Увлекательный русский язык
материал по русскому языку (7 класс)
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.И.Куприн
Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvlekatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3-5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА……………………………….6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………..7-8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..10
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………11-14
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.И.Куприн
Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Цель данной программы состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у детей к изучению предмета. Предлагаемый курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5-7 классов, но значительно расширяет и обогащает его; даёт возможность на занимательном грамматическом материале углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, способствует расширению кругозора, тренировке логического мышления. Дети понимают, что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Занимательность на уроке – это не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, умение работать в группе. На уроках выполняются творческие групповые и индивидуальные проекты, которые требуют дальнейшей защиты.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- совершенствование орфографической грамотности, умение комплексно анализировать текст;
- совершенствование пунктуационной грамотности;
- развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных коммуникативных ситуациях;
- повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию частности и к учебной деятельности в целом.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки, МХК.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- сведения из истории славянской письменности;
- исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
- лексические термины;
- художественно-выразительные средства языка;
- основные стили и типы речи;
- основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
- опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
- работать со словарем и составлять словарную статью;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
- анализировать и составлять собственный текст.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях факультативного курса «Обучение с увлечением. Занимательная грамматика» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, занятия с использованием обучающих компьютерных программ. работа со словарем и др.
Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) для учащихся 7 -х классов общеобразовательных школ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Введение. Зачем нужна речь? |
В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. |
В мире слов. или Что такое лексика? |
Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. |
«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. |
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. |
Путешествие по России. Диалектные слова. |
Можно ли самим придумать слово(неологизмы)? |
Метаграммы, или Превращение мухи в слона. |
В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. |
Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. |
Морфемы-иностранки. |
Смотри в корень! |
Когда без словаря не обойтись? |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. |
Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. |
Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) |
Суффиксы-волшебники. |
Морфемы, которые могут изменяться в слове |
О, Е, Ё после шипящих |
Роль Ъ и Ь знаков в слове |
И и Ы после Ц |
Путешествие в город существительных |
Страна Глаголия |
«Вместо имени». Разряды местоимений. |
«Описательные» слова |
В гостях у наречия |
Особое деепричастие. |
Из истории русской пунктуации. |
Коварные знаки препинания. |
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. |
Стилистика. Типы и стили речи. |
Долой однообразие! |
Для чего нужно изучать русский язык? |
Учебно-тематический план курса
(34 часов)
№ п/п | Название тем курса | Кол-во часов | Дата | Форма занятий (деятельность на уроке) |
1. | Введение. Зачем нужна речь? | 1 | Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация. | |
2 | В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | 1 | Урок - практикум | |
3 | В мире слов. или Что такое лексика? | 1 | Семинары –практикумы. | |
4 | Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. | 1 | Урок –практикум. Составление словарной статьи. | |
5 | «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы. | 1 | Практикум-исследование. Проект «Тайна моего имени» | |
6 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. | 1 | Презентация. Фразеологический КВН. | |
7 | Путешествие по России. Диалектные слова. | 1 | Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. | |
8 | Можно ли самому придумать слово(неологизмы)? | 1 | Урок-практикум. Работа с текстом | |
9 | Метаграммы, или Превращение мухи в слона. | 1 | Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв. | |
10 | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. | 1 | Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум» | |
11 | Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. | 1 | Урок-практикум. Лингвистический диктант. | |
12 | Морфемы-иностранки. | Лекции с составлением алгоритмов по темам | ||
13 | Смотри в корень! | 1 | Работа с текстом. Игра «Словесный мяч» | |
14 | Когда без словаря не обойтись? | 1 | Презентация. Работа со словарем | |
15 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | Диктант-игра. | |
16 | Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | 1 | Лекция. Практическое применение правил | |
17 | Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) | 1 | Урок-практикум | |
18 | Суффиксы-волшебники. | 1 | Урок-практикум | |
19 | Морфемы, которые могут изменяться в слове | 1 | Урок-практикум | |
20 | О, Е, Ё после шипящих | 1 | Семинары - практикумы | |
21 | Роль Ъ и Ь знаков в слове | 1 | Лекция. Практическое применение правил | |
22 | И и Ы после Ц | 1 | Практическое применение правил | |
23 | Путешествие в город существительных | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания | |
24 | Страна Глаголия | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания | |
25 | «Вместо имени». Разряды местоимений. | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания. Работа с текстом. | |
26 | «Описательные» слова | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания | |
27 | В гостях у наречия. Трудные случаи написания. | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания | |
28 | Особое деепричастие. | 1 | Семинары-практикумы | |
29 | Из истории русской пунктуации. | 1 | Лекция учителя. Презентация | |
30 | Коварные знаки препинания. | 1 | Семинары-практикумы | |
31 | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. | 1 | Компьютерное тестирование | |
32 | Стилистика. Типы и стили речи. | 1 | Работа с текстом. | |
33 | Долой однообразие! | 1 | Работа с текстом. Анализ средств выразительности. | |
34 | Для чего нужно изучать русский язык? | 1 | Выпуск стенгазеты с использованием подготовленного на уроке материала. |
Используемая литература
- Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- . В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
- Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
- Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
- И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
- Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=200304803
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Очень увлекательная грамматика"
Цель данного мероприятия: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как к учебному предмету...
Программа внеурочной деятельности "Увлекательный английский язык" 5 класс
Авторская программа внеурочной деятельности "Увлекательный английский язык" 5 класс: тематическое планирование, цели, задачи....
Увлекательные уроки русского языка и литературы (методическое пособие для учителей-словесников)
Увлекательные уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников (методическое пособие для учителейсловесников)...
Увлекательная и познавательная викторина по русскому языку между 5 и 6 классами.
Викторина между 5 и 6 классами...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Увлекательный русский язык"
Программа "Увлекательный русский язык" адресована детям 8-10 лет. Данная программа развивает у учащихся познавательные интересы, творческие способности, самостоятельную мыслительную дея...
Внеклассное мероприятие в 5 классе по русскому языку на тему "Увлекательный русский язык"
Материалы к внеклассному мероприятию по русскому языку в 5б классе...
Увлекательные уроки русского языка и литературы (метод.разработка)
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги в изуче...