Урок развития речи (подготовка к сочинению-рассуждению «Человек- всегда ли это звучит гордо»? на материале повести А.М.Горького «Детство») в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

ГИА по русскому языку в 9 классе предполагает разнообразные виды деятельности ученика: умение воспринимать текст на слух и давать сжатый письменный пересказ, выполнять задания с выбором ответа из нескольких предложенных, создавать собственный текст на предложенную тему.

Одним из наиболее сложных является написание сочинения-рассуждения. Дело в том, что подробное изложение с элементами сочинения, которое писали выпускники в предыдущие годы, проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. Тогда как  ГИА по русскому языку включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Представленный урок является логическим продолжением серии уроков по подготовке учащихся  к написанию сочинения-рассуждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx47.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи (подготовка к сочинению-рассуждению «Человек- всегда ли это звучит гордо»? на материале повести А.М.Горького «Детство») в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей №7 г.Солнечногорска Московской области

Лубинец Ольга Ивановна, высшая категория

ГИА по русскому языку в 9 классе предполагает разнообразные виды деятельности ученика: умение воспринимать текст на слух и давать сжатый письменный пересказ, выполнять задания с выбором ответа из нескольких предложенных, создавать собственный текст на предложенную тему.

Одним из наиболее сложных является написание сочинения-рассуждения. Дело в том, что подробное изложение с элементами сочинения, которое писали выпускники в предыдущие годы, проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. Тогда как  ГИА по русскому языку включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Представленный урок является логическим продолжением серии уроков по подготовке учащихся  к написанию сочинения-рассуждения.

Урок состоит из следующих основных этапов:

- самоопределение к деятельности;

- актуализация знаний и фиксация затруднений;

- постановка учебной задачи;

- построение проекта и выход из затруднений;

- первичное закрепление во внешней речи;

-самостоятельная работа с самопроверкой;

- включение в систему знаний и повторение;

- рефлексия.

Цели  урока реализуются  через разнообразные приемы и формы работы:

- фронтальный опрос;

- коллективная и индивидуальная деятельность;

- работа с текстом;

- работа с дидактическим раздаточным материалом;

- самопроверка.

Методы, использованные на уроке:

- частично- поисковый;

- словесный;

- практический.

На уроке используется ИКТ для сопровождения изучаемой темы, организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование данной технологии позволяет увеличить объем  используемого для работы на уроке материала, обеспечивает личностно-ориентированный подход. Визуализация материала способствует лучшему усвоению знаний и закреплению навыков работы с текстом, повышает мотивацию учащихся и интерес к предмету.

Тип урока: урок  совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид: урок-практикум с использованием ИКТ технологии.

Цель:  Подготовка учащихся к выполнению экзаменационной работы по русскому языку.

Задачи: 1. Продолжить работу над формированием навыков работы с текстом: умение находить главное, обобщать, использовать различные приёмы сжатия.

2. Развивать  память, логическое мышление и речь учащихся.

3. Продолжить работу по воспитанию бережного отношения к языку.        

 Оборудование. 1. Презентация к уроку. (Приложение1)

2. Лингвистические портфолио учащихся.  Памятки «Как писать сжатое изложение». (Приложение 2)

3. Текст изложения (распечатан для каждого ученика) с рекомендациями по выполнению задания.

4. Карточки-задания для  коллективной практической работы.

        Класс – 9-ый (общеобразовательный).

Тип урока – урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид: урок-практикум с использованием ИКТ технологии.

Тема лингвистическая – обучение написанию сочинения –рассуждения на основе предложенного текста.

Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический материал из  повести А.М.Горького «Детство».

Тема по развитию речи – сочинение-рассуждение «Человек…-всегда ли это звучит гордо»?» ( по повести А.М.Горького «Детство»).

Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении).

Средства обучения – учебная презентация; дидактический материал – лингвистические портфолио учащихся, памятки «Как писать сочинение-рассуждение»; текст – отрывок из повести А.М.Горького «Детство», обобщающая таблица «Типы речи», словарь, портрет А.М.Горького.

Цели урока.

1. Познавательные:

        а) повторить ранее изученные сведения об основных типах речи

( повествование, описание, рассуждение);

попутное повторение: текст, строение текста, абзац, микротема;  

        б)познакомить с особенностями написания сочинения-рассуждения ( структура, тезис, аргументы-доказательства, вывод);

Методы познавательные – эвристическая беседа и лекция, способ познания – индуктивно-дедуктивный.

2. Практические:

а) закрепить (старое) навыки работы с художественным текстом; способствовать совершенствованию устной и письменной речи учащихся;

б) сформировать (новое) умение строить развернутое высказывание на заданную тему по предложенному тексту;

 Общепредметные:

а) воспитывать: 

  • интерес к предмету в ходе  творческого осмысления дидактического материала (отрывок из повести А.М.Горького «Детство»);
  • культуру письменной речи;
  • нравственные качества школьников: сочувствие, сострадание, целеустремленность, настойчивость в преодолении жизненных трудностей
  • б) развивать: логическое мышление (умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод); различные виды речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо); образное и аналитическое мышление, творческие способности, читательскую культуру школьников.

В) формировать умение пользоваться справочной литературой (в том числе, различными видами лингвистических словарей)

Оформление доски

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

«Человек…- всегда ли это звучит гордо»?

   

  В недрах старого, отмирающего мира зарождается
новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это

новое прекрасно.
А.М. Горький

Этапы урока и их содержание.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД и ожидаемые результаты        

1.Самоопределение к деятельности.

Учитель проверяет наличие у класса необходимого раздаточного материала (текстов художественных произведений), устанавливает электронное приложение к уроку (презентация).

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера: написание   сочинения– рассуждения с привлечением информации, извлечённой из прослушанного и прочитанного текстов, объединённых основной мыслью, которую нужно раскрыть в сочинении. Задание 15.2 звучит так: Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложенной фразы. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 сл.

Обучающиеся готовят раздаточный материал

( тексты, таблицы «Типы речи», предметные тетради, тексты, письменные принадлежности.

Данный этап предполагает

осознанное вхождение учащегося

в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование

к учебной деятельности на уроке.

Личностные:

- самоопределение

- смыслообразование

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками.

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение – рассуждение на тему «Человек… - всегда ли это звучит гордо»?

У Л.Н.Толстого есть замечательные слова: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…»

-Как вы их понимаете?

Назовите произведения на тему детства, которые вы читали.

Каждый из названных вами писателей по-своему раскрывает эту тему, но все они задаются важными вопросами. Подумайте, какие проблемы решают писатели?

- Именно в детские годы формируется характер человека, поэтому тема детства предполагает решение проблемы воспитания, саморазвития и самоопределения.

Эти и многие другие вопросы ставит А.М. Горький, автор повести “Детство”. И проблемы эти значимы для современного поколения, в частности, для вас.

Детство-особая пора в жизни каждого человека. Когда закладывается фундамент, формируется личность.

Л.Н. Толстой “Детство”

И.А. Бунин “Цифры”

В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”, “Фотография, на которой меня нет”

В. Г. Распутин “Уроки французского” и др.

- Какие личностные качества необходимо сформировать в детские годы, чтобы подготовить подростков к преодолению жизненных трудностей?

- Как помочь подросткам адаптироваться в обществе?

- В романе А.М. Горького есть такие слова: «В детстве я  представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог». Как это высказывание можно соотнести с главным героем повести «Детство» ?

На данном этапе организуется

подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий;

2)актуализацию соответствующих

мыслительных операций

и познавательных процессов;

3)мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися

индивидуальных затруднений в

выполнении пробного учебного действия.

Перечень УУД:

личностные – самоопределение;

- смыслообразование;

регулятивные – целеполагание;

- коммуникативные-планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.Постапновка учебной задачи

Учитель объявляет тему урока и предлагает обучающимся сформулировать его цели и задачи.

Обучающиеся записывают в тетради тему и предлагают свою формулировку целей и задач урока (важно, чтобы были названы основные обучающие, развивающие и воспитательные цели, а также сформулированы задачи, способствующие реализации целей).

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию («надо” – «могу” – «хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Личностные:

- мотивация к учебной деятельности;

- поиски ответа на вопрос:

« Какое значение, смысл имеет для меня последующая учебная деятельность».

Познавательные:

- формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:

Планирование;

- постановка вопросов.

4. Построение проекта и выход из затруднений.

- Вспомним, что такое рассуждение?

-Структура сочинения-рассуждения

- Что такое тезис?

-Что такое аргументы?

- От чего зависит степень убедительности сообщения?

-Составим развернутый план сочинения-рассуждения, опираясь на структуру. Рассмотрим памятки «Как писать рассуждение?»

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.

Тезис, доказательства, вывод.

Тезис – основная мысль, требующая доказательства.

- Аргументы – доводы, доказательства, позволяющие обосновать свою точку зрения.

-От количества и качества аргументов; от порядка изложения аргументов; от формы их изложения.

Клише:

Комментарий проблемы

Автор (что делает?) отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается, приводит пример того, как…, отмечает, цитирует, опирается на мнение, анализирует, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, рассказывает, …

Формулируем позицию автора

Автор считает, что

 По мнению автора, …

Писатель убеждён в том, что…

В своих рассуждениях о … автор убедителен и доказателен. По его мнению, “…”

Автор убеждает читателя в том, что…

Авторскую позицию нельзя не увидеть в…

Отражение собственной позиции. 

 Я полностью согласен с автором…

Мне, как и автору, представляется правомерным убеждение в том, что…

Как и автор, я убеждён в том, что…

Безусловно, нельзя не признать правоту автора…

Нельзя не согласиться с автором…

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Коммуникативные:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли. Регулятивные:

-понимание того, что доказывается;

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;

-понимание алгоритма работы;

-умение удерживать собственную мысль;

-умение корректировать написанное;

-контроль правильности выполнения задания.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Работа с текстом. Учитель читает текст.  Задание: Определяем тему текста.

2 этап. Планирование групповой работы:

Определяем тему текста.

 3 этап. Исследование текста.

Формулируем проблему.

Внимательно читаем отрывок из повести текст А.М.Горького «Детство», определяем тип и стиль речи.

А теперь давайте  выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера?”

В становлении характера человека многое зависит от того, в какое окружение попадает он.

- Кто оказал влияние на формирование характера Алеши?

Орфографическая и пунктуационная работа

- Задание. Объясните правописание указанных слов. (Во)первых, (во)вторых, (по)моему, (по)моему мнению, (и)так, (и)так далее, (на)конец, как мне кажет(?)ся, след..вательно, таким обр..зом, потому(что), (по)этому, (по)этому предл..жению.          

- Как выделяются вводные конструкции на письме?

-  Решите пунктуационные задачи:            

С его точкой зрения я однако не согласен.

Однако именно его мнение мне очень близко.

 Его утверждение многими принято однако я придерживаюсь другого мнения.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя текст произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно было мальчику жить в таких условиях.

Бабушка Акулина Ивановна, дедушка Василий Каширин, Цыганок, постоялец Хорошее Дело, дядья и двоюродные братья, уличные ребята.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) выполняют  типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма выполнения.

Личностные:

- умение работать в коллективе;

- умение понимать и принимать нравственные идеи текста;

- осознание значимости приобретенных знаний и умение использовать их в учебной деятельности.

Познавательные:

-понимание проблемы;

-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;

-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;

-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

-выведение следствий.

Коммуникативные:

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа над созданием собственного текста.

Вступление. Приглашение к разговору, представление автора.2-3 предложения.

Тезисы. Утверждение(я)Основная часть. Покажите понимание текста.5-7 предложений

Аргументы. Их должно быть 2 из прочитанного текста. Они подтверждают ваши тезисы. Цитируйте или указывайте номера предложений. 3-4 предложения

Заключение. Проявите свою личностную позицию. Сочинение должно «иметь лицо». Пусть Ваше сочинение не будет похоже на все остальные. З-5 предложений

В жизни каждого человека…В тексте (назовите автора) говорится именно об этом… (поставлена именно эта проблема)

В 2х-3х предложениях передайте содержание текста. Избегайте пересказа. Здесь надо показать ваше понимание текста. Самое важное – написать тезисы, раскрывающие основные мысли текста.

 

Например, в предложении №… говорится о том… (автор/герой сам признается… и т.д.)

В предложении №…  мы найдем подтверждение того, что….

Из предложения № следует, что… (становится понятно, что…)

Текст заставил меня задуматься…

Если бы я оказался на месте ….  , то я бы…

Надеюсь, что в моей жизни … и т.д.   (Выразите свое отношение к прочитанному, к героям, событиям)

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения.

Личностные:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

- выполнение действий по алгоритму;

- доказательство;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка.

7. Включение в систему знаний и повторение

Работа над иллюстрациями к повести.

- Рассмотрите иллюстрации Б. Дехтерева к повести “Детство”. Удалось ли художнику передать характеры горьковских героев?

-Какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера?

- Как вы считаете, нужны ли эти качества вам, современным школьникам?

- Какие, на ваш взгляд, являются наиболее важными? Почему?

- Приведите примеры жизненных ситуаций, когда эти качества вам помогли.

- Сформулируйте вывод по результатам анализа.

Сочинение-рассуждение.

Как решается проблема воспитания в произведениях русских писателей? (на примере одного-двух произведений). Совпадает ли ваше мнение с позицией автора?

Обучающиеся формулируют вывод по результатам анализа художественного произведения (перечисляют основные черты характера Алеши; называют героев, которые оказали влияние на мальчика, отмечают наиболее важные фрагменты). На доске и в тетрадях записываются черты характера Алеши, которые были сформированы под влиянием жизненных испытаний.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, опираясь на собственный опыт и используя конкретные жизненные ситуации.

В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.

А.М.Горький на вопрос ______________________, дает (необычайный, удивительный, традиционный) ответ. Он (полагает, думает, считает, убежден), что ____________________. По его мнению, _____________________. Многим может показаться это мнение (странным, трудно согласиться с позицией автора, такая точка зрения покажется парадоксальной). (Очень часто, не так часто) я встречал людей, которые _____________________. Но давайте вникнем в смысл то-го, о чем__________________ автор. Ведь на самом деле _________________________. Убедительным доказательством этой мысли может послужить пример их ______________________(указать произведение), герой которого _____________________________. Но и в нашей жизни можно найти доказательства мнения А.Мгорького. Часто мы _____________________ того, как ____________________________. Но впоследствии становится ясно, что _______________________. Таким образом, можно сделать вывод, что _____________________________.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания. Выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как  промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- понимание текста, извлечение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений, формулировка вывода;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

8. Рефлексия

- Полезен ли для вас был этот урок?

- Какие выводы сделали для себя?

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся цель учебной деятельности и ее результат, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Личностные:

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- самооценка на основе критерия успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

- контроль и оценка результатов учебной деятельности.

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения, учет других мнений;

- использование критериев для обоснования своего суждения.

Приложение.

Отрывок из повести А.М.Горького «Детство»

Как-то вдруг, точно с потолка спрыгнув, явился дедушка, сел на кровать, пощупал мне голову холодной, как лед, рукою:

— Здравствуй, сударь… Да ты ответь, не сердись!.. Ну, что ли?..

Очень хотелось ударить его ногой, но было больно пошевелиться. Он казался еще более рыжим, чем был раньше; голова его беспокойно качалась; яркие глаза искали чего-то на стене. Вынув из кармана пряничного козла, два сахарных рожка, яблоко и ветку синего изюма, он положил всё это на подушку, к носу моему.

— Вот, видишь, я тебе гостинца принес!

Нагнувшись, поцеловал меня в лоб; потом заговорил, тихо поглаживая голову мою маленькой жесткой рукою, окрашенной в желтый цвет, особенно заметный на кривых, птичьих ногтях.

— Я тебя тогда перетово, брат. Разгорячился очень; укусил ты меня, царапал, ну, и я тоже рассердился! Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, — в зачет пойдет! Ты знай: когда свой, родной бьет, — это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошел до своего места, — старшиной цеховым сделан, начальник людям.

Привалившись ко мне сухим, складным телом, он стал рассказывать о детских своих днях словами крепкими и тяжелыми, складывая их одно с другим легко и ловко.

Его зеленые глаза ярко разгорелись и, весело ощетинившись золотым волосом, сгустив высокий свой голос, он трубил в лицо мне:

— Ты вот пароходом прибыл, пар тебя вез, а я в молодости сам, своей силой супроти Волги баржи тянул. Баржа — по воде, я — по бережку, бос, по острому камню, по осыпям, да так от восхода солнца до ночи! Накалит солнышко затылок-то, голова, как чугун, кипит, а ты, согнувшись в три погибели, — косточки скрипят, — идешь да идешь, и пути не видать, глаза потом залило, а душа-то плачется, а слеза-то катится, — эхма, Олеша, помалкивай! Идешь, идешь, да из лямки-то и вывалишься, мордой в землю — и тому рад; стало быть, вся сила чисто вышла, хоть отдыхай, хоть издыхай! Вот как жили у бога на глазах, у милостивого господа Исуса Христа!.. Да так-то я трижды Волгу-мать вымерял: от Симбирского до Рыбинска, от Саратова досюдова да от Астрахани до Макарьева, до ярмарки, — в этом многие тысячи верст! А на четвертый год уж и водоливом пошел, — показал хозяину разум свой!..

Говорил он и — быстро, как облако, рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной, — он один ведет против реки огромную серую баржу…

Иногда он соскакивал с постели и, размахивая руками, показывал мне, как ходят бурлаки в лямках, как откачивают воду; пел баском какие-то песни, потом снова молодо прыгал на кровать и, весь удивительный, еще более густо, крепко говорил:

— Ну, зато, Олеша, на привале, на отдыхе, летним вечером в Жигулях, где-нибудь, под зеленой горой, поразложим, бывалоче, костры — кашицу варить, да как заведет горевой бурлак сердечную песню, да как вступится, грянет вся артель, — аж мороз по коже дернет, и будто Волга вся быстрей пойдет, — так бы, чай, конем и встала на дыбы, до самых облаков! И всякое горе — как пыль по ветру; до того люди запевались, что, бывало, и каша вон из котла бежит; тут кашевара по лбу половником надо бить: играй как хошь, а дело помни!

Несколько раз в дверь заглядывали, звали его, но я просил:

— Не уходи!

Он, усмехаясь, отмахивался от людей:

— Погодите там…

Рассказывал он вплоть до вечера, и, когда ушел, ласково простясь со мной, я знал, что дедушка не злой и не страшен. Мне до слез трудно было вспоминать, что это он так жестоко избил меня, но и забыть об этом я не мог.

Посещение деда широко открыло дверь для всех, и с утра до вечера кто-нибудь сидел у постели, всячески стараясь позабавить меня; помню, что это не всегда было весело и забавно.

Список литературы.

  1. Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. – М., 1998. 448 с.
  2. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов. // Русский язык в школе. 2007. № 5. С.3-6.
  3. Арефьева С.А.Сочинение по прочитанному тексту.// Русский язык в школе. 2006. № 5. С.14-18.
  4. Горький «Детство», М., «Детская литература», 1986
  5. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1990. 112 с.
  6. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.Е. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)». – М.: Просвещение, 1990. 176 с.
  7. Рекомендации по ГИА и ЕГЭ по русскому языку [электронный ресурс].- Режим доступа:http:// www.iro-rt.ru/node/541.
  8. Русский язык. 5-й класс / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М., 2008. С.48-50.
  9. Русский язык. 8-й класс / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова. М., 2009. С.5-12.
  10. Русский язык. 9-й класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. М., 2009. С.29-31.
  11. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2001.
  12. Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. М.: Федеральный институт педагогических измерений. 2010. 67 с.
  13. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. 396 с.
  14. Текучев А.В., Розенталь М.М., Ладыженская Т.А. Назначение и основы русской пунктуации. // Основы методики русского языка. М.: Просвещение. 1980. С.208-253.

Методические выводы.

В данной главе рассматриваются методически продуктивные приемы, дающие возможность организовать на уроках русского языка поэтапную работу над сочинением-рассуждением с опорой на художественный текст (отрывок из повести А.М.Горького «Детство»).

Обучение написанию небольшого по объему сочинения-рассуждения – одна из самых важных задач учителя русского языка, работающего в выпускном классе. В данной главе предлагается один из вариантов организации такой работы. Сочинение-рассуждение проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.