Урок "Художественные средства языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Букреева Наталья Николаевна

Урок развития речи в 5 классе общеобразовательной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока:     урок развития речи.

Тема урока: Художественные средства языка.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект:

-  изучение художественных средств  языка, совершенствование  речевых  умений  и  навыков  создания письменных текстов.

- привитие интереса к литературе через анализ художественных произведений русских писателей-классиков

Развивающий аспект:

- обогащение лексического  запаса;

- развитие творческой  фантазии  детей;

- учить  анализировать, сравнивать, доказывать;

- развитие  познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Воспитательный аспект:

- воспитание позитивного отношения к информации, уважительного отношения к мнению одноклассников, дисциплине, аккуратности при выполнении работы;

- воспитание внимательного отношения к  слову и своей деятельности.

Формирование УУД:

Личностные:  

- формирование желания выполнять  и  мотивировать учебные действия;

-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные

- сравнивать различные виды работ;

- анализировать результаты своей работы;

- изменять текст, творчески переделывать;

- поиск и выделение нужной информации.

Регулятивные:

- анализировать собственную работу;

- находить ошибки, устанавливать их причину;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- сравнивать и анализировать  разные виды текста;

- создавать и редактировать собственные тексты;

-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Оборудование урока: раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

-технология развивающего обучения;

- личностно-ориентированного обучения.

                                                                                                                    

                                     Ход урока.

Слайды зимней природы под музыку.

- Что происходит на свете?  

- Просто зима.

- Просто зима, полагаете вы?                                  

- Полагаю. Я ведь и сам, как умею,                    

  следы пролагаю в ваши уснувшие ранней порою дома.

- Что же за всем этим будет?                                

- А будет январь.

- Будет январь, вы считаете?                              

- Да, я считаю. Я ведь давно эту белую  книгу читаю.

  Этот с картинками вьюги старинный букварь.                                                    

Посмотрите в окно, какая зима красивая, как будто нарисованная художником.

- А вы умеете рисовать?

- Да.

- А чем вы рисуете?

Карандаши, кисточки, краски…

Я сейчас открою вам свою тайну: я тоже умею рисовать, но для этого мне не нужны ни карандаши, ни краски, ни кисточки. Я рисую словами. И сегодня я предлагаю вам поступить в школу художников, но не простых, а волшебных. А потому вам понадобится это волшебное перо (ручки).

Итак, отправляемся в путешествие - в мир зимней природы и возьмем с собой художественные средства языка. Что же это? Посмотрите в альбом. Пока непонятно. Попробуем разобраться.

Ребята,  много ли цветов используют художники при написании картин?

-много

- У художников слова тоже очень много цветов -  художественных средств, это огромная палитра. Они называются, в основном, греческими словами, оттого и звучат так загадочно: метафора, метонимия и даже синекдоха. Но сегодня писать картину будем только тремя из них, самыми яркими цветами.

Итак, открываем альбом "Моя картина"...

Посмотрите, в середине альбома находятся кисти (они пронумерованы) и мольберты. Этими кистями и будем рисовать картину. Но какую? Известный русский художник Иван Шишкин в 1890 году  красками написал картину "На севере диком..." Вот она. E:\300px-Shishkin_na_severe_dikom1.jpg

А мы попробуем  написать ее по-другому.

Сделаем на мольберте первый штрих: как называется кисть под №1? (художественное определение). Пройдите по лабиринту, какой след она оставила на мольберте? (эпитет)

 

-Так значит, что означает слово эпитет?

-Образное определение.

Запишите, пожалуйста, под цифрой "1": эпитет - это образное определение.

 -Давайте вспомним, что такое определение.

Ответы учащихся.

А теперь давайте порассуждаем, чем может художественное определение отличаться от простого определения.

Эпитет греческое слово, переводится «приложение». Это определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. 

Сравним слова(на доске) C:\Users\Админ\Desktop\эпитет.jpg.

Какие из них являются эпитетом? Какое эпитетом не является?

Мы порой не обращаем внимания на красоту, которая нас окружает. Увидеть ее по-новому, залюбоваться ею, восхититься ее прелестью заставляют нас писатели и поэты. Они - художники, потому что не только видят особенное в обычном, на первый взгляд,  явлении, умеют радоваться красоте мира, но и   учат нас, читателей, быть чуткими, открытыми, добрыми.

А потому возьмите текст под номером 1. Прочитайте, пожалуйста. Кто автор этого текста? Сейчас каждый из вас выберет из текста №1 по три эпитета и запишет их (словосочетания) в своем альбоме.

-Справились? Прочитайте, пожалуйста.

Переверните листочек и в синий квадратик запишите слово «Эпитет».

Приступаем к написанию картины. Она будет находиться в рамке. Вставьте в текст необходимые эпитеты.

 

-Пришел черед кисти под № 2 (переносное значение слова). Какой след оставила она на мольберте? (Метафора).

Метафора-это переносное значение слова. В 4 классе вы говорили о разновидности метафоры - олицетворении. Попробуйте вспомнить, что это такое. А если это у вас не получится - я помогу.(Когда о природе говорится, как о живом существе)

 C:\Users\Админ\Desktop\олицетворение.jpg

Метафора имеет более широкое значение. Запишите, пожалуйста, под цифрой "2": метафора-это переносное значение слова, оно означает скрытое сравнение ( т.е. для сравнения предмета или явления с чем-то не используются союзы как, словно,точно)

C:\Users\Админ\Desktop\метафора.jpg

А теперь возьмите текст №2.Кому принадлежат эти стихотворные строки? Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения. Найдите и запишите в альбом по три метафоры (словосочетания) из этого текста.

Прочитайте, что у вас получилось.

Переверните листочек и в красный квадратик запишите слово «Метафора».

Продолжаем писать картину. В текст в рамке вставьте метафору.

-Осталась кисть по №3. Какая? (сопоставление двух предметов или явлений). Как называется ее след? (сравнение)

Запишите, пожалуйста, под цифрой "3": сравнение - это сопоставление двух предметов

C:\Users\Админ\Desktop\сравнение.jpg

А теперь возьмите текст №3.Кому принадлежат эти стихотворные строки? Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения. Найдите и запишите в альбом  по три сравнения из этого текста. Переверните листочек и в зеленый квадратик запишите слово «Сравнение».

Сделаем последние штрихи нашей картины в рамке. Впишите сравнение.

 

Какая же картина получилась у каждого из вас? (зачитывают тексты картины).

Молодцы! Ребята, писатели внимательны к слову, умело им пользуются, чтобы мы ясно видели именно ту картину, которую они рисуют.

А теперь послушайте, какое стихотворение великого русского поэта М.Ю. Лермонтова нашло отражение в картине великого русского художника И. Шишкина

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине cocнa. 
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

А сейчас настал момент, чтобы вы посмотрели на свою картину в рамке и решили, насколько качественной она получилась. Выберите из 3-х предложенных вариантов картинок ту, которая соответствует вашей и наклейте ее в отведенное для этого место. Почему именно эту картинку вы выбрали?

Для того, чтобы отточить свое мастерство художника слова предлагаю  нарисовать портреты снежинок, тех, которые на ваших бейджиках.  А помогут вам в этом волшебные кисти. Какие? Посмотрите на схему.

(Эпитет, метафора, сравнение. Художественные средства языка). А вот и снежинки (прикреплены к альбому или те, что на бейджах). Пусть у вашей снежинки будет такое настроение, какое сейчас у вас после урока. Нарисуйте его (настроение). А сейчас мы слепим из этих снежинок "снежок" и подарим его нашим гостям.

Приложение 

текст №!Снежинка

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
   

текст№2
Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо. На землю легли голубые тени,  и ожил снег: засверкал, заискрился. Идет по земле волшебница-зима твердой поступью, морозы да метели с собой несет, не оглядывается…  

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.     А. Пушкин.

 

Текст №3 

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

может быть, о елке 

Среди… эпитетбезмолвия стоит на вершине…эпитетсосна. Она, будто ... сравнениеукутана снегом. Вокруг нее только …эпитетнебо, …эпитетснег и бесконечная даль. Красавице (красавица) метафора….  

  E:\300px-Shishkin_na_severe_dikom1.jpg

 
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине cocнa.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Михаил Лермонтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"

Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...