Русский язык – язык художественной литературы
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

По учебнику Л.М. Рыбченковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_russkiy_yazyk_-_yazyk_hudozhestvennoy_literatury.docx104.77 КБ
Файл 6_dz.docx470.21 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык – язык художественной литературы

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

Орфографический практикум на стр.14

- О каком функциональном стиле мы говорили на прошлом уроке?

- Назовите особенности этого стиля.

  1. Мотивация. Целеполагание.

УПР.17

- Сравните тексты и определите, в чём их сходство и различие.

- К какой функциональной разновидности принадлежит каждый текст? Обоснуйте своё мнение.

- Обратите внимание на второй текст. Найдите в нём известные Вам тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Раздача опорных схем.

- Сегодня Мы будем работать с такими видами текстов. Запишите тему.

Тексты, относящиеся к художественному стилю, изобилуют различными художественно-выразительными средствами.

4. Работа по теме урока.

1) Перепишите второй текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

2) УПР. 19

- Перед Вами таблица, которая поможет подготовить сообщение о языке художественной литературы. Прочитайте параграф и заполните таблицу.

Сообщение нескольких учащихся с опорой на таблицу.

3) УПР. 20 (устно)

- С какой целью автор даёт такое описание избы?

- Какие изобразительно-выразительные средства языка при этом использует?

- Какие размышления вызывает у Вас этот фрагмент?

- Какой подтекст, по Вашему мнению, содержит данный фрагмент?

- К какой функциональной разновидности языка принадлежит текст? Обоснуйте своё мнение.

5. Закрепление изученного

Самостоятельная работа.

- Определите, какие средства художественной выразительности использованы в каждом фрагменте.

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Дома в Москве уже всё было по-зимнему, топили печи, и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, и няня ненадолго зажигала огонь. Уже начались морозы. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море.

(А. Чехов «Дама с собачкой»)

Снег девственным пластом лежал на крышах, шапкой сидел на кронах каштанов, снег устилал плац ровно, и только несколько разбегающихся дорожек следов показывали, что истоптали его только что. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. (Н. Гоголь «Вечера на хуторе….») 

6. Подведение итогов. Рефлексия

- О каком функциональном стиле речи сегодня говорили?

- Каковы особенности?

7. Д/з

Приложение

Определите, какие средства художественной выразительности использованы в каждом фрагменте.

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Дома в Москве уже всё было по-зимнему, топили печи, и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, и няня ненадолго зажигала огонь. Уже начались морозы. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море.

(А. Чехов «Дама с собачкой»)

Снег девственным пластом лежал на крышах, шапкой сидел на кронах каштанов, снег устилал плац ровно, и только несколько разбегающихся дорожек следов показывали, что истоптали его только что. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. (Н. Гоголь «Вечера на хуторе….») 

Определите, какие средства художественной выразительности использованы в каждом фрагменте.

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Дома в Москве уже всё было по-зимнему, топили печи, и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, и няня ненадолго зажигала огонь. Уже начались морозы. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море.

(А. Чехов «Дама с собачкой»)

Снег девственным пластом лежал на крышах, шапкой сидел на кронах каштанов, снег устилал плац ровно, и только несколько разбегающихся дорожек следов показывали, что истоптали его только что. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. (Н. Гоголь «Вечера на хуторе….») 

https://mz.3dn.ru/tropy.jpg

https://mz.3dn.ru/tropy.jpg



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст из книги «Мастера: новеллы о художниках».

Море и небо — вот поистине колдовской калейдоскоп самых фантасмагорических сочетаний колеров, бликов и пятен.

Изменяемость отношений красок моря и неба, смена состояний мгновенны, и поэтому мастерство, изображающее эту красоту на холсте или бумаге, выделено в особый жанр, и пейзажисты, изображающие море, зовутся маринистами.

Маринист... Это гордое, звонкое слово само уже несет в себе запас романтики, от него как будто исходит дыхание моря с его бесконечным, беспокойным и могучим движением. Художник моря! Этот жанр дался по-настоящему очень немногим большим живописцам, ибо, чтобы изобразить стихию моря, надо быть и вдохновенным поэтом. Так написать душу моря, чтобы стать как бы частью этой красоты.

Поэтому великих маринистов во всей истории мировой живописи можно насчитать лишь с десяток. Не больше.

Среди самых крупных и виртуозных певцов моря был наш соотечественник Иван Константинович Айвазовский - художник с невероятной маэстрией, покоривший все трудности живописи и с изумляющей, кажущейся простотой и легкостью достигший самых вершин этого трудного жанра.

  1. Какова его тема, основная мысль (запишите)?
  2. Определите тип и стиль речи? Свой ответ обоснуйте (запишите).
  3. Выделите микротемы и составьте план текста, запишите его в тетрадь.
  4. Выпишите средства выразительности, использующиеся в тексте. С какой целью они используются?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...

Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»

В разработке данного урока русского языка представлен и теоретический, и практический материал по указанной теме....

Взаимосвязь ,русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

http://Взаимосвязь ,русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах....

Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"

На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...

Язык художественной литературы на уроках русского языка

Статья рассматривает важность качественного отбора дидактического материала на уроки русского языка, связь уроков русского языка и уроков литературы. Приводятся примеры использования текстов изученных...

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства

В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...