Урок по теме "Множественное число существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Стягова Татьяна Юрьевна

Полное описание урока, презентация и раздаточный материал для обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта с дидактической структурой урока

  1. Ф.И.О. учителя: Стягова Татьяна Юрьевна
  2. Класс: 5 б    Дата: 23.03.2017 г.    Предмет: русский язык   Место и роль урока в изучаемой теме:    раздел «Морфология».

3. Ресурсы учителя:               Ресурсы сети Интернет: 1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru) 2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (  http://www.testsoch.com)    Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 20112. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе.  М. Мнемозина, 2003;  2.. С.И.Львова, В.В.Львов Русский язык  М. Мнемозина, 2007; 3. «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010

4. Ресурсы для обучающихся: учебник под ред. Т.А.Ладыженской, тетрадь, раздаточный материал

    5. Оборудование урока: ПК; интерактивная доска, презентация к уроку.

    6. Межпредметные связи: литература

Тема

Множественное число имен существительных

Тип урока

урок изучения новых знаний

Цель

Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» способа  правописания окончаний имен существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, на основе анализа и сравнения слов

Задачи

  1. Образовательные: 
  • сформировать умения применять правило написания окончаний мн.числа существительных.
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические   умения.
  1. Развивающие:
  • осуществлять системно-деятельностный подход;
  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;
  • воспитывать ценностное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • формировать взаимодействие учащихся в  парной работе на основе уважения друг к другу.

Основное содержание темы, термины и понятия

Знать условия правописания  в окончаниях имен существительных множественного числа, уметь их применять

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений

 Продолжать формирование общеучебных знаний, умений и  навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов              в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания,  стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

I. Оргмомент.

 1 мин.

  1. Приветствие.  Настрой класса.

 

 

Проверка готовности к уроку.

 Садитесь, пожалуйста.  

Включение  в деятельность

 мобилизация внимания, уважение к окружающим;(Л)

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К);

 саморегуляция (Р)

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1 мин.

 Определить склонение существительных.

Устная работа, определяют склонение существительных

 

Владеть приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения, (П);

  осознанное и произвольное построение  речевого высказывания (П);

 подведение под понятие (П);

 выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в   пробном действии (Р);

 волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 аргументация своего мнения и позиции (К);

 учет разных мнений (К);

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.(К)

III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).

5 мин.

Проблемная ситуация.

Определяем основной вопрос урока. (Этот материал представлен в презентации, работа проводится при закрытых учебниках.) слайд

Какое слово лишнее? Попробуем определить тему урока? Как вы думаете чем мы будем заниматься? Какую цель перед собой поставим? Слайд, следующий слайд

Самостоятельная работа. Заполнить таблицу (раздаточный материал)

 

 

Обучающиеся  работают в тетрадях.

 поиск цели урока, формулирование проблемного вопроса.

 Работа в парах (партнеры по плечу). Самопроверка. Самооценка своей работы.

Целеполагание(Р)

Высказывание предположения на основе наблюдений.

Формулирование проблемы урока. (П);

определение основной и второстепенной ин-

формации (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в ком-

муникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

IV. Открытие нового знания.

3 мин.

Наблюдение по написанию множественного числа именительного падежа. Вывод

Работа по таблице.

Самостоятельная формулировка правила написания

 

Анализ, синтез, сравнение, обобщение,  (П);

использование знаково-символических средств(П);

подведение под понятие (П);

 установление причинно-следственных связей

(П);

 построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

 учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л);

V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений.

.       15 мин.

 Тренировочные упр 1. Составление словосочетаний.  Слайд

 

 Работа над орфоэпическими нормами с существительными на окончания А-Я;

Работа над орфоэпическими нормами с существительными на окончания И-Ы.

Вывод.

Знакомство с общей таблицей по окончаниям.

 Работа по учебнику. Выполнение упр 550

Устная работа по слайду.

Работа по множественному числу существительных в родительном падеже. Слайд.

Знакомство с нормами форм родительного падежа. Примеры для запоминания. Слайд.

Работа по учебнику. Упр 554

Устное упр по мн числу. Слайд

 Устная работа

Работа по орфоэпии. Самостоятельно делаем вывод, о том существительные какого рода имеют окончания А-Я, а какие И-Ы

Формулировка общего правила

Работа по учебнику в парах (партнеры по лицу)

Формулировка правила. Когда у существительных пишется ь знак, а когда нет.

Наблюдение, запоминание нормативных форм множественного числа.

Письменная работа по образцу в учебнике

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П);

  использование знаково-символических средств(П);

установление причинно-следственных связей

(П);

 построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий (П);

 самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

 осознанное и произвольное контроль, коррекция, оценка (Р);

Физкультминутка (2 мин.)

Нашли партнера для составления диалога. Продавец –покупатель.

Ребята самостоятельно разбиваются по парам и составляют диалог.

построение

речевого высказывания (П);

VI. Включение нового в систему знаний и повторение. 10 мин.

 

Развитие лексического умения  соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения

 По толкованию лексических значений узнайте слово,  правильно произношение.

  Работа с использованием знаний по лексике

 

Включение нового  знания в систему знаний (П)

совершенствовать орфографические умения(П)

VII. Итог урока.

3 мин.

 Тестирование. Индивидуальная работа

 

 

 

индивидуальная работа, проверка знаний по теме.

 

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

 самооценка на основе критерия успешности

(Л);

Рефлексия

1 мин.

«СМС сообщения»

           Сегодня я узнал…

           Было трудно…

Особенно интересно было…

 

рефлексия способов и условий действия (П);

 адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

 выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

 использование критериев для обоснования своего суждения (К);

VII. Домашнее задание.

1 мин.

  1.  Домашняя работа. П.98, упр 555

Запись в дневниках

 Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.(П)

 



Предварительный просмотр:

Тест для закрепления в формате ГИА            Тест для закрепления в формате ГИА             

          

1. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) партизанов
4) шофёры

1. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) тренера

2. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) мастера
3) тренер
4) месяц

2. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) столяр
2) купол
3) сторож
4) доктор

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) докторы
4) шофёры

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) инженера

4. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) директор
3) тренер
4) месяц

4. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) герб
2) купол
3) сторож
4) доктор

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) 100 граммов
2) пляска цыган
3) нет сапог
4) пара носок

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) группа кадет
2) много ананасов
3) 1 кг помидор
4) 1 кг яблок

Падежи

Именит. падеж

воробьи

цветы

листья

Род. падеж

воробьев

Дат. падеж

Вин. падеж

листья

Твор. падеж

Пред. падеж

о цветах

Падежи

Именит. падеж

воробьи

цветы

листья

Род. падеж

воробьев

Дат. падеж

Вин. падеж

листья

Твор. падеж

Пред. падеж

о цветах

Падежи

Именит. падеж

воробьи

цветы

листья

Род. падеж

воробьев

Дат. падеж

Вин. падеж

листья

Твор. падеж

Пред. падеж

о цветах

Падежи

Именит. падеж

воробьи

цветы

листья

Род. падеж

воробьев

Дат. падеж

Вин. падеж

листья

Твор. падеж

Пред. падеж

о цветах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе

Слайд 2

Обозначьте склонения имен существительных Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, тетрадь, дружба , ручка, пенал, книги, карандаш, линейка Какое слово здесь лишнее и почему? Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд 3

Множественное число имен существительных.

Слайд 4

Цели урока: Познакомиться со склонением имен существительных во множественном числе. Познакомиться с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Слайд 5

Единственное и множественное число имен существительных Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. Имена существительные, обозначающие несколько предметов, находятся во множественном числе.

Слайд 6

Заполнить таблицу по образцу Падежи И. п. воробьи цветы листья Р. п. воробьёв Д. п. В. п. листья Т. п. П. п. о цветах

Слайд 7

Проверь! При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение. Падежи И. п. воробьи цветы листья Р. п. воробьёв цветов листьев Д. п. воробьям цветам листьям В. п. воробьёв цветы листья Т. п. воробьями цветами листьями П. п. о воробьях о цветах о листьях

Слайд 8

Именительный падеж множественного числа Женский род Мужской род Средний род Книги, буквы, мысли Словари, алфавиты; Профессора, Слова, предложения -и (- ы ) -и (- ы ) -а (-я ) -а (-я )

Слайд 9

Составьте и запишите словосочетания листы листья Зубы зубья

Слайд 13

Работа с учебником в парах Упр. 550 Запишите существительные в именительном падеже множественного числа в алфавитном порядке.

Слайд 14

С Ь или без Ь? Обозначьте условия выбора этих букв. С крыш(?), около дач (?), много задач (?), нет передач (?), из училищ(?), длинная реч (?), из-за туч (?), густая рож(?), наша молодеж (?).

Слайд 15

Много Яблок помидоров Носков чулок

Слайд 18

Работа с учебником в парах Упр. 554 Перепишите, раскрывая скобки.

Слайд 21

Самостоятельная работа Выполнить тест, распечатка на столе, вариант №1 – ученики 1,2; Вариант №2 – ученики 3,4. Работу подписать.

Слайд 22

Итог урока. - Чему учились на уроке? - Что больше всего понравилось на уроке? - Ваши предложения.

Слайд 23

Домашнее задание Параграф 98 Упр. 555



Предварительный просмотр:

Краткий план по ходу урока

 

  1. Оргмомент. Настрой класса.
  2. Задание (устно) определить склонение существительных. Слайд.
  3. Какое слово лишнее? Попробуем определить тему урока? Как вы думаете чем мы будем заниматься? Какую цель перед собой поставим?
  4. Запишите в тетради число, тему урока.
  5. На каждом столе лежит таблица, которую необходимо заполнить индивидуально.
  6. Самопроверка. Поставьте себе оценку.
  7. Обратим внимание на окончания существительных во мн ч именительного числа Слайд.
  8. Сформулируйте вывод. Скажите существительные с окончаниями И-Ы какого рода, а окончания –А-Я какого рода?
  9. Задание на составление словосочетаний (устно) Слайд.
  10.  Сейчас мне хочется познакомить вас с нормами употребления форм именительного падежа существительных на _А-Я читаем, обращаем внимание на ударение в словах Слайд
  11.  А также с нормами употребления форм именительного падежа существительных на И-Ы, также обращаем внимание на ударение в словах. Слайд
  12.  Формулируем  общее правило Слайд
  13. Работа по учебнику. Работа в парах. (А+Б) партнеры по лицу.
  14. Следующее задание устно. Слайд. Самостоятельно сформулируем правило.
  15. Теперь перейдем к множественному числу существительных родительного падежа. Слайд. Некоторые нормы нормативного произношения необходимо запомнить
  16. Следующий слайд для запоминания
  17. Устная работа по орфоэпии, обратите внимание на слова, у которых ударение падает на окончание
  18. Работа по учебнику. По образцу. Слайд
  19. Устная работа по группам. Проговариваем вслух. Проверяют №__
  20. Физкультминутка. Ищем пару для составления диалога «Продавец – покупатель»
  21. Словарная работа. Слайд. От лексического значения слова зависит ударение во мн числе существительных
  22. Самостоятельная работа. Тестирование по теме.
  23. Итог урока. Рефлексия. СМС
  24. Домашняя работа. П.98, упр 555

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по английскому языку для начальных классов по теме "Множественное число существительных".

На уроках английского языка большое внимание уделяется изучению грамматики. В начальной школе необходимо представить грамматические правила ученикам в доступной им форме. В данной разработке урока исп...

Урок по английскому языку в 3 классе "Забавные животные. Множественное число существительных - исключений"

Данный урок подходит для учителей, работающих в неязыковых школах по программе "Spotlight".Посвящён грамматической теме "Множественное число существительных - исключений" .Содержит:1) Презентацию...

Открытый урок «Множественное число существительных» с применением ИКТ и сервера LEARNING.Apps.

Открытый урок  «Множественное число существительных» с применением ИКТ и сервера LEARNING.Apps. к УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н.Трубаневой «Enjoy English» 2 класс ....

Урок английского языка в ТДМ по теме "Множественное число существительных"

Урок английского языка в 3 классе (можно во 2 классе) в технологии деятельностного метода...

Урок английского языка в ТДМ по теме "Множественное число существительных"

Урок английского языка в 3 классе (можно во 2 классе) в технологии деятельностного метода...