"Знакомство с новой частью речи.Деепричастие" урок-конспект
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Ефремова Елена Юрьевна

Цели урока:

Обучающие: изучение лексических, грамматических особенностей
деепричастий; распознавание деепричастий; определение их грамматические признаков
Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;
развитие познавательных способностей: речи, логического мышления, внимания
Воспитательные: воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание
интереса к родному языку. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деепричастие как часть речи
Класс: 7

Тип урока: 03Н (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии
деятельностнога метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями
деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки
Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание
Воспитательные: воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание
интереса к родному языку.

Планируемые УУД:

Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в
форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою
способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавотельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе определения деепричастий.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма
выполнения задания.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с
за
даниями.

Учебники: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений.
/М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.М.: Просвещение, 2013 г.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Ход урока

        I.          

Приветствие. Настрой учащихся на работу через положительные эмоции.

Слайд №1 Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки
, как светлый и радостный праздник.
Есть другие - как страшный мучительный сон.

- А когда уроки проходят, как праздник?

- Что для этого нужно?

II.        Актуализация знаний

Слайд №2

- Я предлагаю вам прочитать про себя предложения.

- Теперь ( ученик) читает вслух 1,2 предложения, объясняя орфограммы.

- Следующий ученик читает 3,4 предложения, объясняя орфограммы.

  1. Солнце поднималась из-за леса и оз.ряло верхушки деревьев.
  1. Солнце поднималась из-за леса, оз.ряя верхушки деревьев.
    3.Высоко в небе л.тят , курлыч.т журавли.

4 Высоко в небе л.тят, курлыча журавли.

III. Постановка учебной задачи ( с побуждающим диалогом)

Задание к записанным предложениям

- Выпишите грамматические основы предложений. ( проверка)

- Найдите слова, обозначающие действие

- Определите действие по степени важности ( в каком предложении выделенные слова

обозначают равноправные действия, а в каком- неравноправные .добавочные)?

На слайде остаются только 1,2 предложения.
-
Назовите части речи, которые связаны с действием.

- у какого слова вы не можете определить часть речи?

        IV.         Формирование темы урока учащимися
(Будем знакомиться с новой частью речи)

-Деепричастие как часть речи (Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради)

- А что вы должны узнать на уроке?

а. Что обозначает эта часть речи?
б
. На какие вопросы отвечает?

в. Чем является в предложении?
г
. Для чего употребляется?

д. Мы должны уметь находить в предложении эту часть речи

Слайд №З

Деепричастие как часть речи

-Если сказуемое-основное действие, то деепричастие какое обозначает действие?
( дополнительное второстепенное)

-Как вы думаете, от какой части речи образуется деепричастие, если деепричастие-
дополнительное действие к основному?

  1. Дистанционный диктант ( работа в группах)

( 2 ученика диктуют, каждый своей группе, четырехстишие, которое они должны
запомнить
, прочитав его на листах)

Взбесилась ведьма злая
И снегу
, захватя,
Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

VI.

Слайд 4 Самопроверка

-Найдите в тексте деепричастия.

-Как вы их будете находить? ( Сначала находим сказуемое-основное действие, а затем

определяем слово, в котором заключено дополнительное действие.)
К доске вызывается учени
к.

-Поставьте вопросы к деепричастию.

-От каких слов будем ставить вопросы ?( от глаголов-сказуемых)

-Запишите словосочетание глаг. –сказ.+ деепричастие.

Х  как? что сделав?

Пустила  захватя
х как? что делая?

Пустила убегая

-От каких глаголов отбразованы деепричастия?

-Можем мы определить вид деепричастия, если оно образовано от глагола, а глаголы

бывают совершенного и несовершенного вида?

хватить( с.в. )- захватя (с.в)
Убегать(н.в. )
-убегая(н.в.)

-Какой вывод мы можем сделать?

1Деепричастия относятся к глаголу-сказуемому ,обозначают дополнительное действие.
2.0твечают на вопросы :как? что сделав? что делая?

3.Бывают с.в. и н.в.

-Все перечисленные признаки ,кроме вопроса как? относятся к глагольным признакам
деепричастия

-А какая часть речи отвечает чаще всего на вопрос как? (наречие)

-Скажите, а наречия изменяются?

-Попробуйте изменить деепричастие.

Вывод: деепричастие- неизменяемая часть речи.

-В предложении слова ,отвечающие на вопрос как? являются обстоятельством

VII.

А теперь давайте отдохнем!  Динамическая разминка

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, можем.

Напоследок потянулись,

Все друг другу улыбнулись,

От разминки раскраснелись

И за парты все уселись.

VIII.         Чтение материала в учебнике
Работа в парах

Слайд №5

3аполнитетаблицу

Признаки глагола

Признаки наречия

1.

Добавочное действие;

1.

Неизменяемость;

2.

Вид.

2.

Вопрос как?

3.

Синтаксическая роль-

обстоятельство

        IX.         Работа в парах.

Игра: «Найди пару»

Слайд№6(раздаточный материал)

…, по волосам не плачут

…., не умоешься.

Что имеем, не храним,…

…, не суйся в воду.

Пирога ждать …

Не замочив рук,…

Снявши голову,…

…, не евши спать.

…, потерявши плачем.

Не зная броду,…

-Найдите деепричастия, по каким признакам вы их нашли?

-Определите вид у деепричастий.

        х.         Релаксационная пауза( с закрытыми глазами)
Аудиозапись «Шум моря»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. В лицо дует свежий морской
ветерок. Теплые лучи солнца скользят по телу. Плеск волны о берег успокаивает
вас. Вам хорошо и уютно. А теперь встаньте, сделайте глубокий вдох, потянитесь,
выдох.

XI.         Работа в парах с текстом

-На планете много чудес, созданных природой, одно из них - водопад.

-Перед вами текст, куда нужно вставить деепричастия. (Слова для справок вам

тоже даны). Выберите подходящие .по вашему мнению, деепричастия.

Перед вами Ниагарский водопад. Мощные потоки,-, устремляются вниз с огромной
высоты. Они,-, бегут наперегонки. Вот они ,-, переливаются под лучами солнца, а
ВОТ,-, сливаются с темными скалами.

-Для того ,чтобы описать водопад, эту неукротимую природную стихию, вы
использовали 4 деепричастия. А вот английский поэт Роберт Саути, автор
стихотворения, «Лодорский водопад
»,использовал большое количество
деепричастий.

Слайд 9(стихотворение)
К
ипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь
, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь,вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь. Смеясь и болтая,
К
атясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

-Так для чего же автор ст-я использует так много деепричастий Чтобы сделать текст
ярким, красочным)

Вывод: деепричастия дорисовывают действия предметов. Полно.точно ,эмоционально
выражают чувства и мысли.

Работа с текстами (самостоятельная)

Подведем итоги урока:

Загадку эту отгадать совсем несложно !
Меня с наречием порою спутать можно!
Но помн
ите, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!
(
деепричастие)

-Чем деепричастия похожи на глагол,наречие?

XII.         Рефлексия деятельности

каким урокам мы отнесем сегодняшний урок(урок-праздник или урок-мучительный
сон)?

-Чем вам понравился урок?Или не понравился

-Как вы оцениваете свою работу?

-Что вы усвоили?

-Над чем необходимо поработать?

 Д/з.: Текст на карточках

1.НаЙдите деепричастия и подчеркните как обстоятельство.
2.Выпишите деепричастия.разделив их на группы: сов.в., несов.в.
З.НаЙдите ПОСЛОВИЦЫ,в которых есть деепричастие, написать их вид.

Солнце выглянуло в последний раз и, осветив мрачную сторону горизонта, скрылось.
Вся окрестность вдруг изменилась, принимая мрачный вид. Вот задрожала осиновая
роща. Листья стали мутного цвета. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей,
рассекая воздух. Вспыхивает молния, ослепляя зрение и освещая нас.
Заключительное слово учителя

Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь,

Говорили,улыбаясь,

Отвечали ,не теряясь.

В работе приняли активное участие.
Скажем: «Спасибо деепричастию».

Спасибо, ребята, и вам за урок, мне было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство родителей с УМК нового поколения "Литература" 5-9 классы под редакцией Б.Ланина.

Знакомлю родителей на очередной встрече с ними с учебниками нового поколения "Литература" 5-9 классы под редакцией Б.Ланина. Мы с ребятами участвовали в эксперименте по а...

Знакомство с новыми словами по теме “Furniture” (упражнения).

Обучение лексическим средствам устного общения.Знакомство с новыми словами по теме “Furniture” (упражнения)....

Этап урока: знакомство с новым звуком [d] во 2-м классе

Распространенный способ знакомства с новыми звуками в школе - использование иммитации с персонификацией и последующей стилизацией ( предложение образа и и последующее упрощение). Данный фрагмент урока...

Формулы сокращенного умножения (знакомство с новым материалом)

С помощью данной презентации учащимся можно предложить вывести две формулы сокращенного умножения: квадрат разности и квадрат суммы....

Простейшие задачи в координатах (знакомство с новым материалом)

Презентация может помочь учащимся самостоятельно вывести формулы для вычисления простейших задач в координатах...

Конспект урока по английскому языку: знакомство с новыми буквосочетаниями и теми звуками, которые они передают oo [ʊ], ck [k], ch [tʃ] и гласной Aa [ӕ].

Знакомство детей с новыми буквосочетаниями и теми звуками, которые они передают oo [ʊ], ck [k], ch [tʃ] и гласной Aa [ӕ]....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...