Урок русского языка в 6 классе по теме: "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mestoimenie.docx25.37 КБ
Файл prezentatsiya_mestoimenie.pptx74.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Местоимение» в 6 классе.

Цели урока :

  1. Обучающая – повторить, обобщить, закрепить теоретические сведения о местоимениях, научить отличать разряды друг от друга, закрепить навык правописания местоимений, нормы употребления их в речи;
  2. Развивающая – продолжить формирование навыка работы в группе, само- и взаимооценки;
  3. Воспитывающая – на материале творчества В.Г. Распутина затронуть проблему взаимоотношений учеников и учителей, подростков, вопросы нравственности.

Эпиграф : «Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова.»

А. Реформатский.

Формы работы:

  1. Устный фронтальный опрос.
  2. Творческие сообщения.
  3. Работа над грамматическими ошибками.
  4. Объяснительный диктант.
  5. Тест.

Оборудование :

  1. Электронная презентация.
  2. Раздаточный справочный материал.
  3. Тестовые задания.

Ход урока.

Организационный момент.

Слайд 2.

Здравствуйте. Я рада видеть всех на очередном уроке русского языка. Кто находится в хорошем настроении  и готов к плодотворной работе, тот может сесть. Надеюсь, никто не испытывает какого –либо дискомфорта и каждый нацелен на высокий результат. Мой заряд энергии передаётся вам. Что ждёт впереди? Узнаем вместе и намотаем себе на ус.

Подводящая беседа:

Судя по выделенным словам, вы уже догадались, что тема урока – Местоимение. Мы завершили её изучение. Чем мы занимались на уроках? Что делали?

Какую цель ставим перед собой сегодня? (Повторить, обобщить, закрепить  изученное).

Каковы конкретные задачи? (Научиться определять разряды, закрепить правописание, практиковаться в употреблении без речевых и грамматических ошибок).

Для чего нужен этот урок? Где можно будет применить полученные знания? (В повседневной речи.)

Обобщение :

Действительно, знание местоимений очень важно, они занимают третье место по употреблению в речи  после существительных и глаголов. Их мир чрезвычайно разнообразен и богат. Неслучайно академик Реформатский сказал: «Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова.» (Слайд 3).

 Предлагаю поближе познакомиться с этим запасным составом. Переходим к основной части урока.

Основная часть.

  1. Начнём с устного опроса. Дайте определение местоимения. (Работа по опорной таблице на слайде 4 и в раздатках).
  2. Перечислите названия разрядов местоимений. (Слайд 4)
  3. Сообщения о разрядах. (Вы получили задание объединиться в пары и презентовать какой-либо разряд, выбрав по своему желанию тип и стиль речи. Это могла быть сказка, песня, доклад и т.п.)

Личные .

Мы решили перечислить личные местоимения с помощью песни: « Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе – дружная семья, в слове МЫ сто тысяч Я». Они называются личными, потому что имеют лицо. Изменяются по родам, числам, падежам. С предлогами пишутся раздельно. Если слово начиналось с гласного, то в падежных формах добавляется буква Н, например, она – к ней, он – за ним. Чаще бывают подлежащими и дополнениями.

Возвратное.

Местоимение СЕБЯ всегда в гордом одиночестве, у него нет даже именительного падежа. Оно такое жадное, что сократилось до суффикса СЯ, состоящего  всего из двух букв, и встречается только в инфинитиве, чтобы показать, что действие направлено на себя. Встречается во фразеологических оборотах. Может «уйти в себя», т.е. задуматься, может «выйти из себя», т.е. рассердиться, может «быть себе на уме», т.е. хитрить, может «взять на себя», т.е. обязаться что-либо исполнять.

Вопросительно – относительные.

В одном городе родилось сразу несколько пар близнецов, и назвали их родители почти одинаково: кто? Кто; что? Что; какой? Какой; каков? Каков; сколько? Сколько; чей? Чей; который? Который. И те, кому не досталось вопросительного знака, обиделись и стали братьям завидовать. Спросят родители: «Кто мыл посуду?» Они отвечают: «Мы не знаем, кто мыл». «Что случилось?» «Мы не скажем, что случилось». «Чья очередь делать уборку?» «Сами решайте, чья очередь». Так и не могут договориться.

Неопределённые.

Мы хотим предложить вам решить математическую задачу, вот её условие.

«В некотором царстве жил-был кто-то, и было у него какое-то что-то. Некто попросил у кого-то сколько-нибудь чего-либо, и кое у кого осталось ещё сколько-то. Скажите, что это».

 Мы видим, что решить эту задачу невозможно, так как местоимения только указывают на предмет, признак и количество, но не называют их. Они образуются путём присоединения к относительным местоимениям приставки кое- и суффиксов         -то, -либо, -нибудь.

Отрицательные.

У относительных местоимений есть друзья, которые жалеют, что у них нет своего знака препинания, как у братьев-близнецов, и стараются присоединить к ним другие приставки, например, НИ, но всё равно получается «никто, ничто, никакой, ничей, нисколько». Хорошо ещё, что пишутся они слитно, и им не так одиноко.

Притяжательные .

Эти местоимения похожи на магнитики, потому что указывают на принадлежность кому-нибудь. У них один общий вопрос – чей? И все члены дружной семьи откликаются: мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их. Они любят ездить на море, качаться на волнах, и поэтому их надо подчёркивать волнистой линией – это определения.

Указательные.

Ещё одна высокомерная семейка. Любят только указывать: сделай то, сделай это, дай столько, купи такое, сам таков. Ещё они указывают, как надо произносить само местоимение «столько» (Изменить по падежам с правильным ударением).

Определительные.

Наша семья живёт в общежитии, и в одной комнате размещаются: весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой. Они всегда приходят на помощь и заменяют друг друга. Но в общении  и с этими словами надо быть осторожными, не все слова сочетаются друг с другом. В любое время (нельзя говорить в каждое время) и т.п.

Обобщение учителя:

Вы представили все группы местоимений. Чьё выступление понравилось больше всех? Почему? (Выставление оценок друг другу, их комментирование).

Теперь давайте вернёмся ко 2-му слайду и постараемся указать разряды всех местоимений (по цепочке 2-ой ряд).

  1. Не забывайте, что одни и те же слова могут относиться к разным группам. Посмотрим, как вы это умеете определять.

 (Слайд 5)

Мои постоянные выигрыши щекотали его нервы, и Вадик снова допустил меня к игре.

«Его давно не били,» - сказал Птаха.

(Слайд 6)

Запах её духов я принимал за дыхание.

Тут я её спрашивал, без всяких артиклей.

Дополнительно : объясните расстановку знаков препинания.

Из какого произведения эти предложения? Какие фрагменты упомянуты?

 Как вы относитесь  к сложившимся ситуациям? Дайте моральную оценку поступкам героев.

  1. Какие разряды местоимений вызывают затруднения в правописании? (Объяснительный диктант у доски)

Я знаю, что ты голодаешь. Обещаю больше никаких посылок не отправлять, но эту возьми. Сколько у нас сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают. А ты способный мальчишка, и школу тебе бросать нельзя.

Откуда мне было знать, что никому не прощалось, если в каком-нибудь деле он вырывается вперёд? Для других он выскочка, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом. В ту осень я постигал эту науку на своей шкуре.

Дополнительные вопросы отвечающим (слайд 9) Найти и исправить речевые и грамматические ошибки:

Все, кто уехали из деревни, очень скучали по ней.

Распутин – самый известнейший писатель-деревенщик.

Школа стояла на линейке, и они ждали раскаяния ученика.

В ихние планы не входило отдавать мальчику выигранную кассу.

  1. Основные вопросы, связанные с местоимениями, мы повторили. Приступаем к выполнению самостоятельной работы.

Укажите разряд местоимений, подчеркните их как член предложения.

(Н..)кто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый и не понимал ещё, какие испытания ждут меня на новом месте. Н..( с) кем из ребят я тогда ещё не сошёлся, но во время игры я стал получать деньги каждый день. Если Вадик тюкал какую (нибудь) монетку к себе, я пользовался своим приёмом , накатывал её от себя. (Самопроверка, слайд 10)

  1. Кто справится с работой раньше, принимает участие в  викторине по пословицам с использованием местоимений. Объясните значение пословиц, укажите разряд местоимений.

Слайд 11.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

Что вымучит, то и выучит.

Свои собаки грызутся – чужая не приставай.

У каждой пташки свои замашки.

Нашему Ванюшке всё под ногами камушки.

Какова псу кормля, такова его и ловля.

Век живи – век учись.

Заключительный этап урока.

Учиться, конечно, очень важно и нужно , но я думаю, мы прислушаемся к совету В.Г. Распутина, у которого есть рассказ под названием «Век живи – век люби.» Любите свой родной язык, школу, своих одноклассников, родителей, хорошую книгу, будущую профессию, людей, Родину. Сегодня урок окончен, всем спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторяем, обобщаем, закрепляем! Местоимение

Слайд 2

Здравствуйте! Я рада видеть всех на очередном уроке русского языка. Кто находится в хорошем настроении и готов к плодотворной работе, тот может сесть. Надеюсь, никто не испытывает какого –либо дискомфорта и каждый нацелен на высокий результат. Мой заряд энергии передаётся вам . Что ждёт впереди? Узнаем вместе и намотаем себе на ус.

Слайд 3

Академик А. Реформатский: « Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова.»

Слайд 4

Разряды местоимений: Личные Возвратное Вопросительные Относительные Притяжательные Неопределённые Отрицательные Указательные Определительные

Слайд 5

Определи разряд местоимения Мои постоянные выигрыши щекотали его нервы, и Вадик снова допустил меня к игре. «Пацаны, его давно не били,» - сказал Птаха. Дополнительно: звонит, средства, жалюзи, дремота, искра .

Слайд 6

Определи разряд местоимения Её пальцы беззастенчиво подвинули монетку. Тут я её спрашивал, без всяких артиклей. .

Слайд 7

Объяснительный диктант с самопроверкой Я знаю , что ты голодаеш ь . Обещаю больше никаких посылок не отпр а влять , но эту возьми. Сколько у нас сытых лоботрясов , которые ни в чём ничего не сообр а жают. А ты способный мальчишка , и школу тебе бросать нельзя.

Слайд 8

Объяснительный диктант Откуда мне было знать , что никому не прощалось , если в каком-нибудь деле он вырывается в перёд? Для других он выскочка, и больше всех его не навидит тот , кто идёт за ним следом. В ту осень я постигал эту науку на своей шкуре.

Слайд 9

Исправьте речевые и грамматические ошибки Все, кто уехали из деревни, очень скучали по ней. Распутин – самый известнейший писатель-деревенщик. Школа стояла на линейке, и они ждали раскаяния ученика. В ихние планы не входило отдавать мальчику выигранную кассу.

Слайд 10

Проверочная работа (Н..)кто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый и не понимал ещё какие испытания ждут меня на новом месте. Н..( с) кем из ребят я тогда ещё не сошёлся но в игру меня приняли и я стал получать деньги каждый день. Если Вадик тюкал какую ( нибудь ) монетку к себе то я пользовался своим приёмом накатывал её от себя.

Слайд 11

Объясните значение фразеологизмов Моя хата с краю, я ничего не знаю. Что вымучит, то и выучит. Свои собаки грызутся – чужая не приставай. У каждой пташки свои замашки. Нашему Ванюшке всё под ногами камушки. Какова псу кормля , такова его и ловля. Век живи – век учись.

Слайд 12

Век живи – век люби. Домашнее задание: готовиться к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар в 6 классе по теме "Местоимения"

урок с элементами групповой работы...

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...