Н. Гоголь «Вечера на хуторе….») 

    Определите, какие средства художественной выразительности использованы в каждом фрагменте.

    Опрятней модного паркета
    Блистает речка, льдом одета.
    Мальчишек радостный народ
    Коньками звучно режет лед;
    На красных лапках гусь тяжелый,
    Задумав плыть по лону вод,
    Ступает бережно на лед,
    Скользит и падает; веселый
    Мелькает, вьется первый снег,
    Звездами падая на брег.

    (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

    Дома в Москве уже всё было по-зимнему, топили печи, и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, и няня ненадолго зажигала огонь. Уже начались морозы. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море.

    (А. Чехов «Дама с собачкой»)

    Снег девственным пластом лежал на крышах, шапкой сидел на кронах каштанов, снег устилал плац ровно, и только несколько разбегающихся дорожек следов показывали, что истоптали его только что. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

    Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. (Н. Гоголь «Вечера на хуторе….») 

    https://mz.3dn.ru/tropy.jpg

    https://mz.3dn.ru/tropy.jpg



    Предварительный просмотр:

    Прочитайте текст из книги «Мастера: новеллы о художниках».

    Море и небо — вот поистине колдовской калейдоскоп самых фантасмагорических сочетаний колеров, бликов и пятен.

    Изменяемость отношений красок моря и неба, смена состояний мгновенны, и поэтому мастерство, изображающее эту красоту на холсте или бумаге, выделено в особый жанр, и пейзажисты, изображающие море, зовутся маринистами.

    Маринист... Это гордое, звонкое слово само уже несет в себе запас романтики, от него как будто исходит дыхание моря с его бесконечным, беспокойным и могучим движением. Художник моря! Этот жанр дался по-настоящему очень немногим большим живописцам, ибо, чтобы изобразить стихию моря, надо быть и вдохновенным поэтом. Так написать душу моря, чтобы стать как бы частью этой красоты.

    Поэтому великих маринистов во всей истории мировой живописи можно насчитать лишь с десяток. Не больше.

    Среди самых крупных и виртуозных певцов моря был наш соотечественник Иван Константинович Айвазовский - художник с невероятной маэстрией, покоривший все трудности живописи и с изумляющей, кажущейся простотой и легкостью достигший самых вершин этого трудного жанра.

    1. Какова его тема, основная мысль (запишите)?
    2. Определите тип и стиль речи? Свой ответ обоснуйте (запишите).
    3. Выделите микротемы и составьте план текста, запишите его в тетрадь.
    4. Выпишите средства выразительности, использующиеся в тексте. С какой целью они используются?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»

    Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языкахудожественной литературы.    Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...

    Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

    Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...

    Уроки для 11 кл. по А.И. Власенкову № 35-37. Язык художественной литературы.

    Литературный язык и язык художественной литературы....

    Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»

    В разработке данного урока русского языка представлен и теоретический, и практический материал по указанной теме....

    Взаимосвязь ,русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

    http://Взаимосвязь ,русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах....

    Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"

    На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...