Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок русского языка в 8классе,тема "Интервью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazykapo_teme_intervyu.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, 8 класс

Авторы учебника: А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Г.И.Кустова, Л.О.Савчук

Тема: Интервью как жанр публицистического стиля

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний об интервью как жанре публицистического стиля

Задачи:

1.Предметные

1.выявить особенности интервью как жанра публицистики:

                      1. диалоговая форма

                      2. диалог с информированным лицом

                      3. диалог с социально-значимой личностью

                      4. особенности

  • информационного интервью: тема социально значимые новости, события (ответ на вопросы кто? что? где? почему? зачем?)
  •  аналитического: объяснить суть проблемы, ее причины, следствия, способы решения (ответ на вопросы по существу проблемы)
  • портретного: дать характеристику социально значимому лицу, раскрыть его личность, получить информацию о подробностях его жизни
  •  блиц-интервью: один и тот же набор вопросов задается группе людей

5. языковые особенности

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа делать выводы.

2. Метапредметные

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1.Формировать умение работать в группе.

2.Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции

                                                               

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Погружение в тему, формулирование задач урока

ВИДЕОРОЛИК – ИНТЕРВЬЮ

 - Посмотрите видео. Опишите ситуацию общения. Определите стиль речи.

- Вопросы для анализа речевой ситуации? (Кто говорит? В какой обстановке? С какой целью?)

- Кто говорит? (Сергей Бурунов – артист, который еще занимается дубляжем и журналист, т.е профессионал, один-один)

- В какой обстановке? (в студии, т.е в официальной)

- С какой целью? (узнать, как стал дублировать Ди Каприо, возможно дальше о профессии артиста)

- Какие стили речи вы знаете?

- К какому стилю отнесем данный устный текст?

- Какой жанр публицистики используется в видеоролике? (интервью)

- Какова тема урока?

- Определите задачи урока (по опорным словам)

 1. Определить  особенности интервью как жанра публицистики

 2.  Познакомиться с типами интервью

 3. Развивать навыки анализа текста публицистического стиля, коммуникативные навыки, навыки групповой работы.

- Запишите дату, тему урока

  1. Актуализация знаний

- Прежде чем работать над темой, вспомним особенности публицистического стиля.

- Работаем по группам. В каждой группе выберите командира. Его задача руководить обсуждением, назначать отвечающего.

- Из данных выбрать отличительные особенности  публицистического стиля. Время – одна минута.

  1. Первичное усвоение знаний, формулирование определения интервью

- Начнем с определения интервью.

1. Словарная работа с интернет словарем

- Один человек работает в интернете. Находит слово на портале «Грамота.ру»

2. Работа с учебником, диалог на основе иллюстраций

- Откройте учебник. Стр. 165, рассмотрите иллюстрации. Опишите ситуации общения, в которых берут интервью? 1 иллюстрация для 1 группы, 2-я – для 2-й, 3-я – для 3-й.Время – одна минута.

1.  - Кто дает интервью? (Д.Губерниев), т.е – один-один

     - Кто он по профессии (спор.комментатор), можно его назвать информированным по вопросам спорта человеком?

     - В какой обстановке? (в официальной)

     - Цель интервью? Возможно, узнать спортивные новости. Эта информация является социально значимой? (для интересующихся спортом, болельщиков – да)

2.  - Кто дает интервью? (Руководители какого-то предприятия). Один или несколько журналистов берут интервью? Т.е. много-много

     - Можно руководителей назвать информированным по вопросам развития предприятия людьми?

     - В какой обстановке? (в официальной)

     - Цель интервью? Узнать о проблемах и перспективах развития предприятия. Эта информация является социально значимой?

  3.  - Кто дает интервью? (Музыканты). Кто берет интервью? (ведущий канала РУ.ТВ. Один или несколько журналистов берут интервью? Т.е. один-пара.

     - Можно музыкантов назвать информированным по вопросам музыки?

     - В какой обстановке? (в официальной)

     - Цель интервью? (Или творчество данных музыкантов. Или отношение к творчеству других и подобное. Эта информация является социально значимой?

- А далее вопросы в целом.

-  Кто может участвовать в интервью (известные личности: политики, спортсмены, руководящие работники,, т.е интервью берут у информированных людей, реже у любого человека, если нужно узнать общественное мнение.один-один, один-пара, один или много - много)

- Какие интервью вы любите слушать? Читаете ли интервью  в газетах, журналах? По какому признаку вы выбираете интервью, которое будете или не будете читать(смотреть) (по теме, по собеседнику).

Т.е темы интервью для вас должны быть интересны и в целом социально значимы.

- Попробуйте самостоятельно сформулировать основные признаки интервью?

- Какую форму имеет интервью? ( и устную, и письменную, форма вопроса и ответа, т.е диалога)

3. Знакомство с определением интервью

- Прочитать определение интервью, правильно ли мы назвали признаки интервью?

- Записать определение интервью.

4. Словарная работа

 Внимание на экран. Расширяем знания о слове интервью.

  1. Знакомство с типами интервью.

- По группам знакомимся с видами интервью.1 группа узнает и рассказывает нам особенности информационного интервью, 2-я – аналитического, 3 –я -портретного. Время – 3 минуты.

-Запишите типы интервью, добавьте 4-й: блиц-интервью или блиц-опрос, когда группе людей задается один и тот же вопрос. Когда используется блиц-опрос? (при необходимости узнать мнение широкой общественности)

  1. Первичное закрепление знаний. Знакомство с примерами интервью, анализ содержания и языка разных типов интервью:

- Каждая группа работает с примером печатного интервью, определяет тип интервью, определяет особенности публицистического стиля.

   1. Интервью с Александром Лиллевяли.

   2.  Интервью с Дмитрием Губерниевым.

   3. Интервью с журналистом портала Грамота.ру.(учебник, упражнение 115)

  1.  Продолжение, упр.115 по вопросам:

- Послушайте пропущенный фрагмент интервью с В.В.Шахиджаняном (до слов: «Используйте этот шанс»

- К какому из заданных вопросов он относится? Какой вывод можно сделать из этого ответа? (Не теряйте время! Занимайтесь русским языком!)

  1. Практическая работа:
  1. Составить 3 вопроса для интервью у гостей урока:
  1. группа: информационное интервью, тема  - семейные традиции встречи Нового года.
  2. группа: аналитическое интервью, тема – Чудеса.
  3. Группа: блиц-опрос – тема – Новый год.
  1. Взять интервью.
  2. Обсудить интервью, сформулировав вывод на основе вопросов и ответов.

  1. Итоги урока:

- Определение интервью.

- Типы интервью.

- Языковые особенности, которые выявили в примерах интервью.

- Капитаны команд, назовите самых активных ребят, которые не только активно работали, но и успешно, давали правильные ответы.

- Капитаны справились с руководством, а их группы с поставленными задачами.

  1. ДЗ: по тем же вопросам, какие были у вашей группы  провести интервью у родителей, интервью оформить в виде диалога в письменной форме, сделать свой вывод.
  2.  Рефлексия

-Оцените, как вы работали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...