Соединительные о-е в сложных словах (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Суркова Надежда Владимировна

Цель урока: 1) научиться правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е.

Задачи урока:

  • повторить изученный материал по морфемике, словообразованию;
  • научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах.
  • воспитать культуру общения и культуру ответа на вопросы;
  • развивать культуру умственного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soedinitelnye_o-e_v_slozhnyh_slovah_6_klass.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Выполнил: учитель русского языка и литературы Слуницына Н.В.

Тема урока: Соединительные о-е в сложных словах (6 класс) Цель урока: 1) научиться правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е. Задачи урока:

  • повторить изученный материал по морфемике, словообразованию;
  • научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах.
  • воспитать культуру общения и культуру ответа на вопросы;
  • развивать культуру умственного труда.

Учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч. 2 / М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А Тростенцова [и др.] / под научн. ред. Н.М. Шанского.– 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, работа с учебником.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, Школьный словообразовательный словарь А.Н.Тихонова.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1. Орг. момент. (1мин). Цель: мотивация к началу учебн.деятельност

и

Здравствуйте, ребята. Открываем свои тетради и записываем число, классная работа.

Подготовка к уроку.

2. Проверка д/з. Цель: проверить усвоен ли материал предыдущих уроков.

2.1. Для начала проведем словарный диктант. (Учитель вызывает по одному человеку к доске):

  1. Переложить вещи (какой корень мы выделяем у глагола? С каким корнем он чередуется?)

  1. приоткрыть дверь (какую приставку пишем и почему?)

  1. примерить платье – примирить друзей (Объясните написания приставок и гласных в корне)

  1. выделение черед. корень -лож-; чередуется с корнем -лаг-. Зависит от наличия или отсутствия суффикса –а-.
  2. Пишем приставку при. В данном случае приставка при обозначает неполноту дйствия.
  3. Гласные в приставках следует

запомнить. Написание гласной в корне

4) преодолевать трудности (какую приставку пишем и почему?)

зависит от значения слова: примерить – примерка; примирять – мир.

  1. Пишем приставку –пре-, т.к. она близка по значению приставке -пере-
  2. Гласный в приставке следует запомнить. Можно сопоставить со словосочетанием

«передать в другие руки»

  1. Написание корня зависит от ударения: ударение падает не на корень, поэтому пишем о.
  2. Корень –приключ- Нет, написание этого гласного следует запомнить
  3. Пишем приставку –пре-, т.к. она близка по значению слову очень
  4. Написание гласного в корне зависит от наличия или отсутствия суффикса –а-.
  5. Пишем гласный а, т.к. на нее падает ударение.

2

Она пишется. когда употребляется в значении очень, и когда близка по значению приставке –пере-

4

Она употребляется, когда мы говорим о присоединении, приближении, близости к к чему-либо, неполноте действия.

В корнях –гар-//-гор- , -клан-//-клон-

5) предать друга (какую приставку пишем и почему?)

6) каша сгорела (какой пишем гласный в корне и почему?)

  1. приключение (какой корень мы выделим в этом слове, можем ли мы объяснить написание первого гласного?)
  2. преувеличивать ( какую приставку пишем и почему?)

9) Коснуться (какой пишем гласный в корне и почему?)

10) озарение (какой пишем гласный в корне и почему?)

2.2. Теперь, ребята, проверим ваше домашнее задание. Закрыли все учебники.

Сколько вы знаете случаев написания приставки -пре- Верно, при каких 2-ух условиях мы пишем эту приставку?

Сколько вы знаете случаев написания приставки -при-? Молоды, назовите их, пожалуйста.

Правильно. В каких корнях мы пишем под ударением гласный [а], а в безударном [о]

Верно, а в каких корнях мы пишем под ударением гласный [о], а в безударном [а]

В каких корнях написание гласного в корне зависит от суффикса «а»?

-зар-//-зор-

-лаг-//-лож-, -кас-//-кос-

3) Объяснение нового материала а)Псих. подготовка учащихся. Цель: актуализировать имеющ. знания морфемном составе слова

Ребята, записываем такие слова:

Лед ходить ледоход

Выделяем корни в этих словах. Чем отличаются первые два слова от третьего и связаны ли они между собой.

Верно, а помните, как называются слова, состоящие из двух и более корней?

Запишем слова мореплаватель и самолет. Эти слова сложные. Какие у них соединительные гласные?

Как вы думаете, какую тему мы будем с вами изучать?

Запись темы: Соединительные гласные О и Е в сложных прилагательных

Запись слов в тетрадь

В первых двух словах один корень , а в третьем – два. Связаны они тем, что третье слово образовано от первых двух. Такие слова называются сложными.

О - Е

[р]- мягкий и [м] – твердый. Соединительные о-е в сложных словах

Обратим внимание на согласные перед этими соединительными гласными.

Исходя из этого, какой можно сделать вывод?

Запишем слово пешеход. Какой там согласный перед соединительным гласным и как вы думаете, почему?

Запишем еще одно слово птицефабрика. Какой там согласный перед соединительным гласным и как вы думаете, почему?

Теперь прочитаем правило на странице 119 учебника.

После твердого согласного пишем « о» , а после мягкого пишем «е».

Соединительный гласный «е», т. к. стоит перед шипящим согласным звуком.

Соединительный гласный «е», т. к. стоит перед согласным звуком ц.

б)Работа над

Давайте выполним упражнение.

новым

Вставьте пропущенную букву и объясните, почему так пишется слово.

Судостроительная техника (т.к. «о» стоит

материалом.

Судостр…ительная техника, полезащитные насаждения, пят…классник,

после твердого согласного),

Цель: научить

скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, сонц…пек.

полезащитные насаждения ( т.к. «е» стоит

правильно писать

после мягкого согласного), пятиклассник

сложные слова с соединительными гласными о и е и объяснять правописание их.

( т.к. «е» стоит после мягкого согласного), скалолаз(т.к. «о» стоит после твердого согласного), камнепад ( т.к. «е» стоит после мягкого согласного), водолаз ( т.к.

«о» стоит после твердого согласного), солнцепек ( т.к. «е» стоит после мягкого согласного).

Отгадайте и запишите слова, которые мы будем рассматривать.

Стоит толстячок, Подбочивши бочок, Шипит и кипит, Всем пить чай велит.

Самовар. Пишем соединительный гласный «о», т.к. он стоит после твердого согласного.

Он отлично варит кашу, У него особый дар.

Кто нас кормит кашей с маслом? Ну, конечно... (кашевар)

Кашевар. Пишем соединительный гласный «е», т.к. стоит после шипящего

«ш».

4) Закрепление материла. Цель: выработать умение правильно писать сложные слова с соединительными гласными «о» и

«е»

Запишите ответы одним словом. Кто ловит зверей? китов?

Назовите человека, который любит жизнь.

Как называют человека, который варит сталь? разводит скот, оленей, пчёл?

Зверолов (пишем соединительный гласный «о» после твердого согласного), китолов (пишем соединительный гласный

«о» после твердого согласного) Жизнелюб (пишем соединительный гласный «е» после мягкого согласного). Сталевар (пишем соединительный гласный «е» после мягкого согласного), скотовод ( пишем соединительный гласный «о» после твердого согласного), оленевод ( пишем соединительный

гласный «е» после мягкого согласного),

пчеловод (пишем соединительный

гласный «о» после твердого согласного).

5) Обобщение и повторение. Цель: выявить усвоен ли

материал

Ребята, что какую тему мы сегодня с вами изучали?

Верно.

Соединительный гласные «о» и «е» в сложных словах.

Соединительный гласный «о» пишем после твердого согласного.

Соединительный гласный «е» пишем после мягкого согласного, после

шипящего, после «ц».

В каких случаях мы пишем гласный «о»?

Когда мы пишем гласный «е»?

Д/з

Спасибо большое, ребята, за работу. Ваше домашнее задание параграф

41, упр. 215.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....

Технология встречных усилий Урок по теме «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» 6 класс

Здесь представлен конспект урока, построенного в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ), которая предполагает, что ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать оп...

Методическая разработка урока по теме "Сложные слова", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку "Сложные слова", 5 класс...

Открытый урок русского языка "Сложные слова" 3 класс

Открытый урок русского языка "Сложные слова" 3 класс...

Конспект урока по теме "Сложные слова" 6 класс.

Конспект к уроку русского языка в 6 классе  по теме «Сложные слова»   разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для работы по любому УМК.Технологическая карта ...

Правописание сложных слов, 6 класс

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание сложных слов". На мобилизующем этапе, перед началом изучения нового материала по теме "Правописание сложных слов", проводится р...

Правописание сложных слов, 6 класс

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание сложных слов". На мобилизующем этапе, перед началом изучения нового материала по теме "Правописание сложных слов", проводится р...