УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
план-конспект по русскому языку

Валентина Николаевна Соколкова

Прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практический семинар285.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №8

 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 г.о. Лыткарино Московской области

Урок русского языка в 1 классе

«Правописание слов с сочетаниями

жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »

Практический семинар начального звена

E:\картинки МЕТОДическая работа\0006-004-Osnovnye-teoreticheskie-fakty.jpg

Подготовила и провела

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Соколкова Валентина Николаевна

2016-17 уч.год

(21 апреля 2017г.)  Тема урока

«Правописание слов с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу- щу, чк-чн»

Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и применение в словах с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн;

Задачи урока:

1.Образовательные:

- повторить правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;

-  способствовать развитию умения распознавать слова с указанными   сочетаниями и правильно их записывать.

 2. Развивающие:

- развивать речь детей;

- пробуждать интерес к родному языку.

 3. Воспитательные:

- формирование организации учебного труда;

- прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания;

- показать связь устного народного творчества с русским языком;

- эстетическое воспитание.

Методы обучения: продуктивный  

        Тип урока: урок – путешествие, закрепление знаний.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями

Ход урока

       I. Оргмомент.

         Долгожданный дан звонок –

                         Начинается урок!

  - Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам успехов.

II. Актуализация опорных знаний.
            1.  Беседа. Фронтальная работа.

- Сегодня вас приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это за страна, и кто её жители, вы мне ответите сами.  Загадаю вам загадку.

Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
      Если знаешь их секрет,
        То на всё найдёшь ответ.

    2. Чистописание

- Эти жители очень любят играть.

- Одна из любимых игр – это прятки. Давайте поиграем с ними. Какие буквы спрятались? Запишите эти буквы в тетрадь.

- У букв есть строгий учитель, а зовут его Грамотей. Он строго следит за поведением букв и расставляет их на свои места.

- Проверим, какие буквы спрятались?     (Слайд 4) на экране появляется Грамотей, и появляются буквы.)

Ученики записывают буквы ш, ж, ч, щ, и, а, у, к, н.   (Слайд 5)

- Что связывает эти буквы? Определите тему нашего урока.

3. Объявление темы и постановка целей урока.

     - Над чем мы будем работать? Кто догадался?

(Ответы детей.) 

     - Верно, сегодня мы с вами обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Будем упражняться в написании слов и предложений. А вы на уроке покажете свои знания, умения работать. В путь!

(Слайд 2)

- Вы любите сказки? Хорошо знаете? А какие сказки называют народными?

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в русскую народную сказку, которую вы хорошо знаете.   

На поляночке лесной

     Стоял домик расписной,

             Всех зверюшек спрятать мог,

                                Что за домик?       /Теремок/     (Слайд 6)

4. Словарная работа.  (Слайд 7)

- Стоит в поле теремок,

Он ни низок, ни высок.

Бежит мимо мышка – норушка, собирает колосок.

    Увидела теремок, остановилась.

                                           Да колоски уж очень хороши.

- Поможем ей, ребята, собрать быстрее колоски и добежать до теремка?

Слайд 8 - 16

- Запишите словарные слова в тетрадь, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить, поставьте знак ударения.

М…дведь, за…ц, в…лк, в…р…бей, л…сица.

- Что можете сказать о пропущенных буквах? (Эти гласные надо запомнить, т. к. их нельзя проверить, это словарные слова.)

- Какое слово здесь лишнее? Почему? (Слово «волк», состоит из одного слога, нет безударной гласной, не словарное слово).

Молодцы!

 За правильные ответы ученики получают картинку с животным.

- Добежала мышка до теремка, постучалась и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт?

Никто не отзывается. Попробовала открыть дверь, не может.    Помогите ей открыть дверь.

     5.   (Приложение 1)       (Слайд 17 )               

        Составь текст, расставляя предложения по смыслу. Выбери правильный порядок расстановки предложений (подчеркни). Подчеркни сочетания жи,ши,ча,ща,чу,щу.

     1.  Часто ходили дети гулять в рощу.

     2.  Летом Петя и Оля жили у бабушки.

     3.  Там пели чижи.

     4. Там чудесная большая роща.

     5.  В траве шипели ужи.

1)   2, 1, 3, 4, 5                      2)  2, 4, 1, 3, 5                3)   1, 2, 4, 5, 3

Прочитайте получившийся текст. Прочитайте последнее предложение с восклицательной интонацией. А теперь как вопросительное предложение.

(Слайд 18 - 19)

  На доске вы видите 3 ключика. Только один из них подходит к дверце теремка. На нём номера правильного порядка предложений. Выберите нужный ключик. Молодцы, вы помогли Мышке!

- Мышка очень рада, что дверь открылась. Зашла она и стала жить в теремке. Она благодарит вас за помощь.

(Слайд 20)

- Прискакала к теремку лягушка – квакушка и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт? ( ученик)

- Я, мышка – норушка, а ты кто?

- Я, лягушка – квакушка. Можно я с тобой буду жить? ( ученик)

- Можно, если выполнишь задание.

6.   В каждой строчке найдите «лишнее» слово, обоснуйте свой выбор.

а) крыши, камыши, кошки, машины   (кошки)

б) ежи, стрижи, моржи, собаки            (собаки)

в) чашка, ложка, свеча, туча                 (ложка)

г) роща, пища, пищат, варит                 (варит)

д) чудо, чучело, подарок, чулок           (подарок)

е) щука, гроза, ищу, чищу.                    (гроза)                        (Слайд 21 – 22)

Молодцы!

- Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоём.         

(Слайд 23)

- Бежит мимо зайчик – побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт? ( ученик)

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка. ( ученик)

- Я, зайчик – побегайчик. Возьмите меня к себе жить.

- Мы бы взяли, да вот помоги нам с заданием справиться.

(Слайд 24)

7. Поставь слова во множественное число.

Нож –             груша -            ёрш -

Ухо –             малыш -           уж -

Шалаш -        лужа -              афиша –

 - Стали они жить втроем.             

Физминутка.    Весело живут. Физкультурой занимаются.          (Слайд 25)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер сдувает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Ш. Обобщение и систематизация знаний.  Работа у доски (каждый ребёнок выполняет своё предложение - 1).

    У  яшы кошка  мурка. У мурки родился  катёнок. Он рыжый и  пушыстый. Катёнок пьёт малако  из чяшки. Яша и катёнок чясто играют.

1. Исправьте ошибки. Подчеркните орфограмму.           (Слайд 26 - 31)

- Живут они весело, дружно.

(Слайд 32)    Идёт лисичка – сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

- Кто в тереме живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайка – побегайка. А ты кто?

- Я, лисичка – сестричка. Пустите меня, я с вами хочу жить.

Подумали звери и говорят:

- Мы согласны, если ты распутаешь наши верёвочки.

2. Задание «Путаница». Составить устно слова.          (Слайд 33)

Составить из слогов как можно большее количество слов.

Е

ЛУ

ДЫ

НИК

ЦЫ

ВЁТ

ТЫЙ

РЫ

ЖИ

ШИС

ЖИ

ШИ

ДУ

ШИ

ЛАН

ЖИ

ПОВ

ЖИК

Стали они жить вчетвером. 

(Слайд 34)

Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в теремок и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайка – побегайка.

- Я, лисичка – сестричка. А ты кто?

- Я, волчок – серый бочок. Пустите меня в теремок. Я тоже хочу с вами жить.

Подумали звери, хоть и тесно, да волка жалко. В тесноте, да не в обиде.

- Пустим тебя, но только сходи, налови нам рыбки.

Пошёл волк рыбу ловить. А какую, вы узнаете, отгадав загадку:

                             Драчуны и забияки,               (Слайд 35) 

Живут в воде,

 Когти на спине    (ерши)

Правильно. Давайте поможем волку наловить рыбы.

Каких рыб вы ещё знаете?       (устный опрос детей)

- Молодцы, ребята! Много рыбы наловили.

   - Волк влез в теремок. Стали они жить впятером. Вместе дружно живут, песни поют.

(Слайд 36) Вдруг идёт мимо медведь. Увидел теремок, вкусный запах почуял, песни услыхал и заревел во всю мощь:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайка – побегайка.

- Я, лисичка – сестричка.

- Я, волчок – серый бочок. А ты кто?

- Я, медведь косолапый. Я тоже хочу с вами жить.

Звери ему отвечают:

- Мы бы рады тебя впустить, да ты уж очень большой, а у нас места мало.

Медведь говорит:

- Я буду у вас на крыше жить.

(Слайд 37) Влез он на крышу и только уселся – трах – бабах!- раздавил теремок. Еле – еле успели все из него выскочить, но остались целые и невредимые.

Допустил Медведь большую ошибку. Стали все дружно её исправлять.

(Слайд 38) Принялись они брёвна носить, доски пилить, новый теремок строить.

А вам предстоит сейчас вспомнить правила правописания ещё одной орфограммы…       (чк-чн)

(Слайд 39 - 43) 

Итог урока. Рефлексия.

Потрудились они на славу. Выстроили новый теремок.  Дружба им помогла. Лучше прежнего получился теремок! Стали они вместе жить – поживать, да добра наживать.

- А какие знания вам сегодня понадобились?

(Знание орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн)

  • Знаем твердо, что жи – ши
    Пишем только с гласной и,
    А в словах, где ча и ща
    Мы напишем только с а.
    Если встретим мы чу – щу,
    То напишем с буквой у.                              
    (Слайд 44)

- Какие задания вам больше всего понравились? Почему?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие задания с трудом? 

Самооценка. У вас на столе лежат наклейки – выберите ту, которая подходит вам за работу на уроке. Оцените себя, свои знания…

Жители теремка благодарят вас за помощь и дарят свою картинку-раскраску, которую вы сможете раскрасить дома.  Спасибо за урок!       

E:\САЙТ мой - 2020\к САЙТУ 24.09.2020\IMG_0157.JPG

   Приложение 1

       Составь текст, расставляя предложения по смыслу. Выбери правильный порядок расстановки предложений ( подчеркни). Спиши текст в тетрадь. Подчеркни сочетания жи,ши,ча,ща,чу,щу.

     1.  Часто ходили дети гулять в рощу.

     2.  Летом Петя и Оля жили у бабушки.

     3.  Там пели чижи.

     4. Там чудесная большая роща.

     5.  В траве шипели ужи.

1)   2, 1, 3, 4, 5                      2)  2, 4, 1, 3, 5                3)   1, 2, 4, 5, 3

Составь текст, расставляя предложения по смыслу. Выбери правильный порядок расстановки предложений ( подчеркни). Спиши текст в тетрадь. Подчеркни сочетания жи,ши,ча,ща,чу,щу.

     1.  Часто ходили дети гулять в рощу.

     2.  Летом Петя и Оля жили у бабушки.

     3.  Там пели чижи.

     4. Там чудесная большая роща.

     5.  В траве шипели ужи.

1)   2, 1, 3, 4, 5                      2)  2, 4, 1, 3, 5                3)   1, 2, 4, 5, 3

Составь текст, расставляя предложения по смыслу. Выбери правильный порядок расстановки предложений ( подчеркни). Спиши текст в тетрадь. Подчеркни сочетания жи,ши,ча,ща,чу,щу.

     1.  Часто ходили дети гулять в рощу.

     2.  Летом Петя и Оля жили у бабушки.

     3.  Там пели чижи.

     4. Там чудесная большая роща.

     5.  В траве шипели ужи.

1)   2, 1, 3, 4, 5                      2)  2, 4, 1, 3, 5                3)   1, 2, 4, 5, 3

Составь текст, расставляя предложения по смыслу. Выбери правильный порядок расстановки предложений ( подчеркни). Спиши текст в тетрадь. Подчеркни сочетания жи,ши,ча,ща,чу,щу.

     1.  Часто ходили дети гулять в рощу.

     2.  Летом Петя и Оля жили у бабушки.

     3.  Там пели чижи.

     4. Там чудесная большая роща.

     5.  В траве шипели ужи.

1)   2, 1, 3, 4, 5                      2)  2, 4, 1, 3, 5                3)   1, 2, 4, 5, 3

                                               

Приложение 2

Вариант  1

    У  яшы кошка  мурка. У мурки родился  катёнок. Он рыжый и  пушыстый. Катёнок пьёт малако  из чяшки. Яша и катёнок чясто играют.

Вариант  2

    У  Яшы кошка  мурка. У мурки родился  котёнок. Он рыжый и  пушыстый. Котёнок пьёт молоко  из чяшки. Яша и котёнок чясто играют.

Вариант  3

    У  Яшы кошка  Мурка. У Мурки родился  котёнок. Он рыжый и  пушыстый. Котёнок пьёт молоко  из чяшки. Яша и котёнок чясто играют.

                     

Слова для волнового опроса:

Жираф, моржи, стрижи, пушинка, снежинка, машина, пружина, душистый, дружить, кувшинка, малыши, шиповник, жизнь, груши, камыши, живот, этажи, спешить, ковши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...