УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
план-конспект по русскому языку

Валентина Николаевна Соколкова

Учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Предметная неделя русского языка736.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                          Школа №8 для детей с ограниченными возможностями здоровья                                   городско округа Лыткарино Московской области

Предметная неделя русского языка

«Обобщение изученных разделов –  ПРЕДЛОЖЕНИЕ.                                    СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА...»

ШМО начальных классов

C:\Users\Валентина\Desktop\русский язык-картинки\44920_html_m76507e45.jpg                                     

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Соколкова Валентина Николаевна

28 Ноября, 2018год

Цель: Организовать деятельность обучающихся по обобщению и  

            систематизации знаний.

Задачи: 

  • Образовательная: совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.
  • Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
  • Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
  • Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- осознают свои возможности в учении, формирование мотивации к обучению;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Предметные:

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение самостоятельно определять и дифференцировать различные формы слова;

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Русский язык 2 класс», раздаточный дидактический материал, доска, смайлики, лесенка достижений.

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

    Фронтальная.  Словесный.  Слово учителя.

Задача: подготовить обучающихся к работе, создать благоприятную атмосферу.

Чтобы хорошо учиться,

 Надо очень много знать.

 Каждый день копилку знаний

 Непременно пополнять.

1) Сядет тот, кто отгадает загадку:                                                                  картинку с отгадкой вешаю на доске, скрыв слово-отгадку…

   Я весь день ловлю жучков,

   Уплетаю червячков.

   В теплый край не улетаю,

   Здесь под крышей обитаю.

   Чик – чирик! Не робей!

   Я бывалый … Воробей

   Верещунья, белобока,

   И зовут её … Сорока

   Окраской сероватая,

   Повадкой – вороватая.

   Крикунья хрипловатая –

   Известная персона

   Это … Ворона

Заводы, фабрики стоят,

И магазинов много,

И люди разные снуют,

Так это же ведь …  Город


По ней не только люди ходят,

По ней детей автобус в школу возит,

На ней разметка есть,

А знаков вдоль нее не счесть!

Не может быть тут вариантов много,

Ведь ответ один - …  Дорога

В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…  
Мороз!

Осенью вскапывают,

Весною засаживают,

Летом поливают,

С грядок овощи снимают!  Огород

Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Малым детям
Молоко даёт.  Корова

2) Минутка чистописания.

Задача: подготовить обучающихся к письму, отработать каллиграфические навыки письма определённых элементов соединения букв.                 

Я тетрадь свою открою,                              
          Под наклоном положу,
          И от вас, друзья, не скрою,
          Сяду прямо, не согнусь,
          За работу я возьмусь.              

Минутка чистописания

- Откройте тетради. (Число записано в тетрадях дома). Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.        – оро -  

II. Актуализация опорных знаний. Словарная работа.

Задача: обеспечить мотивацию и готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.

Индивидуальная.  Практический. Письмо.

-  Какие словарные слова с таким сочетанием вы знаете?    ЗАПИШИТЕ.

Воробей, город, дорога, мороз,             огород, сорока, ворона, корова.

-  Подчеркните опасные места в словах, поставьте ударение.

-  Придумайте предложение с одним из этих слов (каждый своё придумывает) и запишите в тетрадь.

   Мокрый воробей сидел у дороги.    (у доски)

-  Выделите основу предложения.  

-  Какой предлог встретился в этом предложении?  

-  Что мы знаем о предлогах?

-  Подчеркните пробел между предлогом и словом.

-  При помощи стрелок покажите связь слов в предложении.

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.  Слово учителя, беседа

Знаете, ребята, сегодня со мной произошел интересный случай. Иду я в школу и слышу шум во дворе. Кругом никого нет. Оказывается, это птички на заборе такой шум подняли.

И решила я узнать, из-за чего спор у птиц вышел. И оказывается, они тоже ходят в лесную школу. А учитель у них – Мудрая Сова, дала им домашнее задание.

IV. Усвоение знаний и способов действий.

1. Работа в группах

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа.

- У каждой пары есть лист, на котором «зашифровано» правило.  

                                                                                                                            (Приложение 1)

 План работы такой:

1. Прочитай слова.

2. Обрати внимание на выделенные буквы.

3. Посмотри, где стоит знак переноса.

4. Сформулируй правило переноса слов.

(Приложение 2)

1 гр.         Ка-ран-даш, то-пор, мо-роз.

                Стол, крот, класс.  Улей, змея

  • Переносим по слогам
  • 1 букву не оставляют и не переносят

2 гр.       Зай-ка, Конь-ки

              Ван-на, кас-са

  • Слог, состоящий из 1 гласной Й и Ь не отделяются.
  • Знак переноса ставится между удвоенными согласными

Физминутка

* Релаксация для глаз или гимнастика для глаз.

* Кинезиологические упражнения.

* Игра «Карлики-великаны»

V. Включение в систему знаний и повторений

       Развитие умений – применение знания.

1). Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

-  Что такое корень? (Подземная часть растения.)

-  Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

-  Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

-  Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.        (Е. Измайлов)

-  Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

-  Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

-  Выделите корень значком.

-  Проведём маленький эксперимент (опыт).

-  Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

Вывод:  В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова, от него «растут» другие слова.

- Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнездами.

Для этого объясните значение слов.

2) А теперь давайте поиграем… Игра “Помогите  мальчику найти пары родственных слов” 

- Найдите среди слов слово, в котором букв больше, чем звуков.  (СОЛЬ)

Выполните звукобуквенный разбор слова.

Работает ученик у доски с комментированием

Соль –  [с о л`] - 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

С - [с] – согласный, глухой, твердый.

О - [о]-  гласный, ударный.

Л - [л`]- согласный, звонкий, мягкий.

Ь - ----

VI. Домашнее задание.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения.

Приложение 2

    У  яшы кошка  мурка. У мурки родился  катёнок. Он рыжый и  пушыстый. Катёнок пьёт малако  из чяшки. Яша и катёнок чясто играют.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа.

 «Лестница успеха»                              

Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: 
5 - уверен в своих знаниях
4 - в основном уверен, нужно ещё повторить
3 - нуждаюсь в помощи

G:\ПЕДАГОГ ГОДА-2017\Лестница успеха\stair-step-clipart-top-of-steps-or-stair-over-FXx1MF-clipart.jpg

G:\ПЕДАГОГ ГОДА-2017\Лестница успеха\14767183-3d-people-human-character-climb-the-staircase-stair-3d--Stock-Photo.jpg

G:\ПЕДАГОГ ГОДА-2017\Лестница успеха\depositphotos_2154908-Development-of-business.jpg

          Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

https://bigslide.ru/images/34/33219/960/img7.jpg

E:\Начало урока.ПСИХОлог.настрой\э2.jpg

E:\Начало урока.ПСИХОлог.настрой\э5.jpg

Самоанализ урока русского языка Соколковой В.Н.

Класс: 2 - Б

Дата проведения: 28 ноября 2018 года.

Программа: УМК «ШКОЛА РОССИИ». Учебник «Русский язык» I часть, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Тип урока: Урок обобщения изученных разделов и систематизации знаний.

Тема урока: «Предложение.  Слова, слова, слова...».

Цели урока направлены на формирование всех групп УУД:

Предметных: умение применять знания в жизненных ситуациях;

 умение самостоятельно определять и дифференцировать различные формы слова;

Метапредметных: развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, строить умозаключения; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Личностных: воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества, взаимопомощи; осознавать свои возможности в учении, формирование мотивации к обучению.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Русский язык 2 класс», раздаточный дидактический материал, доска, смайлики, лесенка достижений.

 Задачи:   Дети научатся совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов, делить слова на части для переноса, переносить слова с учётом их особенностей, работать в парах, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, содействовать в ходе урока формированию умения слушать, понимать друг друга, договариваться и сотрудничать.

       Данный урок проводится при закреплении разделов «Предложение». «Слова, слова, слова…». Тема  урока неразрывно связана с предыдущей темой «Слог. Ударение». Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими уроками.

      Структура построения урока соответствует его целям и дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученных знаний. На данном уроке соблюдалась логичность, научность, доступность передачи материала, опора на отработанные знания.  Сначала урока   постаралась создать эмоциональный и деловой настрой - мотивацию.

       Учебные возможности обучающихся  класса находятся   на среднем уровне. Поэтому я планировала задания так, чтобы на этапе закрепления создать у детей ситуацию успеха для повышения интереса к русскому языку.  

     

      На уроке применены технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, групповая, индивидуальная.

      Были использованы следующие методы:

- словесные;

- наглядные (ИКТ, карточки);

- практические (работа в тетрадях);

- игровые.

       Показателем усвоения обучающимися знаний и умений является правильность их ответов в процессе беседы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.

      Комфортная психологическая обстановка на уроке поддерживалась за счет того, что я не навязывала правильные выводы детям, а старалась выслушать мнение каждого, старалась, чтобы все обучающиеся слышали друг друга и могли самостоятельно прийти к нужному выводу, отстоять свою точку зрения. Критических ситуаций на уроке не возникло, так как все были заинтересованы в успехе этого урока, помогали друг другу и мне.

      Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.  Поэтому каждый этап был спланирован четко, я давала детям конкретное время на выполнение задания, предусматривала на каждом этапе определенную наглядность и контроль над выполнением задания. Поддерживался высокий темп работы.

      Во время урока следила за здоровьесберегающими технологиями:  старалась организовать целесообразное  чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности, при необходимости корректировала осанку детей, провела физкультминутки.

      На момент проведения урока дети готовы к восприятию данной темы и имеют достаточный запас знаний. Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

      Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения детей к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи. Проводилась работа по уточнению, расширению и обогащению словарного запаса обучающихся.

      В итоге обучающиеся справились со всеми заданиями в полном объёме. Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные цели и задачи.

Выбранные формы и методы позволили организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...