Конспект учебного занятия по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Владимирова Анна Александровна

«Обобщающие слова при однородных членах предложения». 8 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  «Обобщающие слова при однородных членах предложения». 8 кл

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Форма работы

Приветствие.

Доброе утро, дорогие ребята!

Надеюсь, у каждого из вас хорошее настроение!

Присаживайтесь, настраивайтесь на работу! Желаю всем удачи!

Слушают учителя.

Орг момент

Сегодня мы продолжаем изучать большой раздел синтаксиса: ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Откройте тетради, запишите число

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ ЯНВАРЯ.

КЛАССНАЯ РАБОТА.

Тему мы запишем чуть позже.

Пишут в тетрадях

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ ЯНВАРЯ.

КЛАССНАЯ РАБОТА

Мотивация к учебной деятельности

Давайте начнем нашу работу!

Внимание на экран.

Перед вами сейчас будет ряд слов, все они запросто могут быть однородными членами предложения.

 скажите, пожалуйста, как одним словом (или одной фразой)  назвать все слова в каждом ряду.

Зима, весна, лето

Хлеб, молоко, масло

Мать, отец, сын

Отвага, трудолюбие, честность

сержант, генерал, лейтенант

Советский Союз, Россия, Германия.

Скажите, пожалуйста, каким термином обозначается слово, являющееся более общим по значению к ряду однородных членов предложения?

Этот термин вы уже изучали в 5 классе.

Молодцы! Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

 «Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них».

Приведите свои примеры обобщающих слов:

  1. Дни недели
  2. Одежда
  3. Виды спорта
  4. Музыкальные инструменты
  5. Планеты
  6. Осадки
  7. Овощи
  8. Фрукты
  9. Мебель
  10. Названия наук

Вспомним, как графически обозначается ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО?

  1. Зима, весна, лето – времена года.
  2. Хлеб, молоко, масло – продукты
  3. Мать, отец, сын – члены семьи.
  4. Отвага, трудолюбие, честность – качества человека.
  5. Воинские звания: сержант, генерал, лейтенант.
  6. Страны: Советский Союз, Германия, Польша.

ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО

Пишут тему:

«Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них».

По цепочке

фронтально

Целеполагание

Сформулируйте, пожалуйста, для себя цели на сегодняшний урок, отталиваясь от темы урока и от того, что вы уже знаете и умеете и чему вам  еще предстоит научиться.

Что нового вы для себя откроете?

Формулируют цели, в это время на экране:

Я вспомню….

Я узнаю…..

Я научусь…..

Я смогу….

фронт

Актуализация опорных знаний обучающихся.

К ДОСКЕ ИДЕТ САША. Остальные в тетради.

Запишите в тетрадь предложение:

Я знаю историю Ленинграда, Сталинграда, Севастополя.

Саша, подчеркни все члены предложения.

Пока Саша подчеркивает, ответьте мне на вопросы:

 - Ленинград, Сталинград, Севастополь – что это такое перечислено? Названия чего?

- Чем знамениты эти города? Какова их история?

- Обратите внимание на города Ленинград и Сталинград - как в современной России называются эти города?

Наш сегодняшний урок мы посвящаем истории города Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга.

Как вошел в историю ВОВ город Ленинград?

Верно. 27 января – день снятия блокады Ленинграда. 900 дней ленинградцы находились в блокаде, но город выстоял, и славе его жителей и защитников мы посвящаем нашу память.

Пишут

Я знаю историю Ленинграда, Сталинграда, Севастополя.

- это города.

- Эти города – участники ВОВ и носят звание города-героя.

- В современной России эти города  называются Санкт-Петербург и Волгоград.

Этот город находился в блокаде.

1 у доски, остальные в тетрадь

Вернемся к нашему предложению.

Все ли верно разобрала Саша?

Скажите, пожалуйста, это предложение осложненное?

Чем оно осложнено?

Как должны стоять знаки?

Составим схему ОЧП.

Да, предложение осложненное.

Осложнено однородными членами предложения.

Должны стоять запятые, т.к. ОЧП соединены бессоюзной связью.

( … О,О,О)

Фронтально.

Схему 1 у доски.

Теперь усложним свою задачу.

 Введем в предложение дополнительный компонент, а именно – добавим к ряду однородных членов обобщающее слово.

Что у нас получится?

Вспоминаем, как ставятся знаник препинания в предложении, если после об.слова идет ОЧП:

А как выглядит схема Об.Сл.при ОЧП?

Возьмите, пожалуйста, карточку желтого цвета и поставьте знаки препинания согласно схеме.

[Ø: О,О,О ]

Я знаю историю великих городов: Ленинграда, Сталинграда, Севастополя.

 

Если после об.слова идет ОЧП, то после него мы ставим двоеточие.

 

[Ø: О,О,О ]

фронт

Перед вами лежат тексты (их 2). Давайте их прочтем.

 

Работа по вариантам.

Задание:

найти предложение с рядом ОЧП и обобщающим словом при нем.

Выписать его.

Назовите мне ОЧП И ОБ,СЛ. (по вариантам)

Совпадает ли синтаксическая функция ОБ.С и ОЧП?

Читают тексты.

Выписывают из каждого текста по 1 предложению

На  оборону родного города поднялись даже самые незащищенные его жители: старики, женщины, дети.

Ленинградцы пережили все тяготы блокады: страх, голод, холод, смерть.

[Ø: О,О,О ]

Да, обязательно совпадает.

Самостоятельно по вариантам

Расширение полученных знаний

А теперь перестройте свои предложения так, чтобы обобщающее слово стояло после ОЧП.

Найдите, какая схема подходит к данному предложению. Покажите ее.

 СИНЕГО ЦВЕТА

На оборону родного города поднялись старики, женщины, дети – самые незащищенные жители Ленинграда.

Ленинградцы пережили страх, голод, холод, смерть – все тяготы блокады.

[О,О,О - Ø ]

самостоятельно

Третье условие, или третью позицию Обобщающего слова при однородных членах предложения дам вам я. Посмотрите на экран.

  • Самые незащищенные его жители: старики, женщины, дети – поднялись на оборону родного города.
  • Все тяготы блокады: страх, голод, холод, смерть – ленинградцы пережили достойно.

Я сама

А теперь объединитесь в группы и сравните, пожалуйста, три предложения и три схемы.

Сделайте вывод, как позиция  Об. сл по отношению к ОЧП влияет на постановку знаков препинания предложения.

Иначе говоря, сформулируйте правило пунктуации для Об. Сл при ОЧП.

А теперь откройте, пожалуйста, учебники на стр.147, прочтите теоретический материал и сделайте вывод, правильно ли мы сформулировали правило или нет.

Схема какого цвета подходит к третьему  случаю?

ОРАНЖЕВАЯ 

В  схеме оранжевого цвета расставьте знаки препинания .

Очень хорошо.

Оставим себе эти схемы, как подсказку.

Формулируют правило.

Читает учебник вслух.

[Ø: О,О,О ]

[О,О,О - Ø ]

[Ø: О,О,О - … ]

Групповая работа

Первичное закрепление материала

Сегодня я хочу рассказать вам о девочке, почти вашей ровеснице. Ее звали  – Таня Савичева.

В осаждённом Ленинграде эта девочка жила.

В ученической тетради свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова: Осталась одна Таня

  1. Таня Савичева выросла в большой и дружной семье.
  2. В  квартире  у  Савичевых  было  много  музыкальных  инструментов гитара мандолина пианино.
  3. Во время блокады Таня, ее братья и сестры вытачивали детали на заводе рыли  траншеи  работали в меру своих сил.  
  4. Сначала война забрала ее отца, потом старшую сестру.
  5. В память о ней девочка  стала  делать  свои  записи в свой дневник.  
  6. Другие ее родные отец мать братья дядя  ушли из жизни один за другим.
  7. Всех отняла война у маленькой Тани.
  8. Однажды девочка подвела страшный итог: «Осталась одна Таня».

Проверяем. Я попрошу Вас найти три предложения, соответствующие схемам. Зачитайте их.

Зачитываем предложение, схемы на доске есть.

Встаньте те, кто получил 3 плюса, кто 2, кто 1.

  1. В  квартире  у  Савичевых  было  много  музыкальных  инструментов: гитара, мандолина, пианино.
  2. Во время блокады Таня, ее братья и сестры вытачивали детали на заводе, рыли  траншеи -  работали в меру своих сил.  
  3. Другие ее родные: отец, мать , братья, дядя -  ушли из жизни один за другим.

Самостоятельно, самопроверка, взаимопроверка.

 

Посчитать кол-во плюсов (по 1 за каждое верное предложение)

Молодцы!

Продолжим. Ленинград освободили от блокады 27 января 1944 года. А 1 мая 1945 года приказом Верховного главнокомандующего впервые городами-героями были названы города ЛенинградСталинградСевастополь и Одесса.

звание «Город-Герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.  

ДОП.  ЗАДАНИЕ

Придумайте свое предложения, используя ОЧП

Ленинград, Севастополь, Сталинград и

Об.слово Города-герои.

Позиция Об.Слова по рядам.

Молодцы!

Читают свои предложения.

По рядам

По парам

Итоги

Подведем небольшой итог нашей работы. Вспомним, какие цели мы сегодня ставили и сформулируйте свою мысль, используя фразы с экрана.

Я вспомнил….

Я узнал…..

Я научился…..

Я смог…

Фронтальный опрос

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр 266.

Выписываем предложения. Расставляем знаки препинания, обобщающее слово отмечаем схематично.

ОЦЕНКИ

Выставление оценок примерно 5 штук.

Рефлексия

Итак, скажите, пожалуйста, кто полностью понял тему? Поднимите зеленую карточку.

У кого остались вопросы? Поднимите красную.

Обращение к эпиграфу.

«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может. 
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».

А. Митяев

Спасибо за урок и желаю всем мирного неба над головой!

Поднимают рефлексивные карточки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Двадцать третье января. Классная работа.

Слайд 3

Зима, весна, лето, осень Хлеб, молоко, масло Воинские звания Сержант, генерал, лейтенант Качества человека Отвага, честность, трудолюбие Мать, отец, сын Родственники Продукты Времена года Страны Советский Союз, Россия, Германия

Слайд 4

Тема урока: «Обобщающее слово при однородных членах предложения и знаки препинания при нем».

Слайд 5

Я вспомню… Я узнаю…. Я научусь…. Я смогу…

Слайд 6

Обобщающее слово — это слово или сочетание слов, которое является общим обозначением для однородных членов предложения.

Слайд 7

27 января 1944 г. – день снятия блокады Ленинграда.

Слайд 8

Я знаю историю Ленинграда , Сталинграда , Севастополя.

Слайд 9

Я знаю историю советских городов: Ленинграда , Сталинграда , Севастополя.

Слайд 10

Задание по вариантам. Найти в предложениях ряд однородных членов предложения и обобщающее слово при нем. Обозначить обобщающее слово схематично знаком

Слайд 11

На оборону родного города поднялись самые незащищенные ленинградские жители: старики, женщины, дети. Ленинградцы пережили достойно все тяготы блокады : страх, голод, холод, смерть.

Слайд 12

На оборону родного города поднялись старики, женщины, дети - самые незащищенные ленинградские жители. Ленинградцы пережили достойно страх, голод, холод, смерть - все тяготы блокады.

Слайд 13

Самые незащищенные его жители: старики, женщины, дети – поднялись на оборону родного города. Все тяготы блокады : страх, голод, холод, смерть – ленинградцы пережили достойно.

Слайд 14

Дневник Тани Савичевой.

Слайд 15

Расставьте знаки препинания. В квартире у Савичевых было много музыкальных инструментов гитара мандолина пианино. Во время блокады Таня, ее братья и сестры вытачивали детали на заводе рыли траншеи работали в меру своих сил. Другие ее родные отец мать братья дядя ушли из жизни один за другим.

Слайд 16

Расставьте знаки препинания. ОТВЕТЫ В квартире у Савичевых было много музыкальных инструментов : гитара , мандолина , пианино. Во время блокады Таня, ее братья и сестры вытачивали детали на заводе , рыли траншеи - работали в меру своих сил. Другие ее родные : отец , мать , братья , дядя - ушли из жизни один за другим.

Слайд 18

Я вспомнил… Я узнал…. Я научился…. Я смог…

Слайд 19

ГОРОДА-ГЕРОИ Ленинград Сталинград Севастополь

Слайд 20

Домашнее задание Упр. 266 (записать предложения, расставить знаки препинания, нарисовать схему однородных членов и обобщающего слова при нем)

Слайд 21

Спасибо за урок!

Слайд 22

« Все может родная земля: Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой». А. Митяев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку с самоанализом Тема «Цитата и знаки препинания при ней» 8 класс...

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...