Собственные и нарицательные имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Суркова Надежда Владимировна

Конспект урока на тему: "Сосбтвенные и нарицательные имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imena_sushch._sobstvennye_i_narits_slunitsyna_n.v.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русского языку на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные» 5 класс.

Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч. 2 / М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А Тростенцова [и др.] / под научн. ред. Н.М. Шанского.– 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.        

Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных и нарицательных

Задачи:

а) образовательные:

– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;

– сформировать умение отличать имена собственные от нарицательных;

– сформировать умение правильного написания имен существительных собственных и нарицательных.

б) развивающие:

 – развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы;

– развивать внимание учащихся;

– развивать речь учащихся;

– развивать умение самостоятельно делать выводы;

в) воспитательные:

– воспитывать речевую культуру;

– воспитывать чувство любови к русскому языку;

– продолжить развитие познавательного интереса к предмету;

– воспитание чувства любви к Родине, готовность к защите своего Отечества.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, самостоятельная работа (самостоятельное изучение нового материала с помощью учебника), работа с текстом.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1. Орг. момент. (1мин). Цель: мотивация к началу учебн.деятельности

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Надежда Владимировна, сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Надеюсь, наша работа будет интересной и плодотворной.

Открываем свои тетради.

Подготовка к уроку.

2. Проверка д/з. Цель: проверить усвоен ли материал предыдущего урока.

2.1.  Для начала проведем словарный диктант. (учитель вызывает по одному человеку к доске):

1) Сложение дробей. (как можно проверить безударную гласную о в слове дробей?)

2) Растительный мир (от чего зависит написание а в корне?)

3)Бесчувственный  человек (от чего зависит написание приставки?)

4) Разбить тарелку (от чего зависит написание приставки?)

5) Выращу кактус   (С какими корнями чередуется корень -ращ-)

6) Сладкий мандарин (Как проверяется буква д в корне слова?)

7) Посадки цитрусовых (1) Почему после п в первом слове пишем букву о? 2) Какое чередование в корне можем наблюдать?)

8) Интересная конференция

9) Бесплатный проезд  (Почему перед буквой п пишем в прилагательном с? Какую приставку выделяем в существительном?)

10) шёлковая юбка (Почему после ш пишется ё? Проверь согласный б в корне слова)

11)Прилагать усилия С каким корнем чередуется корень –лаг-

2.2.  Теперь, ребята, проверим ваше домашнее задание. Закрыли все учебники.

Что называют морфологией?

Имя существительное – это….

К какому роду может относиться имя существительное?

Как отличить одушевленное имя существительное от неодушевленного? Начнем с имени существительного мужского рода.

Правильно, у существительных м. и ср. р. совпадают окончания в ед. и мн. числе в В. и Р. падеже.

Кто может привести пример одушевленного имени существительного м. и ср. р.?

А слово кот одушевленное или нет?

Слово окно одушевленное или нет?

Как отличить одушевленное имя существительное от неодушевленного, если речь идет о сущ. ж.р.  

Правильно, у одушевленных существительных ж.р. во мн. ч. совпадают винительный и родительный падежи.

Слово роза одушевленное или неодушевленное?

Выборочная проверка упр. 486 1)Зайчик идет да плачет. Ему навстречу медведь: « О чем, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит:

— Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она погреться, да меня и выгнала.

 

2)И стал тут конь Ивана молить: Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу! служба

Далее, ребята, определяем только одушевленное или неод. имя сущ.

3) Солнце посылает:"Лети, ветер, за тридевять земель,в тридесятое царство, достань живой и мертвой воды"

4) «Избушка, избушка, повернись ко мне лицом!» - попросил Иванушка. В этом предложении разберем только слово лицо.

1)Выделение чередующегося корня -лож-(безударную гласную о в слове дробей можно проверить, подобрав проверочное слово дробь)

2) Выделение чередующегося корня -раст- (написание а зависит от послед. согласного)

3) Выделение приставки -бес-. (написание приставки зависит от последующего согласного)

4) Выделение приставки -раз-(написание приставки зависит от последующего согласного)

5) Выделение приставки –ращ- (корень ращ черед. с корнями раст//росл)

6) Словом сладок

7) По – приставка, всегда пишем гласную о;  В корне чередуются согласные д//ж

8)Пишем после ц букву и , т.к. слово заканчивается на сочетание ция

9) (пишем с, т.к. приставка -бес- пишется перед глухими согласными; в слове проезд выделяем приставка -про-)

10) В прилагательном шёлковый пишется ё, т. к. в корне после шипящего пишется ё.  Буква б можно проверить, подобрав слово юбочка.

11) Выделение корня -лаг- (Корень -лаг- чередуется с корнем -лож-)

Морфология – это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Имя существительное это – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

имя существительное может относиться к женскому, среднему или мужскому роду

У существительных мужского рода совпадают окончание в ед. и мн. числе в В и Р. падежах.

 

Певец  (певца-певца – ед. ч.; певцов – певцов – мн.ч.)

Одушевленное , т.к. в ед. ч. кота-кота; котов-котов – во мн. ч. В. п. = Р. п.

(ед. ч.Р. п. окна- В. п.окно; мн. ч. Р. п. окон – В. п. окна)

У сущ.  ж. р. совпадает В. и Р. п. во мн. ч.  

Слово роза неод., т.к. Р.п. роз – В. п. розы

Сущ. зайчик обособляется, т.к. в предложении выступает как обращение. Аналогично обособляется сущ. медведь. Оба имени сущ. одушевленные. (В. п. = Р.п. в ед. и мн. ч. ) избенка – им. сущ. неодушевленное (В. п.. и Р. п. во мн. ч. не совпадают) лиса – одуш. им. сущ. (В. п. мн.

ч. = Р. п. мн. ч.)

Сущ. Иванушка обособляется, т.к. в предложении выступает как обращение.

Иван- одуш. им. сущ., т. к. . В. п. = Р.п. в ед. и мн. ч.  Сущ. служба им. сущ. неодушевленное В. п.и Р. п. во мн. ч. не совпадают)

Солнце – неодуш. им. сущ. ветер – неод. земля – неод.  царство – неод. им. сущ., вода – неод. им. сущ.

Слово лицо неодушевленное.

3) Объяснение нового материала

а)Псих. подготовка учащихся. Цель: повторить факты, знакомые с  младших классов.  

Имя существительное обладает несколькими категориями, некоторые из них вы уже изучили, так, например, вы уже знаете категорию одушевленности/неодушевленности.  Через урок вы узнаете про категорию рода. Сегодня мы вспомним уже знакомую вам немного из начальной школы категорию имени существительного.

Открываем учебник на странице 52,

записываем тему «Имена существительные собственные и нарицательные».

В мире очень много разных предметов, явлений. Например, возьмем слово стол. Существует стол обеденный, за котором люди принимают пищу, журнальный, на котором располагают различные книги, газеты, письменный, на котором лежат различные  документы. Все они предназначены для разных целей людей, так ведь?  Но при этом и письменный, и обеденный, и журнальный стол выглядят одинаково, выполняют похожие функции.  Стол является общим наименованием.  Аналогично со словом книга, книги тоже бывают разными, их очень много, но о каждой из них мы скажем, что это книга. Такие имена существительные называют нарицательными . (Попросить одного из учеников повторить, как называют такие имена сущ.) Записываем: Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.  

     Ребята, попробуйте сами привести примеры таких имен существительных.

      Но существуют имена существительные, которые являются единичными. Ребята, может, помните, как такие имена существительные называются?  Попробуйте привести пример.

Запишем определение: имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

Как вы думаете, почему такие имена называют собственными?

Да, это верно. Например, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название.

Теперь прочитаем на стр. 52 учебника, какие имена сущ. относятся к именам собственным. (читает один из уч-ков)

(ученики приводят примеры нарицательных имен существительных)

Такие имена существительные называются собственными.

(ученики приводят примеры собственных имен существительных)

Имена собственные имеют отношение к определенному предмету, явлению и т.д.

К сущ. собственным принадлежат не только имена, отчества,  фамилии людей, географ. названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, картин, кинофильмов, спектаклей, предприятий,   клички животных.

б)Работа над новым материалом.

Цель: расширить и структурировать имеющиеся знания об именах собственных и нарицательных.

Ребята, теперь попробуем вместе разделить на два столбика имена сущ. собственные и нарицательные.  (предложить ученикам имена существительные на доске или на заранее распечатанных листах).

Р…стислав, ёлка, р…сток, Р…стов, Р…ссия, р...стовщик.  В первом столбике записываем  имена нарицательные, во втором – собственные.

Чем отличаются имена существительные в первом и во втором столбике?

Правильно, молодцы. Значит, какой вывод можно сделать из этого?

Совершенно верно, имена существительные нарицательные пишутся с маленькой буквы, а имена собственные - с большой.  (попросить одного из учеников повторить)

Ребята, теперь поработаем с текстом. В карточке вставляем пропущенные буквы, подчеркиваем с большой или маленькой буквы мы пишем слово.  Но сначала прочитаем текст и определим  его тему.

(Р,р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно ра…положено на самом б…льшом материке (Е,е)вразии и занимает зн…чительную часть те(рр,р)итории в двух частях света – (Е,е)вропе и (А,а)зии.

(Р,р)оссия омывается водами трех (О, о)кеанов. С запада – (А,а)тлантического, с севера – (С,с)еверного (Л,л)едовитого, с востока – (Т,т)ихого.

Никакая другая (С, с)тр…на мира (не)имеет столь разнообразной природы, как (Р,р)оссия. Тепло (Ч,ч)ерного моря, л…дяные купола острова (Ф,ф)ранца (И,и)осифа, огнедышащие  (В,в) улканы полуострова (К,к)амчатка – все это наша Родина! (По М. Громову)

Какая тема этого текста?

Какова основная мысль этого текста?

Теперь разбираем по предложению, объясняю, почему мы вставляем ту или иную букву в слове, а также, почему вы пишите большую или маленькую букву.

Ребята, обратите внимание на такие названия: Северный Ледовитый

(океан), Франц Иосиф (остров). Что вы заметили в их написании?

Совершенно верно.  Отсюда можно сделать вывод, что если имена собственные представляют собой устойчивые сочетания, то оба слова, которые входят в его состав, пишутся с большой буквы.

Резерв. (словарный диктант)

1) возлагаемый, возложить

2) подложить, доложить

3)зрелый возраст

4)выращенный

5)сложносочиненное предложение

Первый столбик: ёлка, росток, ростовщик.

Второй столбик: Ростислав, Ростов, Россия.

В первом они пишутся с маленькой буквы, во втором - с большой.

Имена существительные нарицательные пишутся с маленькой буквы, а имена существительные собственные пишутся с большой.

 

Тема Родины, России.

Россия – великая и прекрасная страна

Разбор текста, объяснение орфограмм. Россия – крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке Евразии и занимает значительную часть территории в двух частях света – Европе и Азии.

Россия омывается водами трех океанов. С запада – Атлантического, с севера – Северного Ледовитого, с востока – Тихого.

Никакая другая страна мира не имеет столь разнообразной природы, как Россия. Тепло Черного моря, ледяные купола острова Франца Иосифа, огнедышащие вулканы полуострова Камчатка – все это наша Родина! (По М. Громову)

Оба слова пишутся с большой буквы.

1)Выделение чередующихся корней -лаг-, -лож-

2) Выделение чередующегося корня -лож-

3) Выделение чередующегося корня -раст-4) Выделение чередующегося корня -ращ-

5) Выделение чередующегося корня -лож-

Обобщение и повторение. Цель: выявить усвоен ли материал

Ребята, какую тему мы сегодня с вами изучали?

Попробуйте дать определение имени сущ. собственного и нарицательного.

Какие имена существительные относятся к именам собственным?

Какие особенности в написании мы знаем у имен сущ. собственных и

Нарицательных?

Имена существительные собственные и нарицательные.

 Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.  

Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

К собственным им. сущ. принадлежат отчества,  фамилии людей, географ. названия, названия литературных произведений, названия исторических событий, картин, кинофильмов, спектаклей, предприятий,   клички животных.

Собств. им сущ. пишутся с большой буквы, а имена сущ. нариц. – с маленькой.

Д/з

Спасибо, ребята, за работу. Мы продолжим изучать эту тему на следующем уроке. Ваше д.з.:  параграф 91, упр. 489, 495.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока  в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" для учащихся 5-х классов....

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

Конспект урока по родному карачаевскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные". 5 класс + презентация

Яркое и полное содержание материала урока. Основная цель урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных ...