Увлекательный русский язык
материал по русскому языку (7 класс)

Глазкова Наталья Петровна

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И.Куприн

   Успешное овладение знаниями учащимися  общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит  курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekatelnyy_russkiy_yazyk.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                            ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА…………………………………………3-5

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ   КУРСА……………………………….6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН …………………………………..7-8

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..10

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………11-14

                                                                      Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И.Куприн

   Успешное овладение знаниями учащимися  общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит  курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Цель  данной  программы  состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у детей  к изучению предмета. Предлагаемый курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5-7 классов, но значительно  расширяет и обогащает его; даёт возможность на занимательном  грамматическом материале углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, способствует расширению  кругозора, тренировке логического мышления. Дети понимают, что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Занимательность на уроке – это не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

 В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, умение работать в группе. На уроках выполняются творческие групповые и индивидуальные проекты, которые требуют дальнейшей защиты.

                  Основные задачи программы:

Образовательные: 

  • совершенствование орфографической  грамотности, умение  комплексно анализировать текст;
  • совершенствование пунктуационной грамотности;
  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры.

Развивающие: 

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных коммуникативных ситуациях;
  • повышение уровня культуры речи;
  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию  частности и к учебной деятельности в целом.

Воспитательные: 

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности;

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки, МХК.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать: 

  • сведения из истории славянской письменности;
  • исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
  • лексические термины;
  • художественно-выразительные средства языка;
  • основные стили и типы речи;
  • основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.

Обучающиеся должны уметь: 

  • опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
  • работать со словарем и составлять словарную статью;
  • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и  коммуникативных задач;
  • анализировать и составлять собственный текст.

                 Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях факультативного курса «Обучение с увлечением. Занимательная грамматика» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, занятия с использованием обучающих компьютерных программ. работа со словарем и др.

Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю)   для учащихся 7 -х классов общеобразовательных школ

   

 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ   КУРСА

Введение. Зачем нужна речь?

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

В мире слов. или Что такое лексика?

Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

Путешествие по России. Диалектные слова.

Можно ли самим придумать слово(неологизмы)?

Метаграммы, или Превращение мухи в слона.

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

Морфемы-иностранки.

Смотри в корень!

Когда без словаря не обойтись?

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные и согласные  в корне слова.

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

Суффиксы-волшебники.

Морфемы, которые могут изменяться в слове

О, Е, Ё после шипящих

Роль Ъ и Ь знаков в слове

И и Ы после Ц

Путешествие в город существительных

Страна Глаголия

«Вместо имени». Разряды местоимений.

 «Описательные» слова

В гостях у наречия

Особое деепричастие.

Из истории  русской пунктуации.

Коварные знаки препинания.

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Стилистика. Типы и стили речи.

Долой однообразие!

Для чего нужно изучать русский язык?

                             

Учебно-тематический план курса

(34 часов)

№ п/п

Название тем курса

Кол-во часов

Дата

Форма занятий

(деятельность на уроке)

1.

Введение. Зачем нужна речь?

1

Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация.

2

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

1

Урок - практикум

3

В мире слов. или Что такое лексика?

1

Семинары –практикумы.

4

Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

1

Урок –практикум. Составление словарной статьи.

5

«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы.

1

Практикум-исследование.  Проект «Тайна моего имени»

6

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

1

Презентация. Фразеологический КВН.

7

Путешествие по России. Диалектные слова.

1

Урок-путешествие. Анализ литературных произведений.

8

Можно ли самому  придумать слово(неологизмы)?

1

Урок-практикум. Работа с текстом

9

Метаграммы, или Превращение мухи в слона.

1

Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв.

10

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

1

Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум»

11

Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

1

Урок-практикум. Лингвистический диктант.

12

Морфемы-иностранки.

Лекции с составлением алгоритмов по темам

13

Смотри в корень!

1

Работа с текстом. Игра «Словесный мяч»

14

Когда без словаря не обойтись?

1

Презентация. Работа со словарем

15

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

Диктант-игра.

16

Чередующиеся гласные и согласные  в корне слова.

1

Лекция. Практическое применение правил

17

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

1

Урок-практикум

18

Суффиксы-волшебники.

1

Урок-практикум

19

Морфемы, которые могут изменяться в слове

1

Урок-практикум

20

О, Е, Ё после шипящих

1

Семинары - практикумы

21

Роль Ъ и Ь знаков в слове

1

Лекция. Практическое применение правил

22

И и Ы после Ц

1

Практическое применение правил

23

Путешествие в город существительных

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

24

Страна Глаголия

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

25

«Вместо имени». Разряды местоимений.

1

Лекция учителя. Тренировочные задания. Работа с текстом.

26

 «Описательные» слова

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

27

В гостях у наречия. Трудные случаи написания.

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

28

Особое деепричастие.

1

Семинары-практикумы

29

Из истории  русской пунктуации.

1

Лекция учителя. Презентация

30

Коварные знаки препинания.

1

Семинары-практикумы

31

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

1

Компьютерное тестирование

32

Стилистика. Типы и стили речи.

1

Работа с текстом.

33

Долой однообразие!

1

Работа с текстом. Анализ средств выразительности.

34

Для чего нужно изучать русский язык?

1

Выпуск стенгазеты с использованием подготовленного на уроке материала.

                                 Используемая литература

  1. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
  3. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
  4. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  5. .  В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском    языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
  6. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
  7. Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
  8. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
  9. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
  10. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
  11.   http://rus.1september.ru/article.php?ID=200304803

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Очень увлекательная грамматика"

Цель данного мероприятия: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как к учебному предмету...

Программа внеурочной деятельности "Увлекательный английский язык" 5 класс

Авторская программа внеурочной деятельности "Увлекательный английский язык" 5 класс: тематическое планирование, цели, задачи....

Увлекательные уроки русского языка и литературы (методическое пособие для учителей-словесников)

Увлекательные уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников  (методическое пособие для учителейсловесников)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Увлекательный русский язык"

Программа "Увлекательный русский язык" адресована детям 8-10 лет. Данная программа развивает у учащихся познавательные интересы, творческие способности, самостоятельную мыслительную дея...

Внеклассное мероприятие в 5 классе по русскому языку на тему "Увлекательный русский язык"

Материалы к внеклассному мероприятию по русскому языку в 5б классе...

Увлекательные уроки русского языка и литературы (метод.разработка)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги в изуче...